Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

А.С.ПУШКИН: «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»


20 июня 2014, 04:37 | 1 449 просмотров



Цель:Обобщить знания учащихся о творче-

стве А.С.Пушкина

Воспитать любовь к поэтическому слову

(формировать интерес детей к классическо-

му творчеству) в нравственном аспекте ори-

ентировать на общечеловеческие ценности и

идеалы

Развить творческие способности.

Ход урока

I.Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе

II.Сообщение темы и целей урока.

Сегодняшний урок посвящен творчеству ве-

ликого русского поэта А.С.Пушкина. Вы читали

сказки, стихи великого поэта. Для каждого че-

ловека он не только поэт. Но и друг, советчик.

Сведения о жизни и творчестве поэта.

Живя в Москве, Петербурге поэт часто

вспоминал свою няню Арину Родионовну, ску-

чал по ней и посвящал ей свои стихи. Одно из

них так и называется

«Няня»

Чтение стихотворения наизусть подготов-

ленным учеником.

III.Усвоение новых знаний.

Именно няня пробудила в будущем поэте

любовь к устному народному творчеству, же-

лание подарить людям свои сказки. Он писал

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть по-

эма!»

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова большого (Появляется

остров )

А на этом острове спрятались герои из ска-

зок А.С. Пушкина. Из каких сказок?

1) Белка: За столом сидит она царицей

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина.

-За что наказана старуха?

2) Рыбка: Нужен мне работник

Повар, конюх и плотник

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

-Где и когда говорил поп эти слова?

-На каких условиях пошел Балда в работни-

ки к попу?

-Какова была расплата?

-Чему учит сказка?

Значит не одна сказка разоблачает жад-

ность. У нас не должно быть этой отрицатель-

ной черты. Подберите антоним к слову жад-

ность. (щедрость)

-А у нас в классе есть щедрые люди? Кто?

Давайте мы все станем такими. Ведь если

ты поможешь товарищу, он всегда отплатит

тем же.

-Вспомните пословицы о жадности.

3) Черт: Дверь тихонько отварилась

И царица очутилась

В светлой горнице, кругом

Лавки крытые ковром…

-Какой смысл этой сказки?

4) Яблоко: С колесницы пал Дадон

Охнул раз, - и умер он

А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

-Кто подарил Дадону Золотого петушка и

для чего?

-Что пообещал царь Дадон в награду за пе-

туха мудрецу?

-Чем закончилась сказка?

-А могла бы она закончиться так, что царь

остался жив, сидит и кругом веселье, все его

благодарят?

-А почему?

IV. Проверка понимания новых знаний.

Все ли известные вам сказки Пушкина на-

звали?

(Инсценирование 1 главы «Сказки о царе

Салтане…»

Работа в группах:

1 группа:

-Каким представляешь себе царя Салтана

и сына его Гвидона. Охарактеризовать их ис-

пользуя слова из сказки.

2 группа:

-За что невзлюбили сестры и баба Бабари-

ха царевну? Выскажи свое отношение к дей-

ствиям персонажей сказки.

Все:

-Кто из героев вам понравился, почему?

-Что стало причиной несчастий молодой ца-

рицы и ее сына?

-Как царица и ее сын очутились на острове?

-С кем встретились?

Проверка работы в группах

-Прочитать слова которыми автор переда-

ет горе, смертельный ужас лебеди, терзаемой

коршуном.

-От кого он спас птицу?

Послушайте Фрагмент арии одной из геро-

инь сказки, назовите ее.

-Какой вам помогла увидеть ее музыка Н.А

.Римского-Корсакова? (Г/з арии царевны Ле-

бедь)

-Симпатична ли вам она?

А вот так печально и трогательно изобразил

ее художник Врубель.(рис.)

Прототипом ее была жена художника пре-

красная русская певица, лучшая исполнитель-

ница этой роли Н.И. Забела. Что заставило

Гвидона первый раз обратиться к царевне

Лебедь?

Чтение по ролям 8 главы (стр. 41)

-Сколько раз и в кого превращался царе-

вич?

-Прочитать, о каких чудесах просил он лебе-

дя? (стр. 43, 44)

Ожидал ли он, что лебедь исполнит его по-

следнее желание?

-Почему в последний раз он не полетел в

царство Салтана?

-Чем завершается сказка?

(Чтение 12 части, стр. 45-46)

-Что побеждает - добро или зло?

V. Итог урока

-Чему учат сказки А.С.Пушкина?

-Что в них общего?

VI. Домашнее задание.

1) Объяснение домашнего задания.

2) Выставление оценок.

Автор:
Елена КОВАЛЕНКО, Учитель средней школыа № 7 Илийский район, п. Отеген Батыр.