13 июня 2014, 06:12 | 1 350 просмотров
«Дмитрий Бойко: О министрах-
”умельцах”, едином тестировании,
“волевых решениях” и затюкан-
ных педагогах», неумолимо при-
ближается самый страшный для
выпускников период – сдача Еди-
ного национального тестирования
(ЕНТ). Казалось бы, за десять-то
лет можно было адаптироваться к
этому “явлению”, но каждый год
приносит новые скандалы. Об этих
и других проблемах образования в
Казахстане говорит заслуженный
работник образования, известный
в Караганде общественный дея-
тель Дмитрий БОЙКО.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ИЛИ
“УГАДАЙКА”?
– Насколько эффективным оказа-
лось ЕНТ, введенное в практику де-
сять лет назад?
– На мой взгляд, оно себя дискредити-
ровало за это время. Да и как могло быть
иначе, если даже введено в 2004 году
оно было без согласования с педагоги-
ческой общественностью, не считаясь с
мнением учеников и их родителей, – во-
левым путем.
Хочу напомнить, что прообраз наше-
го ЕНТ появился в середине 40-х годов
прошлого столетия, когда жители фран-
цузских колоний, имевшие крайне низкий
образовательный уровень, хотели полу-
чить в метрополии высшее образование,
а вступительными экзаменами стало для
них пресловутое тестирование по про-
стейшим вопросам с двумя-тремя вари-
антами ответов. Сейчас эта “угадайка”
как единственный метод итогового кон-
троля знаний и поступления в вузы ис-
пользуется не более чем в пятнадцати
странах мира, в число которых входит
Казахстан.
– Когда в сентябре прошлого года
пришел новый министр образования
и науки Аслан Саринжипов, многие
надеялись, что он отменит ЕНТ. Но
этого так и не произошло. Как счита-
ете, почему?
– Возможно, потому, что по образова-
нию он не педагог, а экономист. Хочется
надеяться, что ему просто нужно время,
чтобы вникнуть в вопросы образования.
Если это произойдет, думаю, он не оста-
вит без внимания как мнение обществен-
ности, так и результаты социологическо-
го исследования, проведенного недавно
Национальным центром тестирования.
Исследование показало, что большин-
ство респондентов не рассматривают
ЕНТ как безальтернативный метод ито-
гового контроля знаний. А также, что оно
не является эффективным антикорруп-
ционным инструментом.
СОМНИТЕЛЬНОЕ
РЕФОРМИРОВАНИЕ
– Наряду с ЕНТ немало нарека-
ний вызвало введенное не так дав-
но тестирование для выпускников
колледжей – КТА. Вы, почти 40 лет
проработав в системе среднего про-
фессионального образования, также
считаете его неэффективным?
– Не только я. Вспомните, как было
внедрено это самое КТА. В 2011 году
Министерство образования за несколько
месяцев до окончания учебного года (!)
волевым методом вводит Комплексное
тестирование абитуриентов – выпускни-
ков колледжей, поступающих по избран-
ной специальности с сокращенными сро-
ками обучения в вузы. Почти 20 лет эта
категория выпускников в соответствии с
правилами приема в вузы поступала в
них по результатам собеседования. Ни-
кто претензий не предъявлял. Не было
предъявлено никаких экспертных заклю-
чений о негативных сторонах такого при-
ема. Тем не менее новация, несмотря на
многочисленные возражения профессио-
налов, была внедрена.
– Скажите, часто ли реформирова-
ние системы образования проводи-
лось именно так – волевым путем?
– Систематически! И в этом беда на-
шей системы образования. За 20 лет
независимости в Министерстве образо-
вания сменилось более 10 министров,
при этом каждый из них навязывал свои,
часто сомнительные идеи, внедряя их
без каких-либо экспериментальных про-
верок, выяснения мнения общества. В
органах управления образовательной
отраслью, на мой взгляд, возник боль-
шой дефицит профессионалов, там пре-
обладает авторитарный стиль работы.
Чиновники, упоенные властными полно-
мочиями, монополизировали право
принятия решений, которые вызывают
неприятие и протесты общества. А ка-
чество образования постоянно ухудша-
ется.
Кстати, объективную оценку работы
чиновников от образования по выпол-
нению государственной программы на
2005–2010 годы дал Счетный комитет
РК: “Из 130 планов мероприятий мини-
стерства по реализации программы не
выполнено 24. Ожидаемые результаты
по многим направлениям программы не
достигнуты. Ее реализация действен-
ного влияния на ключевые показатели
системы образования не оказала”. По-
сле такого заключения впору подать в
отставку. Но подавляющее большинство
проваливших программу чиновников
продолжают по сей день разрабатывать
новые программы, концепции, норма-
тивные акты.
НЕТ ДОРОГИ – ИДИ В ПЕДАГОГИ…
– Но ведь наверняка причина нека-
чественного образования кроется не
только в этом? Знаете, бытует такая
присказка: “Нет дороги – иди в педа-
гоги”. Она ведь родилась не на пу-
стом месте, сегодня катастрофически
мало людей, которые выбирают про-
фессию педагога.
– Народ всегда мудр в своих наблю-
дениях, но давайте проанализируем
причинно-следственные связи. Почему
профессия учителя, педагога потеряла
прежний престиж? На самом деле доля
педагога, как и социальный статус, не-
завидны. Им говорят добрые слова в
основном лишь к Дню учителя. Их мне-
ние никого не интересует, они завалены
подготовкой множества документов: ча-
сто ненужных справок, информаций, от-
четов, статистических данных. При этом
органы управления образованием рабо-
тают в пожарном режиме, им нередко
подавай данные “с четверга на среду”, в
том числе и по таким, не имеющим к ним
отношения вопросам, как “о выполнении
программ гендерного равенства”, “о го-
сударственной поддержке соотечествен-
ников”, “о реабилитации инвалидов”, “о
профилактике религиозного экстремиз-
ма” и т. д. Их напрягают продажей книг и
билетов на концерты, подпиской на жур-
налы и газеты, уборкой территорий… За
их счет по меньшей мере на 40–50 про-
центов формируются составы избира-
тельных комиссий. Хотя зарплата педа-
гогов потихоньку растет, она все равно
намного ниже, чем у их коллег в Европе.
К тому же часть ее приходится сдавать
на различные сборы и фонды.
– Сам собой напрашивается извеч-
ный вопрос: что делать?
– Я бы предложил целый комплекс
мер по оздоровлению системы казах-
станского образования. Во-первых,
нужно законодательно установить, что
нововведения в образовании, затраги-
вающие права и интересы учащихся и
педагогов, предварительно должны про-
ходить экспериментальную апробацию,
итоги которой и являются основанием
для массового внедрения. А все обра-
зовательные новшества я обязал бы
чиновников публиковать в СМИ и вы-
кладывать в Интернете для широкого
обсуждения. И, разумеется, учитывать
внесенные предложения при доработке
нормативных документов.
ПОДИ-КА НАЙДИ КРАЙНЕГО
– Но система образования у нас так
часто подвержена реформам, что, бо-
юсь, ни в каких СМИ не хватит полос
и эфирного времени, чтобы освещать
каждую из них.
– Поэтому я настаиваю на том, чтобы
прекратить почти ежегодное внесение
поправок в Закон “Об образовании”.
Считаю целесообразным до конца теку-
щего года провести аудит действующей
нормативной базы, принятой Министер-
ством образования и науки с тем, что-
бы существенно сократить ее. Также
предлагаю в законодательном порядке
установить ответственность органов
управления образованием за невыпол-
нение и превышение своих полномочий,
негативные последствия принимаемых
управленческих решений.
– Легко сказать! При такой развет-
вленной системе – городские отделы
образования, районные, областные –
поди-ка найди крайнего.
– Вот я и предлагаю объединить име-
ющиеся в областях три структуры ор-
ганов образования в одну – областные
управления образования. А также со-
кратить их штаты. Еще в течение года
провести внеочередную аттестацию гос-
служащих, работающих во всех органах
управления образованием. Причем в со-
став аттестационных комиссий включить
не менее половины практических работ-
ников, сотрудников органов юстиции,
кадровых служб. А после аттестации
укомплектовать структуру образования
представителями педагогической элиты,
работающими в учебных заведениях. И
отдельной статьей в Законе “Об образо-
вании” оговорить, что присвоение всех
категорий педагогическим работникам
осуществляется аттестационными ко-
миссиями школ, профессиональных ли-
цеев и колледжей, а в малокомплектных
школах присвоение категорий осущест-
вляют районные отделы образования.
ХВАТИТ ИЗОБРЕТАТЬ
ВЕЛОСИПЕД!
– Ну а как быть все-таки с методом
контроля знаний? Какую альтернати-
ву ЕНТ и КТА вы бы могли предло-
жить?
– Здесь не нужно изобретать вело-
сипед, как мне кажется. Ведь раньше
выпускники школ сдавали экзамены –
письменные и устные, и при этом, даже
потеряв в Великой Отечественной войне
27 миллионов человек, СССР по каче-
ству образования входил в тройку миро-
вых лидеров, а дошкольное образование
ЮНЕСКО признало лучшим в мире.
Что же касается КТА, то за несколько
месяцев до итоговой аттестации выпуск-
ники колледжей подвергаются независи-
мой оценке уровня профессиональной
подготовки студентов по 3–4 основным
дисциплинам. Работы проверяют в под-
разделениях министерства, студентам
выдают сертификаты. Так почему бы
выпускников колледжей не принимать
в вузы в группы с сокращенными сро-
ками обучения по конкурсу этих серти-
фикатов? Будет и экономия бюджетных
средств, и уменьшится вероятность кор-
рупции. В странах Таможенного союза
– России и Беларуси – эта категория вы-
пускников при поступлении в вузы сдает
вступительные экзамены по языку и
двум предметам учебного плана специ-
альности.
– Как думаете, вашу точку зрения
разделяют педагоги страны?
– Чтобы это узнать, я бы и рекомен-
довал провести очередной съезд работ-
ников образования, делегатов которого
избрали бы непосредственно педагоги-
ческие работники. А до проведения съез-
да нужно организовать публичную дис-
куссию по состоянию образования в
стране. На съезде же обсудить болевые
проблемы отрасли, а высказанные пред-
ложения использовать при внесении из-
менений в действующее законодатель-
ство.
Состояние образования у нас на се-
годняшний день неутешительное. Всем
миром мы должны восстановить дове-
рие к системе образования.