20 июня 2014, 04:39 | 1 797 просмотров
Цели урока: Познакомить с устарев-
шими словами (историзмами и архаиз-
мами) и новыми словами (неологизма-
ми).
Задачи: 1. Совершенствовать зна-
ния учащихся о словах, вышедших из
употребления; установить причины, по
которым слова выходят из употребле-
ния (исчезновение предметов, явлений,
замена синонимами), ввести понятие
устаревшие и новые слова; научить по-
нимать смысл устаревших и новых слов,
правильно объяснять их значение, уме-
ло пользоваться словарями.
2. Развивать связную речь, орфогра-
фическую зоркость, навыки безотрывно-
го письма, память, внимание; расширять
словарный запас учащихся.
3. Воспитывать любовь к русскому
языку, усидчивость, аккуратность, само-
стоятельность.
Оборудование: иллюстрации, компью-
тер, учебник, карточки с заданием.
Вид урока: нестандартный (путеше-
ствие по сказке).
Тип урока: усвоение нового материа-
ла.
Методы преподавания: словесный,
наглядный, репродуктивный, частично-
поисковый, проблемный, практический.
Формы работы: индивидуальная, са-
мостоятельная, фронтальная, коллек-
тивная.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Урок сегодня необычный,
Хотя, на первый взгляд, привычный.
На урок русского языка
Мы гостей позвали.
Попрошу вас поприветствовать го-
стей,
И улыбнуться им повеселей.
Всем пожелать здоровья и добра.
Ну что ж, теперь урок начать пора!
2. Всесторонняя проверка знаний.
1). Минутка чистописания (показ со-
единений)
Лл лопата ладонь ланита
2). Придумать и записать предложе-
ние со словом лопата. сущ. И.п. прилаг.
сущ. Т.п. глаг. сущ. В.п.
Папа большой лопатой копал огород.
3). Морфологический разбор:
Лопатой – сущ., лопата , неодуш., на-
риц., ед. ч., ж. р., 1 скл., Т.п., допол.
3. Подготовка к новой теме.
1). - Объясните лексическое значение
слов?
лопата ладонь ланита
- Почему не можете объяснить значе-
ние слова ланита?
2). Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока «Устаревшие и
новые слова», а узнавать новое на уро-
ке нам поможет Маша, героиня хорошо
известного вам мультфильма «Маша и
Медведь».
4. Новая тема.
1). Устаревшие слова.
а). Вы знаете, что с Машей всегда что-
нибудь происходит.
Вот и сегодня Маша отправилась в
лес к Медведю и по дороге она встрети-
ла УКАЗАТЕЛЬ: устаревшие слова – но-
вые слова
- Устаревшие слова делятся на две
группы: ИСТОРИЗМЫ. АРХАИЗМЫ
б). Историзмы – это слова, которые
обозначают прежние, не существующие
понятия.
Кольчуга, царь, кокошник.
Архаизмы – это устаревшие синони-
мы современных слов, называющие те
понятия, признаки, действия, которые и
сейчас существуют, но обозначаются но-
выми словами.
Терем – дом, камзол – пиджак, лапти –
обувь, ланита – щека.
в). Пошла Маша дальше в ЛЕС ПО
ТРОПИНКЕ, а там задание надо выпол-
нить:
1 - выпишите устаревшие слова из от-
рывков произведений:
В. Жуковский «Спящая царевна»
На 16 году повстречаешь ты беду.
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет.
Русская народная сказка
«Кот и Лиса»
Нарядился Кот в кафтан,
красные сапожки, шапочку.
Взял гусли, пришёл к Лисицыной норе,
да и запел.
П. Ершов «Конёк – горбунок»
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- К какой группе слов относятся эти
слова? (ИСТОРИЗМАМ)
2 - подберите к устаревшим словам
современные слова – синонимы.
- Что такое СИНОНИМЫ?
Чело – лоб, очи – глаза, ланита –
щека, уста – рот, перст – палец.
- Какой группе слов относятся эти сло-
ва? (АРХАИЗМЫ)
г). Маша идёт дальше, а на пути стоит
МОГУЧИЙ ДУБ, который рассказал, что
у каждого слова – своя жизнь, своя судь-
ба. Слова, как и люди, рождаются, живут
и уходят из жизни, устаревают. Слова
связаны с жизнью. Меняется жизнь – ме-
няются и слова. Многие слова ушли из
языка – они не употребляются в нашей
речи, а лексическое значение этих слов
можно найти в ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ.
Но некоторые устаревшие слова про-
должают жить в художественных произведениях великих писателей и поэтов
прошлых лет.
д). А мы с Машей попали на ПОЛЯНУ
СКАЗОК.
- На уроках литературы мы читали
сказки А. С. Пушкина, прочитайте отрыв-
ки и назовите устаревшие слова.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать очами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(Сказка о мёртвой царевне и о 7 бо-
гатырях)
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон.
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их.
В тот же день стал княжить он
И нарёкся: князь Гвидон.
(Сказка о царе Салтане…)
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, -
Ан с востока лезет рать!
(Сказка о золотом петушке)
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга
По притоптанной траве,
По кровавой мураве...
(Сказка о золотом петушке)
Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал он, как голодный котёнок:
“Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
(Сказка о попе и работнике его Балде)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
(У лукоморья дуб зелёный)
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Слова пришли издалека,
И ты созвучью их доверься
И знай: ланиты – это щёки.
Слеза стекает по щеке,
А слёзы льются по ланитам…
Повторов нет им в языке,
Да жаль, оттенки позабыты.
У них особый смысл и суть,
Своё особое значенье.
Мы лишь в высокие мгновенья
На них дерзаем посягнуть…
Р. Заславский
е). Вот Маша и добралась до избушки
Медведя. Пока она рассказывает
Медведю, о чём узнала пока шла, мы
с вами тоже поработаем:
1 ряд – учебник стр. 35 упр. 100 – вы-
писать устаревшие слова.
2 ряд – работа по карточкам – подчер-
кнуть устаревшие слова.
3 ряд – у доски – списать и подчер-
кнуть устаревшие слова.
Всякий Еремей дело разумей.
Где сшито кое-как, там жди прорехи.
Пословица не даром молвится.
ж). Проверка.
- Назовите, к какой группе относятся
устаревшие слова?
1 ряд – историзмы
3 ряд – архаизмы
2). Новые слова.
Маша вспомнила, что на УКАЗАТЕЛЕ
было две стрелочки,
они с Медведем решили вернуться к
УКАЗАТЕЛЮ и посмотреть.
Неологизмы – это новые слова.
- Как вы думаете, почему возникла
необходимость придумывать новые сло-
ва?
5. Проверка понимания новой темы.
а). Самостоятельная работа стр. 36
упр. 102 – выписать новые слова.
б). Взаимопроверка.
6. Закрепление.
а). Игра «Найти лишнее слово»
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты,
кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Предметы быта: стол, коромысло,
утюг, кастрюля.
б). Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода.
Слова исчезают, как перлы,
Как прялки и веретёна.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять
И есть ли такие средства?
- Как вы думаете, почему так важно
сохранить это наследство, богатство
языка?
Слова бывают разные:
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные –
Ненужные пустые.
А. Барто
К сожалению, в наше время при раз-
говоре друг с другом, мы употребляем
очень много слов – паразитов. Надо
всегда стараться правильно говорить,
что бы речь была понятной, и собесед-
нику приятно было с тобой общаться.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.