Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ДМИТРИЙ БОЙКО: Об угадайке-ЕНТ, затюканных педагогах и реформе образования


13 июня 2014, 06:12 | 843 просмотра



«Дмитрий Бойко: О министрах-

”умельцах”, едином тестировании,

“волевых решениях” и затюкан-

ных педагогах», неумолимо при-

ближается самый страшный для

выпускников период – сдача Еди-

ного национального тестирования

(ЕНТ). Казалось бы, за десять-то

лет можно было адаптироваться к

этому “явлению”, но каждый год

приносит новые скандалы. Об этих

и других проблемах образования в

Казахстане говорит заслуженный

работник образования, известный

в Караганде общественный дея-

тель Дмитрий БОЙКО.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ИЛИ

“УГАДАЙКА”?

– Насколько эффективным оказа-

лось ЕНТ, введенное в практику де-

сять лет назад?

– На мой взгляд, оно себя дискредити-

ровало за это время. Да и как могло быть

иначе, если даже введено в 2004 году

оно было без согласования с педагоги-

ческой общественностью, не считаясь с

мнением учеников и их родителей, – во-

левым путем.

Хочу напомнить, что прообраз наше-

го ЕНТ появился в середине 40-х годов

прошлого столетия, когда жители фран-

цузских колоний, имевшие крайне низкий

образовательный уровень, хотели полу-

чить в метрополии высшее образование,

а вступительными экзаменами стало для

них пресловутое тестирование по про-

стейшим вопросам с двумя-тремя вари-

антами ответов. Сейчас эта “угадайка”

как единственный метод итогового кон-

троля знаний и поступления в вузы ис-

пользуется не более чем в пятнадцати

странах мира, в число которых входит

Казахстан.

– Когда в сентябре прошлого года

пришел новый министр образования

и науки Аслан Саринжипов, многие

надеялись, что он отменит ЕНТ. Но

этого так и не произошло. Как счита-

ете, почему?

– Возможно, потому, что по образова-

нию он не педагог, а экономист. Хочется

надеяться, что ему просто нужно время,

чтобы вникнуть в вопросы образования.

Если это произойдет, думаю, он не оста-

вит без внимания как мнение обществен-

ности, так и результаты социологическо-

го исследования, проведенного недавно

Национальным центром тестирования.

Исследование показало, что большин-

ство респондентов не рассматривают

ЕНТ как безальтернативный метод ито-

гового контроля знаний. А также, что оно

не является эффективным антикорруп-

ционным инструментом.

СОМНИТЕЛЬНОЕ

РЕФОРМИРОВАНИЕ

– Наряду с ЕНТ немало нарека-

ний вызвало введенное не так дав-

но тестирование для выпускников

колледжей – КТА. Вы, почти 40 лет

проработав в системе среднего про-

фессионального образования, также

считаете его неэффективным?

– Не только я. Вспомните, как было

внедрено это самое КТА. В 2011 году

Министерство образования за несколько

месяцев до окончания учебного года (!)

волевым методом вводит Комплексное

тестирование абитуриентов – выпускни-

ков колледжей, поступающих по избран-

ной специальности с сокращенными сро-

ками обучения в вузы. Почти 20 лет эта

категория выпускников в соответствии с

правилами приема в вузы поступала в

них по результатам собеседования. Ни-

кто претензий не предъявлял. Не было

предъявлено никаких экспертных заклю-

чений о негативных сторонах такого при-

ема. Тем не менее новация, несмотря на

многочисленные возражения профессио-

налов, была внедрена.

– Скажите, часто ли реформирова-

ние системы образования проводи-

лось именно так – волевым путем?

– Систематически! И в этом беда на-

шей системы образования. За 20 лет

независимости в Министерстве образо-

вания сменилось более 10 министров,

при этом каждый из них навязывал свои,

часто сомнительные идеи, внедряя их

без каких-либо экспериментальных про-

верок, выяснения мнения общества. В

органах управления образовательной

отраслью, на мой взгляд, возник боль-

шой дефицит профессионалов, там пре-

обладает авторитарный стиль работы.

Чиновники, упоенные властными полно-

мочиями, монополизировали право

принятия решений, которые вызывают

неприятие и протесты общества. А ка-

чество образования постоянно ухудша-

ется.

Кстати, объективную оценку работы

чиновников от образования по выпол-

нению государственной программы на

2005–2010 годы дал Счетный комитет

РК: “Из 130 планов мероприятий мини-

стерства по реализации программы не

выполнено 24. Ожидаемые результаты

по многим направлениям программы не

достигнуты. Ее реализация действен-

ного влияния на ключевые показатели

системы образования не оказала”. По-

сле такого заключения впору подать в

отставку. Но подавляющее большинство

проваливших программу чиновников

продолжают по сей день разрабатывать

новые программы, концепции, норма-

тивные акты.

НЕТ ДОРОГИ – ИДИ В ПЕДАГОГИ…

– Но ведь наверняка причина нека-

чественного образования кроется не

только в этом? Знаете, бытует такая

присказка: “Нет дороги – иди в педа-

гоги”. Она ведь родилась не на пу-

стом месте, сегодня катастрофически

мало людей, которые выбирают про-

фессию педагога.

– Народ всегда мудр в своих наблю-

дениях, но давайте проанализируем

причинно-следственные связи. Почему

профессия учителя, педагога потеряла

прежний престиж? На самом деле доля

педагога, как и социальный статус, не-

завидны. Им говорят добрые слова в

основном лишь к Дню учителя. Их мне-

ние никого не интересует, они завалены

подготовкой множества документов: ча-

сто ненужных справок, информаций, от-

четов, статистических данных. При этом

органы управления образованием рабо-

тают в пожарном режиме, им нередко

подавай данные “с четверга на среду”, в

том числе и по таким, не имеющим к ним

отношения вопросам, как “о выполнении

программ гендерного равенства”, “о го-

сударственной поддержке соотечествен-

ников”, “о реабилитации инвалидов”, “о

профилактике религиозного экстремиз-

ма” и т. д. Их напрягают продажей книг и

билетов на концерты, подпиской на жур-

налы и газеты, уборкой территорий… За

их счет по меньшей мере на 40–50 про-

центов формируются составы избира-

тельных комиссий. Хотя зарплата педа-

гогов потихоньку растет, она все равно

намного ниже, чем у их коллег в Европе.

К тому же часть ее приходится сдавать

на различные сборы и фонды.

– Сам собой напрашивается извеч-

ный вопрос: что делать?

– Я бы предложил целый комплекс

мер по оздоровлению системы казах-

станского образования. Во-первых,

нужно законодательно установить, что

нововведения в образовании, затраги-

вающие права и интересы учащихся и

педагогов, предварительно должны про-

ходить экспериментальную апробацию,

итоги которой и являются основанием

для массового внедрения. А все обра-

зовательные новшества я обязал бы

чиновников публиковать в СМИ и вы-

кладывать в Интернете для широкого

обсуждения. И, разумеется, учитывать

внесенные предложения при доработке

нормативных документов.

ПОДИ-КА НАЙДИ КРАЙНЕГО

– Но система образования у нас так

часто подвержена реформам, что, бо-

юсь, ни в каких СМИ не хватит полос

и эфирного времени, чтобы освещать

каждую из них.

– Поэтому я настаиваю на том, чтобы

прекратить почти ежегодное внесение

поправок в Закон “Об образовании”.

Считаю целесообразным до конца теку-

щего года провести аудит действующей

нормативной базы, принятой Министер-

ством образования и науки с тем, что-

бы существенно сократить ее. Также

предлагаю в законодательном порядке

установить ответственность органов

управления образованием за невыпол-

нение и превышение своих полномочий,

негативные последствия принимаемых

управленческих решений.

– Легко сказать! При такой развет-

вленной системе – городские отделы

образования, районные, областные –

поди-ка найди крайнего.

– Вот я и предлагаю объединить име-

ющиеся в областях три структуры ор-

ганов образования в одну – областные

управления образования. А также со-

кратить их штаты. Еще в течение года

провести внеочередную аттестацию гос-

служащих, работающих во всех органах

управления образованием. Причем в со-

став аттестационных комиссий включить

не менее половины практических работ-

ников, сотрудников органов юстиции,

кадровых служб. А после аттестации

укомплектовать структуру образования

представителями педагогической элиты,

работающими в учебных заведениях. И

отдельной статьей в Законе “Об образо-

вании” оговорить, что присвоение всех

категорий педагогическим работникам

осуществляется аттестационными ко-

миссиями школ, профессиональных ли-

цеев и колледжей, а в малокомплектных

школах присвоение категорий осущест-

вляют районные отделы образования.

ХВАТИТ ИЗОБРЕТАТЬ

ВЕЛОСИПЕД!

– Ну а как быть все-таки с методом

контроля знаний? Какую альтернати-

ву ЕНТ и КТА вы бы могли предло-

жить?

– Здесь не нужно изобретать вело-

сипед, как мне кажется. Ведь раньше

выпускники школ сдавали экзамены –

письменные и устные, и при этом, даже

потеряв в Великой Отечественной войне

27 миллионов человек, СССР по каче-

ству образования входил в тройку миро-

вых лидеров, а дошкольное образование

ЮНЕСКО признало лучшим в мире.

Что же касается КТА, то за несколько

месяцев до итоговой аттестации выпуск-

ники колледжей подвергаются независи-

мой оценке уровня профессиональной

подготовки студентов по 3–4 основным

дисциплинам. Работы проверяют в под-

разделениях министерства, студентам

выдают сертификаты. Так почему бы

выпускников колледжей не принимать

в вузы в группы с сокращенными сро-

ками обучения по конкурсу этих серти-

фикатов? Будет и экономия бюджетных

средств, и уменьшится вероятность кор-

рупции. В странах Таможенного союза

– России и Беларуси – эта категория вы-

пускников при поступлении в вузы сдает

вступительные экзамены по языку и

двум предметам учебного плана специ-

альности.

– Как думаете, вашу точку зрения

разделяют педагоги страны?

– Чтобы это узнать, я бы и рекомен-

довал провести очередной съезд работ-

ников образования, делегатов которого

избрали бы непосредственно педагоги-

ческие работники. А до проведения съез-

да нужно организовать публичную дис-

куссию по состоянию образования в

стране. На съезде же обсудить болевые

проблемы отрасли, а высказанные пред-

ложения использовать при внесении из-

менений в действующее законодатель-

ство.

Состояние образования у нас на се-

годняшний день неутешительное. Всем

миром мы должны восстановить дове-

рие к системе образования.

Автор:
Лариса ЧЕН. «КАРАВАН», Караганда.