Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Канат НУРОВ: “ЕНТ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ ИСЧЕРПАЛО ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ”


20 июня 2014, 04:50 | 1 321 просмотр



ТЕСТ НА ОТСТАЛОСТЬ

Сегодня у нас в гостях президент

научно-образовательного фонда

"Аспандау" Канат Нуров, с которым

мы решили поговорить о том, что из-

менилось за десять лет, прошедших

с момента проведения первого ЕНТ

в Казахстане. В чем мы преуспели, а

что упустили? Нужна ли нам вообще

такая система оценки знаний выпуск-

ников школ? И что можно предложить

взамен?

- Канат Ильич, как вы оцениваете

тестовый материал нынешнего

года?

- Он лучше предыдущего, но по-

прежнему формален. Проблема в том,

что ЕНТ в рамках существующей модели

исчерпало потенциал развития...

- Известно, что какая-то работа

по его совершенствованию велась.

В частности, в этом году в МОН РК

была создана специальная рабочая

группа. Вопрос в том, насколько ее

деятельность была эффективной?

- Работа комиссии больше техни-

ческая - поправочки там, "заплаточки"

здесь. В рамках совершенствования

существующей парадигмы содержания

ЕНТ эта группа отработала довольно

эффективно. Проблема в том, что сама

парадигма содержания уже завтра ста-

нет "вчерашним днем".

Понятно, что просто так изменить со-

держание вопросов ЕНТ не получится,

нужно изменить все содержание образо-

вательных программ и учебных планов.

Невозможно требовать от ЕНТ эффек-

тивности и новаций, если оставить всю

систему образования в прежнем состоя-

нии. Нам надо понять, что экстенсивное

развитие (строительство инфраструк-

туры) - это только основа для чего-то

большего. Философия и стратегия обра-

зования нуждаются в кардинальном из-

менении. ЕНТ - лишь компонент системы

образования в целом. А образование

- это тот элемент культуры, который на

системном уровне воспроизводит обще-

ство.

Есть иллюзия, такая абсолютно дет-

ская надежда, что если изменить систе-

му оценки образования, то изменятся

сами знания, умения, навыки, ценности,

переживания и способности личности. Я

думаю, что так система не работает. Что

мы хотим получить на выходе - "винтик

механизма" или самостоятельную, кре-

ативную личность? Надо изменить само

понимание системы образования, ее

цели и, соответственно, средства. А под-

система оценки как завершение опреде-

ленного цикла образования должна со-

ответствовать духу и букве всего цикла

научного познания. В общем, необходи-

мо изменить саму суть образовательной

системы страны без коренной ломки

устоявшихся процессов и процедур (же-

лательно).

- В интервью интернет-порталу

"Радиоточка" вы говорили о том,

что в целом "все вопросы ЕНТ необ-

ходимо переработать с точки зре-

ния именно оперативного компонен-

та познания, так как невозможно все

выучить и все знать". Расскажите

об этом подробнее. Видны ли под-

вижки в этом направлении?

- На мой взгляд, подвижки не особенно

видны. Это по-прежнему вопросы на про-

верку знаний единичного уровня из ин-

формативного компонента познаватель-

ной сферы, требующие только памяти.

А нужны вопросы особенного, общего и

всеобщего уровня из оперативного ком-

понента познания на понимание теории,

логики и диалектики каждого вопроса.

Тогда можно спокойно позволять проно-

сить калькуляторы и сотовые с доступом

в Интернет. Они все равно не помогут,

если не понимаешь проблему или не зна-

ешь, как ее решить.

Пусть вопросов будет меньше, но

пусть они будут на проверку именно

оперативного компонента познающего

мышления и по всем предметам, кото-

рые изучаются в старших классах. Также

было бы неплохо упорядочить формат

сдачи промежуточного государственного

контроля (ПГК), Единого национального

тестирования (ЕНТ) и других видов госу-

дарственных экзаменов в плане возрас-

тания сложности вопросов. В частности,

пусть обязательным условием будет на-

бор минимально необходимых баллов

по менее сложным частям вопросников

для зачета большего количества баллов

по более сложным.

- Подобной формой оценки знаний

пользуются во всем мире. Но почему

в Казахстане она не работает?

- Она работает, просто в очень усечен-

ном виде, т.е. без эссе и устной беседы,

как того требует западное образование.

Плюс налицо катастрофическое падение

квалификации педагогических кадров,

культ консьюмеризма и прагматизма, за-

мена целостного, мозаичного познания

и соответственно сознания фрагментар-

ным и калейдоскопическим, по сути - кли-

повым.

- Почему нам никак не удается

сделать ЕНТ пусть не идеальным,

но хотя бы приемлемым, объектив-

ным?

- Ну почему же, с точки зрения объ-

Канат НУРОВ:

“ЕНТ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ

МОДЕЛИ ИСЧЕРПАЛО ПОТЕНЦИАЛ

РАЗВИТИЯ”

ективности эта форма внешней оценки

качества усвоенных знаний вполне рабо-

тает, но она весьма упрощена по содер-

жанию образования, поэтому и вызыва-

ет негодование.

- Что мешает ее усовершенство-

вать?

- На этот вопрос я ответил выше, но

еще раз повторюсь: отсутствие перехода

системы образования с рельс индустри-

ального общества, ориентированного

на подготовку узкоспециализированной

рабочей силы, на систему образования

информационного общества, ориентиро-

ванного на формирование гармонично

развитой, многогранной личности, спо-

собной обрабатывать лавину инфор-

мационных потоков. Никто не отрицает

необходимость узкоспециализированной

рабочей силы (мы и этого не делаем нор-

мально), но в информационном обще-

стве быть глубоким узким специалистом

без широкого образования как системно-

го мировосприятия невозможно.

- Не совсем понятно будущее ЕНТ

в Казахстане. Если бывший вице-ми-

нистр образования и науки РК Мурат

Абенов говорил о его отмене уже в

2015 году, то новый вице-министр

Тахир Балыкбаев опровергает эту

информацию. Как вы считаете, с

чем связана подобная несогласован-

ность в одном ведомстве, почему

возникают столь противоречивые

заявления?

- Причины такой несогласованности

- нескончаемые и не определенные по

целям реформы образования, много-

численные программы его развития без

единой политики образования информа-

ционного общества, а также частая сме-

на руководства в министерстве.

- А каким вам представляется бу-

дущее ЕНТ?

- ЕНТ должно быть по всем предме-

там, дополнено при этом письменным

эссе и устным собеседованием, а также

вступительными специфическими экза-

менами в каждый вуз (по желанию по-

следнего).

- Какая система проведения всту-

пительных экзаменов вообще нужна

и приемлема для Казахстана?

- Внутренние оценки школы за все

годы по всем предметам в аттестате,

внешние оценки по ЕНТ по тем же пред-

метам и специфические вступительные

экзамены в вуз. При этом индивиду-

альные достижения во всех школьных

олимпиадах, конференциях и иных ло-

кальных или международных конкурсах

знаний, умений и навыков необходимо

считать при поступлении в вузы более

приоритетными, чем внутренние оценки

в аттестате и внешние оценки ЕНТ при

окончании средней школы.

Все это уже описано в "Политике раз-

вития образования информационного

общества" (ПРО ИО), разработанной

нашим научно-образовательным фон-

дом "Аспандау" и принятой за норма-

тивную основу всем Общественным

фронтом за развитие образования

(ОФРО). Помимо оперативного компо-

нента познания, в ПРО ИО отражена

также необходимость возрождения вос-

питательной и развивающей функций

образования в виде объективной систе-

мы ценностей (ОСЦ), общегражданской

национальной идеи и свободного право-

сознания.

ОСЦ не только нравственно воспи-

тывает личность, но и формирует в ней

категориально-понятийный аппарат

мышления на уровне всеобщих ценно-

стей природы и общества. Общеграж-

данская национальная идея формирует

патриотизм как любовь к родине и на-

циональную идентичность единой обще-

гражданской нации на базе сохранения

этнической культуры титульной нацио-

нальности. Свободное правосознание

формирует любовь к праву как аппарату

обеспечения свободы каждой личности,

в т.ч. в управлении обществом и твор-

ческой самореализации. Одним словом,

надо срочно адаптировать систему об-

разования к требованиям и реалиям ин-

формационного общества.

СПРАВКА

8 июня в Казахстане завершилось

ЕНТ-2014. Как сообщил Национальный

центр тестирования, максимально воз-

можные 125 баллов набрали лишь че-

тыре выпускника. Рубеж в 100 баллов

по пяти предметам преодолели чуть

больше 13 тысяч, или каждый седьмой

из принявших участие в едином госэкза-

мене. Минимальный порог не покорился

20 236 юношам и девушкам, то есть едва

ли не каждому четвертому.

Автор:
Беседовала, Сауле ИСАБАЕВА