Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

УСТАРЕВШИЕ И НОВЫЕ СЛОВА


20 июня 2014, 04:39 | 1 797 просмотров



Цели урока: Познакомить с устарев-

шими словами (историзмами и архаиз-

мами) и новыми словами (неологизма-

ми).

Задачи: 1. Совершенствовать зна-

ния учащихся о словах, вышедших из

употребления; установить причины, по

которым слова выходят из употребле-

ния (исчезновение предметов, явлений,

замена синонимами), ввести понятие

устаревшие и новые слова; научить по-

нимать смысл устаревших и новых слов,

правильно объяснять их значение, уме-

ло пользоваться словарями.

2. Развивать связную речь, орфогра-

фическую зоркость, навыки безотрывно-

го письма, память, внимание; расширять

словарный запас учащихся.

3. Воспитывать любовь к русскому

языку, усидчивость, аккуратность, само-

стоятельность.

Оборудование: иллюстрации, компью-

тер, учебник, карточки с заданием.

Вид урока: нестандартный (путеше-

ствие по сказке).

Тип урока: усвоение нового материа-

ла.

Методы преподавания: словесный,

наглядный, репродуктивный, частично-

поисковый, проблемный, практический.

Формы работы: индивидуальная, са-

мостоятельная, фронтальная, коллек-

тивная.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Урок сегодня необычный,

Хотя, на первый взгляд, привычный.

На урок русского языка

Мы гостей позвали.

Попрошу вас поприветствовать го-

стей,

И улыбнуться им повеселей.

Всем пожелать здоровья и добра.

Ну что ж, теперь урок начать пора!

2. Всесторонняя проверка знаний.

1). Минутка чистописания (показ со-

единений)

Лл лопата ладонь ланита

2). Придумать и записать предложе-

ние со словом лопата. сущ. И.п. прилаг.

сущ. Т.п. глаг. сущ. В.п.

Папа большой лопатой копал огород.

3). Морфологический разбор:

Лопатой – сущ., лопата , неодуш., на-

риц., ед. ч., ж. р., 1 скл., Т.п., допол.

3. Подготовка к новой теме.

1). - Объясните лексическое значение

слов?

лопата ладонь ланита

- Почему не можете объяснить значе-

ние слова ланита?

2). Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока «Устаревшие и

новые слова», а узнавать новое на уро-

ке нам поможет Маша, героиня хорошо

известного вам мультфильма «Маша и

Медведь».

4. Новая тема.

1). Устаревшие слова.

а). Вы знаете, что с Машей всегда что-

нибудь происходит.

Вот и сегодня Маша отправилась в

лес к Медведю и по дороге она встрети-

ла УКАЗАТЕЛЬ: устаревшие слова – но-

вые слова

- Устаревшие слова делятся на две

группы: ИСТОРИЗМЫ. АРХАИЗМЫ

б). Историзмы – это слова, которые

обозначают прежние, не существующие

понятия.

Кольчуга, царь, кокошник.

Архаизмы – это устаревшие синони-

мы современных слов, называющие те

понятия, признаки, действия, которые и

сейчас существуют, но обозначаются но-

выми словами.

Терем – дом, камзол – пиджак, лапти –

обувь, ланита – щека.

в). Пошла Маша дальше в ЛЕС ПО

ТРОПИНКЕ, а там задание надо выпол-

нить:

1 - выпишите устаревшие слова из от-

рывков произведений:

В. Жуковский «Спящая царевна»

На 16 году повстречаешь ты беду.

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет.

Русская народная сказка

«Кот и Лиса»

Нарядился Кот в кафтан,

красные сапожки, шапочку.

Взял гусли, пришёл к Лисицыной норе,

да и запел.

П. Ершов «Конёк – горбунок»

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

- К какой группе слов относятся эти

слова? (ИСТОРИЗМАМ)

2 - подберите к устаревшим словам

современные слова – синонимы.

- Что такое СИНОНИМЫ?

Чело – лоб, очи – глаза, ланита –

щека, уста – рот, перст – палец.

- Какой группе слов относятся эти сло-

ва? (АРХАИЗМЫ)

г). Маша идёт дальше, а на пути стоит

МОГУЧИЙ ДУБ, который рассказал, что

у каждого слова – своя жизнь, своя судь-

ба. Слова, как и люди, рождаются, живут

и уходят из жизни, устаревают. Слова

связаны с жизнью. Меняется жизнь – ме-

няются и слова. Многие слова ушли из

языка – они не употребляются в нашей

речи, а лексическое значение этих слов

можно найти в ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ.

Но некоторые устаревшие слова про-

должают жить в художественных произведениях великих писателей и поэтов

прошлых лет.

д). А мы с Машей попали на ПОЛЯНУ

СКАЗОК.

- На уроках литературы мы читали

сказки А. С. Пушкина, прочитайте отрыв-

ки и назовите устаревшие слова.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать очами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(Сказка о мёртвой царевне и о 7 бо-

гатырях)

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их.

В тот же день стал княжить он

И нарёкся: князь Гвидон.

(Сказка о царе Салтане…)

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали.

Ждут, бывало, с юга, глядь, -

Ан с востока лезет рать!

(Сказка о золотом петушке)

Вкруг шатра; в ущелье тесном

Рать побитая лежит.

Царь Дадон к шатру спешит...

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

Бродят кони их средь луга

По притоптанной траве,

По кровавой мураве...

(Сказка о золотом петушке)

Вынырнул подосланный бесёнок,

Замяукал он, как голодный котёнок:

“Здравствуй, Балда мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

(Сказка о попе и работнике его Балде)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Воротился старик ко старухе,

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьёт их, за чупрун таскает.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

(У лукоморья дуб зелёный)

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Слова пришли издалека,

И ты созвучью их доверься

И знай: ланиты – это щёки.

Слеза стекает по щеке,

А слёзы льются по ланитам…

Повторов нет им в языке,

Да жаль, оттенки позабыты.

У них особый смысл и суть,

Своё особое значенье.

Мы лишь в высокие мгновенья

На них дерзаем посягнуть…

Р. Заславский

е). Вот Маша и добралась до избушки

Медведя. Пока она рассказывает

Медведю, о чём узнала пока шла, мы

с вами тоже поработаем:

1 ряд – учебник стр. 35 упр. 100 – вы-

писать устаревшие слова.

2 ряд – работа по карточкам – подчер-

кнуть устаревшие слова.

3 ряд – у доски – списать и подчер-

кнуть устаревшие слова.

Всякий Еремей дело разумей.

Где сшито кое-как, там жди прорехи.

Пословица не даром молвится.

ж). Проверка.

- Назовите, к какой группе относятся

устаревшие слова?

1 ряд – историзмы

3 ряд – архаизмы

2). Новые слова.

Маша вспомнила, что на УКАЗАТЕЛЕ

было две стрелочки,

они с Медведем решили вернуться к

УКАЗАТЕЛЮ и посмотреть.

Неологизмы – это новые слова.

- Как вы думаете, почему возникла

необходимость придумывать новые сло-

ва?

5. Проверка понимания новой темы.

а). Самостоятельная работа стр. 36

упр. 102 – выписать новые слова.

б). Взаимопроверка.

6. Закрепление.

а). Игра «Найти лишнее слово»

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты,

кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, коромысло,

утюг, кастрюля.

б). Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода.

Слова исчезают, как перлы,

Как прялки и веретёна.

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства,

И я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его, не растерять

И есть ли такие средства?

- Как вы думаете, почему так важно

сохранить это наследство, богатство

языка?

Слова бывают разные:

Хорошие, простые,

Слова бывают праздные –

Ненужные пустые.

А. Барто

К сожалению, в наше время при раз-

говоре друг с другом, мы употребляем

очень много слов – паразитов. Надо

всегда стараться правильно говорить,

что бы речь была понятной, и собесед-

нику приятно было с тобой общаться.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Автор:
Светлана ИВАНОВА, учитель школы гимназии № 38 Илийский район, п. Отеген Батыр.