Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

КАЧЕСТВО И ПЕРСПЕКТИВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ


22 мая 2014, 10:58 | 1 780 просмотров



17 января Глава государства в Послании народу Казахстана обозначил создание ка¬чественной образовательной системы при¬оритетом для вхождения в число 30 конку¬рентоспособных стран мира. Сегодня в 130 вузах и в 849 колледжах обучаются свыше миллиона человек (1086,1 тыс.). Ежегодно 300 тысяч выпускников (2012 – 264 тыс., 2013 – 309 тыс.) выходят на рынок труда (103 тыс. по госзаказу). Большинство из них – 80% после вуза и 67% после колледжа - трудоустраиваются в первый год по про¬фессии.

Только за последние три года бюджетные средства на техническое и профессиональное образование увеличены почти в 2 раза (2010 - 52,9 млрд. тг.; 2013 - 91 млрд. тг.). В 6 раз увеличены средства на оснащение мастерских в колледжах (2010 – 896 млн. тг., 2013 – 5,5 млрд. тг). Внедряется дуальная система. Соз¬даются современные учебные заведения и новые модели управления. В результате тру¬доустройство выпускников по специальности увеличилось на 10%. В высшем образовании за два года финансирование увеличилось на 20% (2011 – 89,1 млрд. тг.; 2013 – 106,5 млрд. тг.). В ходе оптимизации сети вузов их количе¬ство снизилось на 16 (2011 - 146; 2013 - 130).

В Топ 701+ рейтинга QS в 2013 году вошло 9 вузов (2011 – 5). Более, чем в 7 раз возрос¬ло финансирование вузовской науки (2011 – 1 млрд.тг; 2013 – 7,7 млрд.тг). Развивается академическая мобильность. Благодаря го¬сударственной программе по привлечению иностранных ученых значительно усилива¬ется трансферт знаний и технологий. Таким образом, система профессионального об¬разования выполняет свою основную задачу подготовки кадров для экономики. Однако, имеется ряд вопросов, требующих решения. Например, в ТиПО идентифицированы сле¬дующие основные проблемы. Бюрократичная система разработки программ не позволяет колледжам оперативно реагировать на из¬меняющиеся запросы работодателей. До сих пор большинство программ не базируется на профстандартах. Существующая методика разработки и внедрения стандартов и типовых учебных программ себя дискредитировала из¬лишней детализацией.

Существующая материально-техническая база колледжей и кадровый потенциал ТиПО не отвечает требованиям работодателей и бизнеса. Одна из основных причин - недо¬статочный уровень финансирования ТиПО, особенно на фоне стран с эффективной си¬стемой подготовки кадров для производства. В результате бизнес на сегодня мало заинте¬ресован в инвестировании в развитие системы ТиПО. Сама система не престижна и не при¬влекательна для выпускников школ. Позвольте подробнее остановиться на них.

До сих пор не обеспечен равный доступ на¬селения к получению первой технической про¬фессии. Системой ТиПО на сегодня охвачено лишь 17% (562 тыс. чел.) молодежи типичного возраста (по госзаказу - 244,4 тыс. человек). Уже сегодня 633,2 тыс. молодых людей от 14 до 24 лет не имеют профессии, что составляет 20% (от 3 млн. 132 тыс. чел.). Из них 94 тыс. чел. нигде не работают. Рост численности де¬тей и молодежи также увеличивает нагрузку на систему образования. Проблема усили¬вается региональным дисбалансом охвата. Имеется дефицит почти 7 тысяч мест (6,7 тыс.) на юге (Мангыстауская, ЮКО, Кызылор¬динская, Жамбылская). При этом в колледжах северных и восточных регионов (Акмолинская, Павлодарская, Костанайская, СКО и ВКО) про¬фицит составляет 4 тыс. мест.

Ежегодно более 22 тыс. выпускников школ, из которых более половины в южных регионах, выходят на рынок труда без квалификации. Отсутствует корреляция между изменения¬ми на рынке труда и работой системы ТиПО. Несмотря на ежегодную подготовку порядка 170 тыс. специалистов ТиПО, внутри отдель¬ных отраслей экономики наблюдается сниже¬ние количества занятых работников. Один из острых примеров – сельское хозяйство, где при подготовке 11 тыс. специалистов в про-шлом году, снижение занятости составило почти 53 тыс.

Рынок сегодня не формирует заказ на ка¬дры ни по количеству, ни по качеству. В 2013 г. в экономике республики были заняты 8,5 млн. человек. При этом 25% рабочих мест в стране не требовали никакой квалификации, тогда как в странах ЕС – не более 10%. Из созданных в рамках ФИИР рабочих мест 30 % также не тре-бовали квалификации. Из 117 849 предприя¬тий только 0,03 % имеют учебные центры. Это очень тревожные цифры и они свидетельству¬ют о низкой технологичности производства или неправильной аттестации работодате¬лями рабочих мест. Для решения этой про¬блемы необходимо детализировать методику определения потребности в кадрах Минтруда и создать базу востребованных профессий с указанием зарплаты и других данных.

Создание такой базы поможет выпускникам 9 и 11 классов определиться в выборе профес¬сии. Для этого потребуется обновление форм госстатистики для предприятий, в т.ч. малого и среднего бизнеса, создания соответствующей инфраструктуры. Внутри республики сложи¬лись системные региональные дисбалансы трудовых ресурсов. При значительном избыт¬ке трудовых ресурсов в южных областях, на¬блюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке. В этой связи необходимо системными мерами обеспечить переток обучающейся молодежи южных об¬ластей в трудо-дефицитные регионы севера и востока по востребованным направлениям развития экономики и производства. В ином случае, тенденции роста диспропорций в тече¬ние ближайших 5 лет усилят демографическое давление.

По результатам подготовки кадров для ГПФИИР 2010-2014: обучено в 4 раза боль¬ше проектной потребности, нанято на работу в 2 раза меньше проектной потребности. Для кадрового обеспечения ГПФИИР на 2010- 2014 гг. госзаказ на подготовку кадров ТиПО увеличен с 36 до 43%. Госзаказом охвачены 100% технических колледжей. В результате подготовки кадров с учетом проектной потреб¬ности ГПФИИР - 92 тыс., фактически были приняты на работу лишь 52 тыс. работников. 320 тыс. выпускников остались невостребо¬ванными. Остается низким имидж системы ТиПО среди молодежи. По результатам со¬цопроса выявлено, что более 90% школьников не планируют поступать в систему ТиПО. 17% студентов ТиПО не связывают свое будущее с полученной специальностью. Одна из причин – отсутствие качественной профориентации. Почти 50% из числа опрошенных школьников отметили необходимость в помощи при выбо¬ре своей профессии. В результате отсутствия полноценной профориентации и отрыва под¬готовки кадров с потребностями рынка труда выпускники вынуждены затрачивать дополни¬тельные средства и время для переучивания. В результате на подготовку инженера, отве¬чающего квалификационным требованиям предприятия, уходит дополнительно до 5 лет. В ином случае выпускники вынуждены искать работу, не требующую квалификации, либо оставаться безработными.

Одним из решений данного вопроса являет¬ся развитие дуального обучения, широко рас¬пространенная в 60 промышленно развитых странах. Ее ключевые особенности:

- хорошо развитая профориентационная работа с молодежью в школах и центрах за¬нятости населения;

- молодой человек самостоятельно выбрав профессию, до начала обучения заключает контракт с предприятием о содействии в об¬учении, гарантировании ему рабочего места для практики и трудоустройства;

- большая часть обучения (до 70-80%) про¬водится на производстве и только 30-20% – в учебном заведении.

Одной из лучших является немецкая мо¬дель дуальной системы ТиПО, которая охва¬тывает 1,5 млн. чел. В систему дуального об¬учения вовлечены более 24% всех компаний, обеспечивающих 77% (23,8 млрд. евро) всего финансирования производственного обуче¬ния. При этом финансирование госбюджета составляет – 23% (7,1 млрд. евро). Средний уровень успеваемости обучающихся – 90%.

В Казахстане только 176 колледжей внедря¬ют отдельные элементы дуальной системы по 83 специальностям, с охватом 44 тыс. обуча¬ющихся. Для решения вышеперечисленных за¬дач в разработан 3-х летний План по приори¬тетным направлениям образования и науки, который подтвержден мероприятиями, реаль¬ными сроками и ресурсами. Для выполнения трехлетнего Плана заключены 3-х летние ме¬морандумы с акимами областей и гг. Астана и Алматы по достижению целевых индикаторов. Утверждена новая структура Министерства образования и науки.

Отдельным блоком в меморандуме за¬креплены обязательства по развитию ТиПО в трехлетней перспективе. Одним из ключевых направлений является дальшейшее развитие холдинга «Кәсіпқор». В его рамках ведет¬ся создание 2 колледжей мирового уровня в гг.Алматы и Астана, 4 межрегиональных центров, 10 партнерских колледжей. Данные учебные заведения призваны внедрить, апро¬бировать и перенести на все колледжи респу¬блики лучшие мировые практики по организа¬ции учебного процесса и передовые учебные практики и методики.

Для решения обозначенных вопросов на 2014-2016 гг. нами запланированы следующие ключевые мероприятия. Активизация заклю¬чения договоров с предприятиями в рамках дуального обучения. Инвентаризация и пере¬оснащение МТБ колледжей. В этом году будут созданы 6 центров сертификации рабочих при работодателях, начата разработка системы профориентации.

Будет проведена инвентаризация учебных программ на предмет предоставления боль¬шей академической свободы колледжам. На¬чиная с текущего года, ведется разработка интегрированных образовательных программ и учебников на базе профстандартов. Плани¬руется апробационное внедрение подушевого финансирования, повышение квалификации более 10 тыс. педагогов ТиПО, а также вовле¬чение в ТиПО специалистов с производства. Будет активизировано строительство и ввод в эксплуатацию, капремонт общежитий ТиПО.

Все вышеназванные меры необходимо под¬держать законодательно. В первую очередь будут внесены дополнения в ЗРК «Об образо¬вании» в части дуального обучения, внедрения прикладного бакалавриата и гарантированно¬го получения молодежью ТиПО. Кроме того планируется дополнения в Налоговый и Тру¬довой кодексы, а также в закон «О занятости». Часть норм включена в проект закона «О госу¬дарственной молодежной политике».

В системе высшего образования создана точка роста – Назарбаев Университет, кото¬рый служит ориентиром для развития осталь¬ных вузов (из 130 вузов: национальные – 9, го¬сударственные - 31, негражданские – 13, АОО «Назарбаев Университет» - 1, международный – 1, акционированные – 16, частные – 59). Из 42 тысяч преподавателей вузов половина име¬ют ученые степени. Из за демографических причин еще несколько лет студенческий кон¬тингент будет сокращаться. Контингент заоч¬ников сокращен на 105 тыс. человек (2011 год – 259 тыс., 41%; 2013 год – 144 тыс., 27,5%).

Государственный заказ для вузов ориен¬тирован на технические специальности, об¬разование, здравоохранение, социальную защиту и сельское хозяйство. На долю этих специальностей приходится 81% всех государ¬ственных грантов. При этом структура обще¬го контингента студентов, включая платников, характеризуется преобладанием обучения по специальностям образования, техническим специальностям, социальным наукам, эконо¬мике и праву. Основной проблемой является качество высшего образования. Система фор¬мирования содержания программ забюрокра¬тизирована. Управление не прозрачно. Имеют¬ся высокие риски коррупции и долгосрочные риски социальной напряженности.

Выпускники вузов не конкурентоспособны и не востребованы на рынке труда. Отсутствует системная интеграция образования, науки, ин¬новаций и производства. Продолжают иметь место массификация подготовки некачествен¬ных специалистов и коррупция. Из 116 граж¬данских вузов 65% (76 вузов) со средней

и высокой степенью рисков (по 22 норма¬тивным параметрам). В них недостаточно квалифицированных педагогов, учебных по¬мещений, учебного и научного оборудования и лабораторий, литературы, отсутствует науч¬ная работа. При этом все частные вузы имеют высокую и среднюю степень рисков (закон РК «О государственном контроле и надзоре»). В результате мер по повышению качества за по¬следние три года сеть вузов была сокращена на 19 ед.

Мировые тренды свидетельствуют о том, что естественная массификация высшего об¬разования характерна для стран с наукоемкой и инновационной экономикой (за три года кон¬тингент увеличился в США – на 10%, Велико¬британии – 8,3%, Бразилии – 11,3%, Франция – 5%, Германии и Финляндии – 4,2%). В стра¬нах, где такая экономика еще не сформиро¬валась, массификация чревата нарастанием диплоимированной безработицы и социальной напряженности в молодежной среде. Поэтому первоочередная задача в высшем образова¬нии на ближайшие годы - повышение качества и оптимизация низкосортных вузов. В 2013 году в отношении 10 вузов административные дела направлены в суды на закрытие. 5 вузов были лишены лицензии и закрыты решением суда. Работа по оптимизации «Фабрик выдачи дипломов» будет продолжена.

В Казахстане период разработки и запуска новых специальностей составляет 1,5 - 2,5 года. В передовых странах аналогичный про¬цесс занимает 1 семестр. Излишняя регламен¬тация создания новых учебных программ пре¬пятствует быстрому реагированию вузов на постоянно обновляющиеся требования рынка труда. В результате вузы выпускают специ¬алистов, оторванных от реальных потребно¬стей работодателей. Централизованная мо¬дель управления вузами

не обеспечивает конкурентоспособность и не гармонизирована с международной прак¬тикой. Организационно-правовая форма вузов в виде ГУ и РГП снижает прозрачность и эф¬фективность. Не сформированы механизмы вовлечения работодателей и общественности. Необходима другая организационно-правовая форма и создание советов курирующих работу ректоров (по типу Совета директоров в АО).

Для решения вышеназванных задач в бли¬жайшее время ключевыми мероприятиями в сфере высшего образования являются: фор¬мирование целевых программ финансирова¬ния вузов, расчет размера госгранта с учетом реальных затрат, расширение сети вузов с наблюдательными советами, разработка мо¬дульных программ на основе профстандар¬тов, повышение квалификации ППС вузов и другие.

Одна из основных задач - усиление исследо¬вательского потенциала вузов. В этом году по примеру Назарбаев Университета 3 ведущих вуза Казахстана и более 10 крупнейших науч¬ных центра создадут новые научные и обучаю¬щие программы. По ним с сентября начнут об¬учаться 1262 магистрантов и 532 докторантов. Для решения проблем подготовки кадров в по¬следние годы значительно увеличены бюджет¬ные средства на образование в Казахстане. В 2014 году выделено 1 497 млрд. тенге. Однако финансирование в % к ВВП остается не на вы¬соком уровне в течение нескольких лет – 3,8% при рекомендуемых ЮНЕСКО 5-7%. При этом доля государственных затрат на профессио¬нальное образование остается стабильно низ¬кой в пределах 0,5-0,8% от ВВП.

И еще один аспект подготовки кадров для экономики. Большую лепту вносит программа «Болашак». В 2014-17 гг. будет подготовлено 3598 выпускников в т.ч.: 1146 человек - само¬стоятельно поступившие стипендиаты, требу¬ющие трудоустройства и 2452 обучающиеся по программно-целевому методу с гаранти¬рованным трудоустройством. Уже в этом году начата подготовка специалистов для второй пятилетки ГПИИР в рамках программы «Бо¬лашак» по заявкам МИНТ и национальных компаний.

Для реализации всех озвученных сегодня задач МОН начата работа над законодатель¬ным обеспечением предлагаемых мер по мо¬дернизации системы высшего образования и ТиПО.

В этом году запланировано внесение на Ваше рассмотрение пакета изменений и до¬полнений в Закон РК «Об образовании», а также в ряд сопутствующих законодательных актов. В результате реализации озвученных планов на 2014-2016 гг. будет сформирована новая законодательная и финансовая база для развития системы высшего образования и ТиПО, что позволит выйти на новый уровень развития, как на национальном, так и глобаль¬ном уровне. Со своей стороны МОН будет благодарно за Ваши замечания и пожелания. Они будут учтены при реализации 3-х летнего плана работы на 2014-2016 гг. Надеемся на поддержку Депутатским корпусом наших ини¬циатив.

Автор:
А.Б. САРИНЖИПОВА министр образования и науки Республики Казахстан на парламентских слушаниях 16 мая 2014 года