13 июня 2014, 06:00 | 1 504 просмотра
Региональные экологические цен-
тры (РЭЦ) Центральной и Восточной
Европы при поддержке Итальянского
трастового фонда (ITF) завершили
реализацию международного про-
екта “Окружающая среда школы и
респираторные заболевания детей -
SEARCH II (2011-2013)”. Инициатива
SEARCH представляет собой междуна-
родный исследовательский проект в
области экологии и охраны здоровья,
реализуемый в рамках Европейского
плана действий “Окружающая среда и
здоровье” и Европейского плана дей-
ствий “Окружающая среда и здоровье
детей”.
Пилотный этап SEARCH, в котором при-
нимали участие Италия и Венгрия, прохо-
дил с 2003 по 2004 год. В рамках первого
этапа SEARCH1 в ходе анализа, проводив-
шегося в Албании, Боснии и Герцеговине,
Венгрии, Италии, Сербии и Словакии, была
создана обширная база экологических и
медицинских данных.
Проект SEARCH II распространил гео-
графию инициативы SEARCH на Беларусь,
Казахстан, Таджикистан и Украину в целях
установления взаимосвязи между школь-
ной экологией и здоровьем детей в более
широком контексте. Кроме того, в этом про-
екте был задействован новый компонент -
оценка энергопользования в школьных зда-
ниях и влияние строительных материалов
на здоровье детей. На основе полученных
данных были составлены рекомендации по
улучшению экологичности школьной среды
и повышению энергоэффективности школь-
ных зданий. Анализ данных проводился по
трем компонентам проекта: экологический
мониторинг в школах, энергоэффектив-
ность и респираторное здоровье детей в
возрасте от 8 до 11 лет. В каждой стране -
участнице проекта было выбрано 10 пилот-
ных школ, в каждой из которых были обсле-
дованы примерно по 100 учеников. Таким
образом, в каждой из стран-участниц про-
верили здоровье около 1000 школьников. В
Казахстане в проекте приняли участие ак-
тивно работающие в области экологическо-
го образования школы из Астаны, Алматы,
Карагандинской области и Павлодара. За-
меры в области экологического мониторин-
га в классах и на прилегающих территори-
ях, энергоэффективности и респираторного
здоровья учеников школ были выполнены
казахстанскими экспертами проекта, пред-
ставляющими карагандинские НПО “Эко-
Образ” и компанию “Эргономика”, а также
НПО “Центр охраны здоровья” из Астаны. В
Таджикистане проект был реализован в 10
пилотных школах Душанбе.
По результатам анализов подготовлен
заключительный отчет по проекту “Оздо-
ровление окружающей среды в свете во-
просов экологии и здоровья” на русском и
английском языках, а также ряд публика-
ций, включая основную брошюру проекта
“Окружающая среда и здоровье школьни-
ков” на государственном и русском языке.
Как отмечают авторы итоговых докумен-
тов, спирометрические тесты показали, что
большинство детей имеют нормальную ре-
спираторную функцию, поэтому первооче-
редной задачей должно стать поддержание
этого состояния и дальнейшее улучшение
условий жизни детей. “Обширный материал
базы данных позволил выявить статистиче-
ски значимые связи между школьной эко-
логией и состоянием здоровья детей. Часть
этих связей могла быть совпадением и не
иметь под собой почвы, однако их основная
масса является источником информации и
документированных фактов, которые мо-
гут лечь в основу разработки дальнейших
мер по оздоровлению школьной экологии
и улучшению респираторного здоровья де-
тей”, - говорится в заключительном отчете
по проекту SEARCH II.
Результаты исследования наводят на не-
сколько очевидных эффективных мер, обе-
спечивающих здоровье школьников. Это
ограничение числа детей в классах, обяза-
тельное проветривание помещений на каж-
дой перемене или даже во время уроков,
исключение использования пластика (ПВХ)
для напольных покрытий и водостойких
красок для отделки школьных помещений.
Школы не следует строить вблизи оживлен-
ных магистралей и в местах с высокой за-
грязненности атмосферного воздуха.
Оценивая уровень комфорта в классе,
48% маленьких респондентов сочли, что
температура воздуха в помещении была
слишком высокой (детям было жарко при
температуре выше 22 градусов по Цель-
сию). По мнению экспертов, этот вывод
может иметь большое значение с точки
зрения энергосбережения. Расчетное по-
требление первичной энергии оказалось в
целом в 1,7 раза выше эталонного, из чего
авторы отчета заключают, что модерниза-
ция конструкционных элементов здания и
систем отопления, вентиляции и кондицио-
нирования содержит мощный ресурс энер-
госбережения. Были выданы рекомендации
для такой модернизации. Модернизация
способна обеспечить снижение среднего
общего потребления первичной энергии с
220,9 кВт•ч/м2 до 108,0 кВт•ч/м2, говорится
в отчете. Оптимизация теплотехнических
характеристик наружной оболочки здания
может привести к снижению потребления
тепловой энергии, а также улучшить ощу-
щение комфорта у детей.
В ходе реализации проекта удалось по-
лучить дополнительное подтверждение
того, что хорошее качество воздуха на
уроках во многом зависит от режима вен-
тиляции на переменах. Так, спертый воздух
в классе повышает риск головной боли у
детей на 96%, а воздух нейтрального каче-
ства - на 31 % по сравнению со свежим воз-
духом. “Открываемые окна сами по себе
не защищают детей от кашля и бронихта.
Но в классных комнатах, где окна не от-
крывали на каждой перемене, значительно
больше детей страдали от хронического
кашля, чем в чаще проветриваемых клас-
сах. Частотность хронического кашля была
на 50% выше в классах, где окна не откры-
вали на каждой перемене, в сравнении с
классами, где проветривали после каждого
урока. Дети в классах, где окна были регу-
лярно открыты во время уроков, оказались
значительно более устойчивыми к хрони-
ческому кашлю по сравнению со сверстни-
ками, которые учились в классах, где окна
нельзя было открывать во время уроков из-
за шума на улице”, - отмечено в итоговом
документе.
Что касается уровня шума, то в Казах-
стане, например, напряженное дорожное
движение отмечалось вблизи 60% школ,
принимавших участие в исследовании,
тогда как в белорусской выборке таких
учебных заведений не оказалось вообще.
Почти все школы имели школьный двор,
и большинство детей пользовались им на
переменах и после уроков. Данные о зеле-
ных насаждениях вокруг школы были менее
однородными: наличием таковых могли
похвастать только 28,7% школ в Украине
и 100% - в Таджикистане. Вместе с тем в
том же Таджикистане 36% детей ходили в
школу, вблизи которой находился промыш-
ленный объект или свалка, а в трех других
странах, вошедших в качестве новичков в
проект SEARCH II, этот источник экологиче-
ского риска был минимальным.
“Следует подчеркнуть, что исследуемые
школы нельзя считать репрезентативными
для своих стран, и поэтому результаты ис-
следования ни в коем случае не отражают
общей ситуации в конкретных государ-
ствах. Полученные данные просто иллю-
стрируют вариативность нашего выбороч-
ного исследования и помогают изучить
воздействие различных факторов риска,
заключенных в условиях домашней жизни и
школьной экологии детей”, - отмечают ини-
циаторы проекта.