Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

В РАМКАХ ЭКОПРОЕКТА ИЗУЧЕНЫ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ


13 июня 2014, 06:00 | 1 504 просмотра



Региональные экологические цен-

тры (РЭЦ) Центральной и Восточной

Европы при поддержке Итальянского

трастового фонда (ITF) завершили

реализацию международного про-

екта “Окружающая среда школы и

респираторные заболевания детей -

SEARCH II (2011-2013)”. Инициатива

SEARCH представляет собой междуна-

родный исследовательский проект в

области экологии и охраны здоровья,

реализуемый в рамках Европейского

плана действий “Окружающая среда и

здоровье” и Европейского плана дей-

ствий “Окружающая среда и здоровье

детей”.

Пилотный этап SEARCH, в котором при-

нимали участие Италия и Венгрия, прохо-

дил с 2003 по 2004 год. В рамках первого

этапа SEARCH1 в ходе анализа, проводив-

шегося в Албании, Боснии и Герцеговине,

Венгрии, Италии, Сербии и Словакии, была

создана обширная база экологических и

медицинских данных.

Проект SEARCH II распространил гео-

графию инициативы SEARCH на Беларусь,

Казахстан, Таджикистан и Украину в целях

установления взаимосвязи между школь-

ной экологией и здоровьем детей в более

широком контексте. Кроме того, в этом про-

екте был задействован новый компонент -

оценка энергопользования в школьных зда-

ниях и влияние строительных материалов

на здоровье детей. На основе полученных

данных были составлены рекомендации по

улучшению экологичности школьной среды

и повышению энергоэффективности школь-

ных зданий. Анализ данных проводился по

трем компонентам проекта: экологический

мониторинг в школах, энергоэффектив-

ность и респираторное здоровье детей в

возрасте от 8 до 11 лет. В каждой стране -

участнице проекта было выбрано 10 пилот-

ных школ, в каждой из которых были обсле-

дованы примерно по 100 учеников. Таким

образом, в каждой из стран-участниц про-

верили здоровье около 1000 школьников. В

Казахстане в проекте приняли участие ак-

тивно работающие в области экологическо-

го образования школы из Астаны, Алматы,

Карагандинской области и Павлодара. За-

меры в области экологического мониторин-

га в классах и на прилегающих территори-

ях, энергоэффективности и респираторного

здоровья учеников школ были выполнены

казахстанскими экспертами проекта, пред-

ставляющими карагандинские НПО “Эко-

Образ” и компанию “Эргономика”, а также

НПО “Центр охраны здоровья” из Астаны. В

Таджикистане проект был реализован в 10

пилотных школах Душанбе.

По результатам анализов подготовлен

заключительный отчет по проекту “Оздо-

ровление окружающей среды в свете во-

просов экологии и здоровья” на русском и

английском языках, а также ряд публика-

ций, включая основную брошюру проекта

“Окружающая среда и здоровье школьни-

ков” на государственном и русском языке.

Как отмечают авторы итоговых докумен-

тов, спирометрические тесты показали, что

большинство детей имеют нормальную ре-

спираторную функцию, поэтому первооче-

редной задачей должно стать поддержание

этого состояния и дальнейшее улучшение

условий жизни детей. “Обширный материал

базы данных позволил выявить статистиче-

ски значимые связи между школьной эко-

логией и состоянием здоровья детей. Часть

этих связей могла быть совпадением и не

иметь под собой почвы, однако их основная

масса является источником информации и

документированных фактов, которые мо-

гут лечь в основу разработки дальнейших

мер по оздоровлению школьной экологии

и улучшению респираторного здоровья де-

тей”, - говорится в заключительном отчете

по проекту SEARCH II.

Результаты исследования наводят на не-

сколько очевидных эффективных мер, обе-

спечивающих здоровье школьников. Это

ограничение числа детей в классах, обяза-

тельное проветривание помещений на каж-

дой перемене или даже во время уроков,

исключение использования пластика (ПВХ)

для напольных покрытий и водостойких

красок для отделки школьных помещений.

Школы не следует строить вблизи оживлен-

ных магистралей и в местах с высокой за-

грязненности атмосферного воздуха.

Оценивая уровень комфорта в классе,

48% маленьких респондентов сочли, что

температура воздуха в помещении была

слишком высокой (детям было жарко при

температуре выше 22 градусов по Цель-

сию). По мнению экспертов, этот вывод

может иметь большое значение с точки

зрения энергосбережения. Расчетное по-

требление первичной энергии оказалось в

целом в 1,7 раза выше эталонного, из чего

авторы отчета заключают, что модерниза-

ция конструкционных элементов здания и

систем отопления, вентиляции и кондицио-

нирования содержит мощный ресурс энер-

госбережения. Были выданы рекомендации

для такой модернизации. Модернизация

способна обеспечить снижение среднего

общего потребления первичной энергии с

220,9 кВт•ч/м2 до 108,0 кВт•ч/м2, говорится

в отчете. Оптимизация теплотехнических

характеристик наружной оболочки здания

может привести к снижению потребления

тепловой энергии, а также улучшить ощу-

щение комфорта у детей.

В ходе реализации проекта удалось по-

лучить дополнительное подтверждение

того, что хорошее качество воздуха на

уроках во многом зависит от режима вен-

тиляции на переменах. Так, спертый воздух

в классе повышает риск головной боли у

детей на 96%, а воздух нейтрального каче-

ства - на 31 % по сравнению со свежим воз-

духом. “Открываемые окна сами по себе

не защищают детей от кашля и бронихта.

Но в классных комнатах, где окна не от-

крывали на каждой перемене, значительно

больше детей страдали от хронического

кашля, чем в чаще проветриваемых клас-

сах. Частотность хронического кашля была

на 50% выше в классах, где окна не откры-

вали на каждой перемене, в сравнении с

классами, где проветривали после каждого

урока. Дети в классах, где окна были регу-

лярно открыты во время уроков, оказались

значительно более устойчивыми к хрони-

ческому кашлю по сравнению со сверстни-

ками, которые учились в классах, где окна

нельзя было открывать во время уроков из-

за шума на улице”, - отмечено в итоговом

документе.

Что касается уровня шума, то в Казах-

стане, например, напряженное дорожное

движение отмечалось вблизи 60% школ,

принимавших участие в исследовании,

тогда как в белорусской выборке таких

учебных заведений не оказалось вообще.

Почти все школы имели школьный двор,

и большинство детей пользовались им на

переменах и после уроков. Данные о зеле-

ных насаждениях вокруг школы были менее

однородными: наличием таковых могли

похвастать только 28,7% школ в Украине

и 100% - в Таджикистане. Вместе с тем в

том же Таджикистане 36% детей ходили в

школу, вблизи которой находился промыш-

ленный объект или свалка, а в трех других

странах, вошедших в качестве новичков в

проект SEARCH II, этот источник экологиче-

ского риска был минимальным.

“Следует подчеркнуть, что исследуемые

школы нельзя считать репрезентативными

для своих стран, и поэтому результаты ис-

следования ни в коем случае не отражают

общей ситуации в конкретных государ-

ствах. Полученные данные просто иллю-

стрируют вариативность нашего выбороч-

ного исследования и помогают изучить

воздействие различных факторов риска,

заключенных в условиях домашней жизни и

школьной экологии детей”, - отмечают ини-

циаторы проекта.

Автор:
Анна ШАТЕРНИКОВА. «Панорама»