Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: НЕ СПЕША ПОСПЕШАТЬ


25 апреля 2014, 10:37 | 1 568 просмотров



Ведущие ученые Казахстана, занимаю¬щиеся проблемами образования, обсудили в стенах АПН Казахстана проект Государ¬ственного общеобязательного стандарта начального образования.

Доказано, что из всех реформ в сфере об¬разования реформа его содержания – самая главная и самая сложная. Чтобы правильно его определить, в первую очередь необходи¬мо правильно сформулировать цель и задачи cтандарта. Считаем, что в этой части проект нужно доработать, поскольку положения долж¬ны быть понятны всем, даже детям. Предлага¬ем заложить в цель cтандарта привитие детям таких качеств, которые необходимы для реа¬лизации задачи формирования человеческого капитала, поставленной Главой государства.

Это воспитание ребенка, который будет уважать и ценить родителей, любить свой на¬род и свою Родину, который знает и развивает казахский язык, казахскую культуру и историю, почитает дружбу народов и стремится к со¬хранению единства страны. Это воспитание умного, добросердечного и трудолюбивого человека сильного духом, владеющего тремя языками, готового использовать полученные в жизни знания для будущего своего Отечества. Если будет принято это предложение, то же¬лательно разработать Концепцию cтандарта и представить ее на широкое обсуждение. Стан¬дарт и учебные планы должны быть доработа¬ны на ее основе.

Рассмотрим некоторые аспекты проекта. В нем предусмотрено введение интегрированно¬го предмета «Искусство», включающего в себя «Изобразительное искусство», «Музыку» и «Технологию». С этим трудно согласиться, так как интеграция этих предметов друг с другом прослеживается слабо. То же скажу о введе¬нии интегрированных предметов «Язык и ли¬тература» и «Тіл және әдебиет», так как язык и литература – различные предметы. Язык – это грамматическая семиотическая система, а литература – вид искусства.

Мы полностью поддерживаем идею Прези¬дента Нурсултана ¬Назарбаева о необходимо-сти владения выпускниками школ казахским, русским и английским языками. Но к этому вопросу нужно подходить вдумчиво, опираясь на опыт развитых стран. Мы изучили учебные планы в школах таких государств, как Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония и Тайвань, Канада, Великобритания, ФРГ, Фин¬ляндия и Нидерланды, Ирландия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Греция и Испа¬ния, Новая Зеландия и Китай. И убедились в том, что в первом и втором классах изучается в основном один язык, в редких случаях – два. Мы не знаем, в какой стране мира в первом классе обучают трем языкам.

Наукой доказано, что эффективное изучение других языков возможно на основе владения родным языком. В стандарте в школах с ка¬захским языком обучения на изучение инте¬грированного предмета «Тіл және әдебиет» выделено пять часов, а на изучение неинте¬грированных предметов «Русский язык» и «Английский язык» – по два – четыре часа. Если мы будем обучать с первого класса трем языкам и в такой пропорции, тогда качество овладения казахским языком резко снизится.

В проекте стандарта предусмотрены такие нововведения, как «Новая система оценива¬ния результатов обучения», «Новые условия оборудования классов для проведения уро¬ков», «Новые требования к учителям, веду¬щим интегрированные уроки». Эти новшества – очень сложные проблемы и в научном плане, и в плане их практической реализации. Поэто¬му их надо вводить в учебный процесс только на основе эксперимента.

Для подтверждения названных аргументов нами было проведено анкетирование среди 103 учителей начальных классов в восьми школах города Алматы, в районах Карасай, Жамбыл, Кордай Алматинской области. По результатам исследования 83,97% учителей подтверждают правильность наших позиций.

В разработке стандарта для нас очень ва¬жен опыт ведущих стран мира в области обра¬зования. Анализ результатов международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS за послед¬ние 15 лет показывает, где учащиеся стабиль¬но демонстрируют высокие результаты – это Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Канада, Новая Зе¬ландия и город Шанхай (Китай). Основной фак¬тор, обеспечивающий успешность – то, что их образовательная политика направлена на со¬хранение национальных приоритетов, культу¬ры и ценностей. Традиционно цель обучения в восточных странах более воспитательная, чем образовательная. Правильность этих идей признают все ведущие страны мира.

Каким образом образовательная политика реализуется в этих странах в учебном процес¬се? Рассмотрев в сравнительном плане свод¬ные учебные планы с первого по пятый классы школ Казахстана и Японии, мы пришли к выво¬ду, что казахстанские дети изучают сложные для усвоения предметы, такие как языки, ма¬тематика, естествознание и ИКТ, на 952 часа больше, чем их японские сверстники. А пред¬меты, формирующие духовно-нравственные и физические качества, – на 733 часа меньше. Из этого анализа видно, что стандарт на¬правлен не на воспитание личности как в этих странах, а на изучение сложных предметов в большом объеме. Обучение трудным предме¬там в большом объеме в начальных классах снижает у обучающихся желание учиться и отрицательно влияет на их здоровье. Подроб¬ный расклад по часам можем предоставить разработчикам.

Во всех ведущих странах мира реформы в области образования осуществляются только на экспериментальной основе. Например, в Германии, когда был разработан план пер¬спективного развития системы образования, были проведены около 2 000 экспериментов. На основе вышеизложенного мы считаем, что стандарт должен быть утвержден только после доработки и проведения широкомасштабного эксперимента.

Автор:
Аскарбек КУСАИНОВ, президент Академии педагогических наук Казахстана