13 июня 2014, 06:09 | 795 просмотров
Почему человек, не желая поступаться принципа-
ми, шел на костер? Почему он, пренебрегая личным
покоем и благополучием, терзался бедами других,
пытаясь пробудить в согражданах совесть? Ген ин-
теллигентности завещан нам «Алаш Ордой», и что
же мы - как им распорядились? Или ветры злых
эпох загасили огонек совестливости, и сердца наши
подчинились железной руке прагматизма? Сегодня
мы ищем ответы на эти вопросы вместе с этноло-
гом, доктором исторических наук Сериком Ажига-
ли, одним из ведущих специалистов по проблемам
номадизма и памятников степной Евразии.
Время конформистов
А флюгер может быть компасом?
- Почему авторитет нашей интелли-
генции так резко упал?- переспрашивает
он. -Произошло это в последние 15-20
лет и, конечно, по многим причинам. Еще
в 1990-е ее значимость была достаточно
высокой, но затем ее место в обществе
стало стремительно суживаться. Ска-
залось утверждение в стране рыночных
отношений.Приоритет материальных
интересов стал оттеснять значимость
духовных ценностей, интеллектуального
труда и т.д. Гуманитарная, интеллек-
туальная составляющая общественной
жизни отошла на второй план. Тяжелое
материальное положение вызвало не-
обходимость приоритетного развития
экономики, в то время как развитие куль-
туры, духовности стало второстепенным,
не главным. Упал престиж творческих
профессий и науки, откуда, собственно,
и шло воспроизводство интеллектуалов.
Умственный труд, компетентность вы-
сокообразованных людей оказались не-
востребованными; деятельность ученых,
людей творчества потеряла свой былой
приоритет. Причем это было вызвано
не только объективными обстоятель-
ствами и трудностями тяжелого пере-
ходного периода, но и субъективными
причинами. Показательно в этом плане,
что в стратегической программе «Казах-
стан-2030», которая вышла в 1997-м,
ничего не было сказано о развитии куль-
туры в стране. Характерным было также
отношение власти и к науке, которая в
течение целого ряда лет прошла через
многочисленные мытарства; к ней стали
относиться по-рыночному, как к сугубо
производственной, прикладной сфере,
требуя от нее скорой отдачи. В тяжелом
положении оказалось все, что связано с
искусством и творчеством.
Здесь, конечно, нельзя не сказать и об
общем падении культуры - это, видимо,
мировая тенденция, по крайней мере,
для стран нашего уровня. Я имею в виду
резкое усиление потребительской на-
правленности жизни в ущерб духовным
запросам. Несомненно, это сказывается
на уровне и востребованности творче-
ского труда, интеллигенции как таковой,
этого столь необходимого катализатора
культуры.
Падение роли интеллигенции уси-
лилось в первой половине «нулевых»
годов, когда в руководстве на разных
уровнях уже утвердились люди сугубо
прагматических взглядов, «менеджеры»
и технологи. Произошло как бы вопло-
щение в действительность установки
«бытие определяет сознание». «Роман-
тики», интеллектуалы и, разумеется,
интеллигенты были либо оттеснены на
обочину социума, либо вынуждены были
менять свои установки, жизненные пози-
циии подстраиваться под новые правила
игры (вспомните спор Никиты Михалко-
ва и Виктора Ерофеева о роли «наглых»
и «скромных» в общественной жизни).
Теперь во главу угла и творческой де-
ятельности были поставлены, прежде
всего, экономические параметры, мате-
риальный интерес и выгода. Самое глав-
ное, что в обществе стал господствовать
формальный подход, в том числе в на-
учной и культурной сферах. Первосте-
пенным стало не высокое качество про-
дукции, а своевременное выполнение
заказа, договора, гранта и т.п. И здесь,
конечно, негативную роль сыграла сама
интеллигенция, которая в основной сво-
ей массе, как мне думается, отказалась
от высокого творчества или хотя бы до-
стойного профессионального уровня и
пошла по пути соглашательства. Несо-
мненно, творческие люди оказались в
сложной ситуации: надо было выживать
и в то же время в этой суете более или
менее соответствовать своему статусу.
Многие в данной ситуации поступились
своими принципами, подчинились обще-
му течению (хотя ситуация не была, на
мой взгляд, столь уж катастрофической),
приняли новые условия игры, снизили
качество работы. Так у нас появились из
рук вон плохие учебники, неудачные па-
мятники, грубые архитектурные решения
и т.п. Формализм фактически победил
творчество. Естественно, упал и автори-
тет интеллигенции.
«КАМЕННАЯ БАБА»: СИМВОЛ
МУДРОСТИ ИЛИ БЕЗДУМЬЯ?
Падению уровня и авторитета интел-
лигенции, на мой взгляд, способствовало
и отсутствие не только материальных,
но и моральных стимулов к развитию
интеллектуальной деятельности. Объек-
тивное поощрение со стороны государ-
ства без мощной подковерной работы,
без «прогибания» и т.п. стало весьма
затруднительным. Такие стимулы всег-
да являлись существенным фактором в
деятельности креативной части интел-
лигенции. А теперь, по большому сче-
ту, стало непонятно, для чего работать.
Далеко не все представители творческой
сферы пожелали «работать в стол», к
тому же для выживания не надо было
делать новые открытия, создавать вы-
дающиеся произведения. Это тоже по-
влекло за собой негатив.
Государству в современных условиях
проще заимствовать зарубежные до-
стижения и технологии, а в поддержке
отечественной интеллигенции оно как-то
не очень заинтересовано и поддержива-
ет только ту ее часть, которая, в свою
очередь, поддерживает государство. В
среде интеллигенции обычными стали
подхалимство, заискивание с властью,
не всегда оправданное хождение во
власть. Появилось множество докторов
наук, лауреатов, заслуженных деятелей
и т.д., уровень которых не соответствует
этим высоким званиям.Несколько лет
назад даже сложилась парадоксальная
ситуация с вручением Государственных
премий в области культуры. Их некому
было вручать (видимо, не оказалось до-
стойных), и пришлось посмертно преми-
ровать деятелей недавнего прошлого.
Характерной чертой нового времени
стал уход целого ряда представителей
интеллигенции, в том числе творческой,
во власть, что можно оценить двояко. По-
нятно, что мало кто сможет, как они, пред-
ставлять профессиональные интересы в
государственных органах. Вместе с тем,
большинство их затерялось в коридорах
власти - они и там особой пользы не при-
несли, и на ниве творческой или научной
деятельности. При этом соглашатель-
ская позиция многих представителей
интеллигенции способствовала падению
ее авторитета в глазах простого народа,
испытывающего серьезные экономиче-
ские трудности. Тем более что простой
люд едва ли будет вникать во все эти
тонкости. Тут многое воспринимается с
точки зрения компетенции человека. Для
обывателя, к примеру, «каменная баба»
на степном кургане - истукан, не более
того. Но с точки зрения специалиста это
хранитель вечности, хранитель космиче-
ских законов и ритмов.
ОБУЗДАЕТ ЛИ ГЕН СОВЕСТИ
НАШИ ИНСТИНКТЫ?
- Все вышеизложенное - закономер-
ный процесс в современных услови-
ях, или же это связано с особенно-
стями именно нашей национальной
интеллигенции?
- В целом, я думаю, это общий про-
цесс в наше время. Мир становится все
более технологичным и прагматичным.
На первый план выходят не сугубо ин-
теллектуальные ценности, а достижения,
способные приносить прибыль. Хотя
творческий труд, рассчитанный на ши-
рокое потребление, остается значимым
и актуальным.
Что касается каких-то национальных
особенностей, то они, несомненно, имеют
место. Например, российской интелли-
генции издавна присущи какие-то свои
черты (некое мессианство, выраженная
оппозиция власти на определенном
этапе и т.д.).А для казахской интеллигенции харак-
терна ориентация на сугубо националь-
ные интересы, что в период современ-
ного государственного строительства,
в принципе, оправданно. Вместе с тем,
здесь есть и негативные явления. К при-
меру, нередко наблюдается приоритет
узкоместнических интересов на уровне
жузовой или родовой принадлежности
при решении тех иных вопросов, особен-
но кадровых. Но и у нас, и в России зна-
чительная часть интеллигенции сегодня
занимает соглашательскую позицию.
Так, многие представители творческого
цеха в РФ поддержали аннексию Крыма,
хотя в недавнем прошлом сложно было
представить что-то подобное. Примеров
конформизма казахстанской интеллиген-
ции тоже немало: при ее молчаливом
согласии была фактически упразднена
Национальная академия наук, и в то же
время осуществлялась практика фор-
мального продвижения представителей
чиновничества по научной линии, с при-
своением степеней и т.п.
- Прислушивается ли власть к ин-
теллигенции, или же власть ее просто
использует в своих интересах?
- Думаю, власть порой все же при-
слушивается к мнению интеллигенции
и,может быть, старается учитывать
взгляды образованной прослойки граж-
дан, но, в основном, принимается во
внимание мнение определенного, доста-
точно узкого, круга людей, приближен-
ных к власти (среди них есть и ученые, и
писатели), позиции которых, конечно, не
идут вразрез с общей политикой и неред-
ко окрашены личными или групповыми
интересами. Какого-то консолидирован-
ного, общего мнения у казахстанской ин-
теллигенции по важным проблемам раз-
вития культуры и общества сейчас нет,
она разобщена, утратила свою роль и по
большей части переродилась (вынужде-
на была переродиться) в конформист-
скую прослойку. Конечно, альтернатив-
ное, самостоятельное мнение отдельных
ее представителей, не лежащее в фар-
ватере устоявшейся политики, вызыва-
ет интерес и в обществе, и у власти. И
последняя не может не учитывать, хотя
бы отчасти, эти системно изложенные
взгляды. Но мне все же думается, что
власть при оценке ситуации в обществе
и принятии каких-то решений больше
опирается на своих политтехнологов и
аппаратчиков, поскольку в основе сво-
ей творческая интеллигенция, да и все
общество в целом у нас до предела пас-
сивны. А наше телевидение и печатные
СМИ? Что-то не видны там протуберан-
цы гражданской активности.
Значительную часть творческой ин-
теллигенции властные структуры, конеч-
но, используют в своих интересах. Я уже
говорил о хождении многих представи-
телей интеллигенции во власть. Наряду
с работой в госорганах, они постоянно
участвуют в различных акциях и меро-
приятиях. У нас вообще принято для
«освящения» инициатив общегосудар-
ственного характера приглашать извест-
ных деятелей науки и культуры. Причем,
надо сказать, фигурирует, в общем-то,
один и тот же круг громких имен.
В КРОВИ ГОРИТ ОГОНЬ ЖЕЛАНЬЯ?
- Влияет ли интеллигенция хоть как-
то на настроения в обществе?
- В определенной степени, да. Голоса
вопиющих в пустыне еще раздаются. У
нас все же остались отдельные пред-
ставители интеллигенции, имеющие до-
статочно смелую гражданскую позицию,
переживающие за настоящее и будущее
Казахстана, чутко реагирующие на вы-
зовы времени, пытающиеся критически
осмыслить тенденции развития нашего
общества, страны. Но, к сожалению, сам
социум обескураживающе пассивен.
Нет, я, конечно, далек от мысли, что
все у нас погружено в беспросветные
сумерки.Проблески достижений и успе-
хов я вижу в нашем кино и театре, те-
плится жизнь в казахскоязычной лите-
ратуре. А вот в шоу-бизнесе - засилье
развлекухи и безвкусицы. Архитектура
стала сугубо функциональной, эклек-
тичной и безликой. Наука утратила свою
общекультурную значимость как одна из
высших форм творческой деятельности,
предельно низким стал уровень научных
исследований. То есть представителям
творческого цеха мало что есть предъ-
явить нового обществу, культура во мно-
гом развивается по штампу, утрачивая
свои самобытные черты. И повторю то,
что обескураживает донельзя: сама ин-
теллигенция не проявляет особой актив-
ности, не ищет диалога с обществом и
временем. Даже на телевидении, самом
действенном инструменте воздействия
на массы, властители дум крайне редкие
гости. О каком их влиянии на общество
тут можно говорить?
- В какой степени государство долж-
но участвовать в культурной жизни,
какие ее сферы оно должно под-
держивать, а какие отдать на откуп
рынку? Что для него первостепенно:
библиотеки, музеи, театры, кино, ва-
яние?
- Здесь, на мой взгляд, ответ должен
быть однозначным. Государство просто
обязано всемерно поддерживать куль-
туру, поскольку, хотим мы того или нет,
это сфера идеологии, воспитания нового
поколения, создания имиджа и престижа
страны. Тут есть ряд тонкостей. К при-
меру, такая достаточно важная сфера
просветительской деятельности, как би-
блиотечное дело, без государственной
поддержки, конечно, не выживет, и ее
упадок скажется на уровне культуры все-
го населения. Так что поддержка культу-
ры - одна из основных задач государства.
Но поддерживать надо не избирательно,
как у нас зачастую бывает, поддержи-
вать не наиболее примелькавшихся, из-
бранных деятелей и стоящие за ними уч-
реждения и структуры, а поддерживать в
целом, системно, все отрасли культуры.
Хотя это отнюдь не исключает и большой
роли спонсорства и меценатства. Очень
жаль, что упраздни-
ли республиканскую
премию «Тарлан»,
которая была весь-
ма престижной для
творческого сообще-
ства, выполняя важ-
ную роль в мораль-
ном стимулировании
деятелей науки и
культуры.