20 июня 2014, 04:50 | 1 321 просмотр
ТЕСТ НА ОТСТАЛОСТЬ
Сегодня у нас в гостях президент
научно-образовательного фонда
"Аспандау" Канат Нуров, с которым
мы решили поговорить о том, что из-
менилось за десять лет, прошедших
с момента проведения первого ЕНТ
в Казахстане. В чем мы преуспели, а
что упустили? Нужна ли нам вообще
такая система оценки знаний выпуск-
ников школ? И что можно предложить
взамен?
- Канат Ильич, как вы оцениваете
тестовый материал нынешнего
года?
- Он лучше предыдущего, но по-
прежнему формален. Проблема в том,
что ЕНТ в рамках существующей модели
исчерпало потенциал развития...
- Известно, что какая-то работа
по его совершенствованию велась.
В частности, в этом году в МОН РК
была создана специальная рабочая
группа. Вопрос в том, насколько ее
деятельность была эффективной?
- Работа комиссии больше техни-
ческая - поправочки там, "заплаточки"
здесь. В рамках совершенствования
существующей парадигмы содержания
ЕНТ эта группа отработала довольно
эффективно. Проблема в том, что сама
парадигма содержания уже завтра ста-
нет "вчерашним днем".
Понятно, что просто так изменить со-
держание вопросов ЕНТ не получится,
нужно изменить все содержание образо-
вательных программ и учебных планов.
Невозможно требовать от ЕНТ эффек-
тивности и новаций, если оставить всю
систему образования в прежнем состоя-
нии. Нам надо понять, что экстенсивное
развитие (строительство инфраструк-
туры) - это только основа для чего-то
большего. Философия и стратегия обра-
зования нуждаются в кардинальном из-
менении. ЕНТ - лишь компонент системы
образования в целом. А образование
- это тот элемент культуры, который на
системном уровне воспроизводит обще-
ство.
Есть иллюзия, такая абсолютно дет-
ская надежда, что если изменить систе-
му оценки образования, то изменятся
сами знания, умения, навыки, ценности,
переживания и способности личности. Я
думаю, что так система не работает. Что
мы хотим получить на выходе - "винтик
механизма" или самостоятельную, кре-
ативную личность? Надо изменить само
понимание системы образования, ее
цели и, соответственно, средства. А под-
система оценки как завершение опреде-
ленного цикла образования должна со-
ответствовать духу и букве всего цикла
научного познания. В общем, необходи-
мо изменить саму суть образовательной
системы страны без коренной ломки
устоявшихся процессов и процедур (же-
лательно).
- В интервью интернет-порталу
"Радиоточка" вы говорили о том,
что в целом "все вопросы ЕНТ необ-
ходимо переработать с точки зре-
ния именно оперативного компонен-
та познания, так как невозможно все
выучить и все знать". Расскажите
об этом подробнее. Видны ли под-
вижки в этом направлении?
- На мой взгляд, подвижки не особенно
видны. Это по-прежнему вопросы на про-
верку знаний единичного уровня из ин-
формативного компонента познаватель-
ной сферы, требующие только памяти.
А нужны вопросы особенного, общего и
всеобщего уровня из оперативного ком-
понента познания на понимание теории,
логики и диалектики каждого вопроса.
Тогда можно спокойно позволять проно-
сить калькуляторы и сотовые с доступом
в Интернет. Они все равно не помогут,
если не понимаешь проблему или не зна-
ешь, как ее решить.
Пусть вопросов будет меньше, но
пусть они будут на проверку именно
оперативного компонента познающего
мышления и по всем предметам, кото-
рые изучаются в старших классах. Также
было бы неплохо упорядочить формат
сдачи промежуточного государственного
контроля (ПГК), Единого национального
тестирования (ЕНТ) и других видов госу-
дарственных экзаменов в плане возрас-
тания сложности вопросов. В частности,
пусть обязательным условием будет на-
бор минимально необходимых баллов
по менее сложным частям вопросников
для зачета большего количества баллов
по более сложным.
- Подобной формой оценки знаний
пользуются во всем мире. Но почему
в Казахстане она не работает?
- Она работает, просто в очень усечен-
ном виде, т.е. без эссе и устной беседы,
как того требует западное образование.
Плюс налицо катастрофическое падение
квалификации педагогических кадров,
культ консьюмеризма и прагматизма, за-
мена целостного, мозаичного познания
и соответственно сознания фрагментар-
ным и калейдоскопическим, по сути - кли-
повым.
- Почему нам никак не удается
сделать ЕНТ пусть не идеальным,
но хотя бы приемлемым, объектив-
ным?
- Ну почему же, с точки зрения объ-
Канат НУРОВ:
“ЕНТ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ
МОДЕЛИ ИСЧЕРПАЛО ПОТЕНЦИАЛ
РАЗВИТИЯ”
ективности эта форма внешней оценки
качества усвоенных знаний вполне рабо-
тает, но она весьма упрощена по содер-
жанию образования, поэтому и вызыва-
ет негодование.
- Что мешает ее усовершенство-
вать?
- На этот вопрос я ответил выше, но
еще раз повторюсь: отсутствие перехода
системы образования с рельс индустри-
ального общества, ориентированного
на подготовку узкоспециализированной
рабочей силы, на систему образования
информационного общества, ориентиро-
ванного на формирование гармонично
развитой, многогранной личности, спо-
собной обрабатывать лавину инфор-
мационных потоков. Никто не отрицает
необходимость узкоспециализированной
рабочей силы (мы и этого не делаем нор-
мально), но в информационном обще-
стве быть глубоким узким специалистом
без широкого образования как системно-
го мировосприятия невозможно.
- Не совсем понятно будущее ЕНТ
в Казахстане. Если бывший вице-ми-
нистр образования и науки РК Мурат
Абенов говорил о его отмене уже в
2015 году, то новый вице-министр
Тахир Балыкбаев опровергает эту
информацию. Как вы считаете, с
чем связана подобная несогласован-
ность в одном ведомстве, почему
возникают столь противоречивые
заявления?
- Причины такой несогласованности
- нескончаемые и не определенные по
целям реформы образования, много-
численные программы его развития без
единой политики образования информа-
ционного общества, а также частая сме-
на руководства в министерстве.
- А каким вам представляется бу-
дущее ЕНТ?
- ЕНТ должно быть по всем предме-
там, дополнено при этом письменным
эссе и устным собеседованием, а также
вступительными специфическими экза-
менами в каждый вуз (по желанию по-
следнего).
- Какая система проведения всту-
пительных экзаменов вообще нужна
и приемлема для Казахстана?
- Внутренние оценки школы за все
годы по всем предметам в аттестате,
внешние оценки по ЕНТ по тем же пред-
метам и специфические вступительные
экзамены в вуз. При этом индивиду-
альные достижения во всех школьных
олимпиадах, конференциях и иных ло-
кальных или международных конкурсах
знаний, умений и навыков необходимо
считать при поступлении в вузы более
приоритетными, чем внутренние оценки
в аттестате и внешние оценки ЕНТ при
окончании средней школы.
Все это уже описано в "Политике раз-
вития образования информационного
общества" (ПРО ИО), разработанной
нашим научно-образовательным фон-
дом "Аспандау" и принятой за норма-
тивную основу всем Общественным
фронтом за развитие образования
(ОФРО). Помимо оперативного компо-
нента познания, в ПРО ИО отражена
также необходимость возрождения вос-
питательной и развивающей функций
образования в виде объективной систе-
мы ценностей (ОСЦ), общегражданской
национальной идеи и свободного право-
сознания.
ОСЦ не только нравственно воспи-
тывает личность, но и формирует в ней
категориально-понятийный аппарат
мышления на уровне всеобщих ценно-
стей природы и общества. Общеграж-
данская национальная идея формирует
патриотизм как любовь к родине и на-
циональную идентичность единой обще-
гражданской нации на базе сохранения
этнической культуры титульной нацио-
нальности. Свободное правосознание
формирует любовь к праву как аппарату
обеспечения свободы каждой личности,
в т.ч. в управлении обществом и твор-
ческой самореализации. Одним словом,
надо срочно адаптировать систему об-
разования к требованиям и реалиям ин-
формационного общества.
СПРАВКА
8 июня в Казахстане завершилось
ЕНТ-2014. Как сообщил Национальный
центр тестирования, максимально воз-
можные 125 баллов набрали лишь че-
тыре выпускника. Рубеж в 100 баллов
по пяти предметам преодолели чуть
больше 13 тысяч, или каждый седьмой
из принявших участие в едином госэкза-
мене. Минимальный порог не покорился
20 236 юношам и девушкам, то есть едва
ли не каждому четвертому.