Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

АСЫЛБЕК КОЖАХМЕТОВ: «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕРЕМ НА СЕБЯ!»


25 апреля 2014, 10:38 | 1 623 просмотра



НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В КАЗАХСТАНЕ НАСЧИТЫВАЕТ¬СЯ БОЛЕЕ 130 ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ИЗ КОТОРЫХ ЛИШЬ В ВОСЬМИ ЕСТЬ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ МВА. ДАННЫЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ ВЕСЬМА СИЛЬНО РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ, ТАК ЖЕ КАК И ПО СТОИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕД ПОТРЕБИТЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СТОИТ НЕПРОСТАЯ ЗАДАЧА: ВЫБРАТЬ ИЗ НИХ ТОТ ВУЗ, ЗНАНИЯ В КОТОРОМ БУДУТ СООТВЕТСТВОВАТЬ УЖЕ НЕ ТОЛЬКО КАЗАХСТАНСКИМ, НО И МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ.

МНЕНИЯ И АНАЛИТИКА

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В КАЗАХСТАНЕ НАСЧИТЫВАЕТ¬СЯ БОЛЕЕ 130 ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ИЗ КОТОРЫХ ЛИШЬ В ВОСЬМИ ЕСТЬ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ МВА. ДАННЫЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ ВЕСЬМА СИЛЬНО РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ, ТАК ЖЕ КАК И ПО СТОИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕД ПОТРЕБИТЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СТОИТ НЕПРОСТАЯ ЗАДАЧА: ВЫБРАТЬ ИЗ НИХ ТОТ ВУЗ, ЗНАНИЯ В КОТОРОМ БУДУТ СООТВЕТСТВОВАТЬ УЖЕ НЕ ТОЛЬКО КАЗАХСТАНСКИМ, НО И МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ.

Помочь в столь непростом деле могут рейтинги международных аккредитационных агентств, но в образовательной «системе коор¬динат» Запада пока свободно ориентируются лишь немногие наши соотечественники. Про¬лить свет на столь актуальную, но непростую тему мы попросили президента Международ¬ной Академии Бизнеса – единственного вуза в Казахстане и Центральной Азии, чьи програм¬мы МВА в минувшем году получили престиж¬нейшую аккредитацию АМВА (Association of MBA's, UK, London), - доктора бизнес-админи¬стрирования Асылбека Кожахметова.

- Асылбек Базарбаевич, расскажите, по¬жалуйста, как определяется престижность той или иной международной аккредита¬ции.

- В Казахстане, как вы знаете, сейчас идет процесс перехода от государственных стандартов к международным (РК вступил в Таможенный союз, во Всемирную организа-цию труда, Организацию экономического раз¬вития). А международные стандарты более ориентированы на общественное признание, признание со стороны потребителей, и ре¬гламентируются они, как правило, не государ¬ством, а обществом. Поэтому за разработку этих стандартов у них отвечают отраслевые ассоциации и профильные предприятия, то есть на образовательном рынке это бизнес- школы или университеты. Именно они создают аккредитационные агентства, благодаря кото¬рым появляются эти самые стандарты. Одна¬ко агентств по аккредитации очень много, и нет неких единых выработанных международных критериев. То есть, по сути, и вы завтра може¬те создать агентство, объявить определенные, справедливые с вашей точки зрения стандар¬ты и по ним выдавать аккредитацию. Но на самом деле все не так просто. Это напоминает мне пример из казахской культуры – ведь рань-ше биев тоже никто не назначал. Народ сам определял наиболее справедливого судью, к нему приходили, и чем более взвешенные ре¬шения он выносил, тем шире становилась его слава, тем больше к нему шло людей. И агент¬ства, так же как и любые специалисты, себя постепенно зарекомендовывают – к ним идут школы бизнеса и говорят: «мы хотим у вас получить некий знак, тавро качества, потому что именно вашей аккредитации доверяют по¬требители». И чем больше доверия, тем более престижной считается аккредитация.

- А что касается аккредитации АМВА, в чем ее ценность?

- С точки зрения бизнес-образования три самые сильные аккредитации в мире это АМВА, EQUIS (институциональная аккредита¬ция в Европе) и AACSB (институциональная аккредитация в США). Это так называемая «тройная корона» - triple crown. Сегодня лишь немногим более 100 школ бизнеса в мире, по¬лучив все эти 3 престижнейшие аккредитации, являются ее обладателями.

Я хотел бы подчеркнуть, что АМВА – это программная аккредитация (которая оцени-вает только программы МВА и DBA), а есть еще институциональные аккредитации, когда аккредитуется весь вуз в целом. Фактически международную аккредитацию получила толь¬ко часть продуктов МАБ. И теперь мы подаем документы в EPAS (Европа) на аккредитацию программ бакалавриата, которые занимают большой объем нашей деятельности.

- А все три аккредитации есть в стратеги¬ческих планах развития МАБ до 2020 года…

- Совершенно верно. Мы лелеем мечту надеть «тройную корону». В соответствии со стратегическим планом развития МАБ мы пла¬нируем пройти все три аккредитации к 2020 году. Сейчас у нас на очереди EQUIS (чтобы выйти на этот параметр, понадобится 3-4 года), а к 2020 году планируем получить аккре¬дитацию AACSB. Мы уже подали документы на вступление в ассоциацию (AACSB. – Авт.), поскольку, если аккредитация АМВА занимает путь до 3 лет, то аккредитация AACSB вклю¬чает в себя столько ступеней, циклов, посеще¬ний, что процесс растягивается на 5-7 лет.

- На какой срок дается международная аккредитация? Ее ведь нужно периодиче¬ски проходить заново?

Конечно! Даже аккредитационные стандар¬ты меняются со временем, примерно каждые 5 лет приходит новое поколение стандартов – таким образом идет развитие самой идео¬логии стандартов, развитие специалистов по стандартам и развитие школ бизнеса и уни¬верситетов, которые этим стандартам соот¬ветствуют. Если вы прошли аккредитацию, это означает, что, во-первых, ваше качество про¬верено не просто внешним, независимым, но авторитетным и профессиональным органом. Скажем, международная аккредитация АМВА присуждается на срок от 3 до 5 лет. И ее по¬лучение – свидетельство огромного доверия и признания со стороны ассоциации, поскольку тем самым она выступает гарантом того, что, во-первых, этот вуз в следующие пять лет бу¬дет существовать, и, во-вторых, качество об¬разования в нем не снизится.

Во-вторых, после аккредитации ее резуль¬таты становятся известны сообществу бизнес- школ. Если брать АМВА – в ней аккредитованы программы МВА 202 бизнес-вузов из 13 000 существующих в мире, то есть лучшие школы бизнеса в этом списке. И теперь 60 стран, в которых находятся данные вузы, доверяют до¬кументу о присуждении АМВА.

- Что изменило это событие в жизни ака¬демии? Вы чувствуете, что перешли на но¬вый уровень?

В прошлом году в ноябре я ездил в Китай на конференцию, которую проводила Ассоциа-ция МВА (Association of МВА’s, UK). И там нам вручили документ о присуждении МАБ этой аккредитации – его обычно вручают на боль¬ших собраниях. После этого представители многих школ бизнеса, о которых мы даже не знаем, подошли, поздравили, и их уважитель¬ное отношение и, я бы сказал, некоторая доля хорошей, продуктивной зависти дали мне по¬чувствовать, что мы перешли в другой класс, более авторитетный, более уважаемый, более признанный.

- А в Казахстане вы это чувствуете?

- Пока не могу этого сказать определенно. С одной стороны, мне кажется, те наши колле¬ги, которые понимают вес этой аккредитации, предпочитают об этом событии не говорить. Ну а к тем, которые не понимают и, соответ¬ственно, не говорят, нет претензий. Но в то же время должен заметить, что государство, Министерство образования и науки заметило наши достижения. Мы получили другую оцен¬ку с их стороны. Нас приглашают на важные заседания; на конференцию, организованную МАБ, приезжал вице-премьер. Сотрудники и преподаватели академии к 25-летию вуза были отмечены и правительством, и Мини¬стерством образования. Со стороны бизнеса тоже произошла переоценка - мы получили очень серьезные предложения о запуске кор¬поративных программ. Не сказать, что отно¬шение поменялось кардинально, но подвижки уже есть.

Этот процесс (признания. – Авт.) происхо¬дит постепенно, поскольку само развитие ры¬ночной экономики, бизнес-образования и об¬разования в том числе еще не дотягивает до четкого понимания тонкостей в квалифициро¬ванных программах, квалифицированных ак¬кредитациях в мире. Обижаться в данном слу¬чае не стоит. Наша задача, как единственного в Казахстане и Центральной Азии вуза, полу-чившего аккредитацию АМВА, - продвижение передовых подходов и знаний в этой области. Мы должны рассказать всем, что такое АМВА.

- Важный вопрос: что дает выпускнику МАБ получение академией аккредитации?

- В этом вопросе немаловажную роль игра¬ет оценка со стороны бизнеса. К примеру, в Казахстане немногие HR-директора знают, что такое АМВА или AACSB. В Европе это знают все! Вы приходите устраиваться на работу, и у вас есть степень МВА. HR-директор спраши¬вает: в какой школе получили МВА? Аккреди¬тация АМВА есть? Если нет – у вас не будет преимуществ. Аккредитации AACSB, АМВА или EQUIS будут примерно равноценны в об¬ласти МВА, но в области институциональной, конечно, EQUIS будет иметь преимущество в Европе, а AACSB – в Америке. То есть на международной арене диплом выпускника вуза, имеющего аккредитацию АМВА, будет неизмеримо весомее. Что касается конкретно академии и преимуществ от аккредитации для наших студентов, как я уже сказал, стандар¬ты качества АМВА ориентированы на лучшие школы бизнеса в мире. Соответственно, у нас изменилось качество учебного процесса, изме¬нились требования к преподавателям.

Ты словно каждый раз заново сдаешь экза¬мен. В чем отличие от аттестации министер-ства? Если не прошел аттестацию МОН РК – вуз закрывают.Европейская ассоциация МВА в случае несоответствия вуза своим стандартам говорит: «Как работали, так и работайте, но имейте в виду: у вас нашего знака качества не будет». Конечно, для международных компа¬ний аккредитация АМВА имеет гораздо боль¬шее значение, чем для казахстанских, потому что они знают АМВА, давно работают с этим агентством, наслышаны о нем и понимают, что оно из себя представляет.

HR-департаменты любой серьезной компа¬ни знают не только о том, какие аккредитации есть у той или иной школы бизнеса, но и какой у нее уклон (на подготовку IT-специалистов, менеджеров или финансовых аналитиков), в какую компанию и на какую позицию лучше брать выпускников того или иного вуза, изуча-ют, какое место занимает компания в различ¬ных рейтингах. Мир давно стратифицирован, уложен. А мы только пытаемся в этот мир за¬йти и занять там места в партере. И отрадно то, что теперь казахстанское бизнес-образова¬ние уверенно стоит на одной ступени с самыми сильными университетами мира.

- Какие задачи ставит перед собой кон¬сорциум?

- Консорциум, во-первых, хотел бы, чтобы была создана правильная аккредитация каче¬ственных вузов. Чтобы голос именитых вузов был слышен при формировании политики об

разования в Казахстане. И консорциум го¬тов в этом смысле содействовать Министер¬ству образования.

Мы хотели бы, чтобы была создана кон¬цепция автономности вузов, о которой в по¬следние годы много говорится, чтобы она продвигалась быстрее, и продвигалась на пра¬вильных, справедливых основаниях. Чтобы качество образования поднималось во всем Казахстане, а не только в вузах консорциума. Консорциум готов быть лидером, на которого ориентируются, добровольным помощником развития качественного образования. Мы под¬нимаем этот флаг и говорим: идите сюда все, кто собирается серьезно бороться за качество образования!

В заключение хотел бы подчеркнуть, что я один из сторонников принципиального под¬хода к качеству и занимаю иногда достаточно жесткую позицию по созданию стандартов в образовании, проведению идеологии каче¬ства. Но в последнее время стало модным где-то даже огульно критиковать реформы в образовании. Дошло до того, что говорят: «Почему все время идут изменения? Давайте остановимся». На мой взгляд, если вы хотите улучшения качества, нельзя останавливаться. Нужно все время идти вперед. Да, некоторые реформы не удались, оказались не такими эффективными, как хотелось бы. Но это нор¬мально. Это не означает, что надо прекратить реформы. Это только означает, что голос общественности должен быть строже, должен быть более качественным, должен быть объ¬единен, консолидирован, как, например, в кон¬сорциуме. Каждый из вузов по отдельности не был слышен, а теперь восемь, надеюсь, будут не только услышаны, но обязательно должны быть поддержаны.

- Но ведь к мнению общественности чи¬новники не всегда прислушиваются…

- В первую очередь, как я уже сказал, го¬лоса в поддержку качества образования долж-ны быть более профессиональными, более осознанными, более грамотными, и тогда они должны быть и будут услышаны. Зачастую пресса, особенно телевидение, бывая на ка¬ких-либо конференциях, круглых столах, со¬вещаниях по образованию, выхватывает са¬мые одиозные, самые яркие случаи и говорит только о них, не замечая тех положительных примеров, которые существуют в Казахстане. Между тем отечественные массмедиа могли бы стать мощным инструментом положитель¬ного воздействия на сферу образования в Казахстане в плане своевременного и каче-ственного освещения важных тем, глубокого и вдумчивого анализа проведенных реформ и даже общественного контроля. Для нас значе¬ние СМИ в этом вопросе настолько очевидно, что мы решили стимулировать журналистов не словом, а делом – МАБ уже пятый год прово¬дит республиканский конкурс «ЗачОт» среди казахстанских журналистов и редакций, осве¬щавших в минувшем году темы образования. Совсем скоро состоится очередная церемония награждения победителей конкурса, и я хочу думать, что их будет больше, чем в прошлом году, а их публикации стали качественнее, острее и глубже. Я за то, чтобы прекратить погоню за «желтизной» и больше говорить об инициативах, которые могли бы стать в буду¬щем прообразом позитивных изменений.

Автор:
Автор: Рахимбек АСАНОВ