20 июня 2014, 04:54 | 1 276 просмотров
В Астане проходит III Евразий-
ский форум лидеров высшего
образования. Тема нынешнего
обсуждения – «Успешный уни-
верситет: пути создания». Круп-
нейшее событие в сфере обра-
зования евразийского региона
проходит в стенах ¬Назарбаев
Университета, который к разго-
вору на диалогово-дискуссион-
ных площадках пригласил меж-
дународных экспертов из более
чем 30 стран, а также ректоров
ведущих вузов Казахстана.
– В «Стратегии «Казахстан-
2050»
Президент Нурсултан Назарбаев поста-
вил задачу по вхождению республики в
число 30 наиболее развитых стран мира,
и развитие человеческого капитала в до-
стижении этой цели выходит на первый
план, – подчеркнула в приветственном
слове заместитель Премьер-Министра
Гульшара Абдыкаликова. – Ведь с вы-
зовами современности способен спра-
виться только высокообразованный
человек с необходимыми знаниями и
навыками. Безусловно, важнейшую роль
здесь играют университеты. Вузам от-
ведена первоочередная роль в здоровой
конкурентной борьбе за первые строчки
различных рейтингов путем привлече-
ния лучших профессоров и менеджеров
учебного процесса. От того, насколько
мы готовы быстро реагировать на вызо-
вы современности, быть гибкими, зави-
сит наше благосостояние в долгосрочной
перспективе, и в этом вопросе большая
ответственность лежит на вузах.
Открывая дискуссию, ректор Назарба-
ев Университета Шигео Катсу отметил:
отличие нынешнего форума в том, что
злободневная тема обсуждается не в уз-
ких рабочих группах, а на общих панель-
ных сессиях, и это придает обсуждению
по заданной теме наибольшую широту.
А тема действительно обширная. И
министр образования и науки Аслан Са-
ринжипов, к слову, он ассоциированный
профессор Назарбаев Университета,
определил свое видение назначения
университета в сегодняшнем мире.
– Если 50 лет назад студенты в основ-
ном шли учиться, чтобы усвоить фило-
софию жизни, стать интеллектуальной
элитой, то сейчас большинство из них
говорит: образование помогает увели-
чить шансы на рынке труда, повысить
будущий заработок, – констатирует ми-
нистр. – Они идут за знаниями, которые
можно положить в карман в виде дохода.
Из этой же парадигмы исходят многие
производители образовательных услуг.
Но университет – не коммерческая фа-
брика, штампующая знания, это то уни-
кальное образовательное пространство,
где формируется общество завтрашне-
го дня. Успешный университет готовит
не только специалистов, но и граждан,
патриотов своей страны, которые будут
элитой общества.
Сегодня, по мнению участников фо-
рума, в образовании делается упор на
практические навыки студентов, важно
развить у них умение мыслить креа-
тивно, генерировать идеи, работать в
команде
и быть готовым к вызовам. И
министр образования Беларуси Сер-
гей Маскевич, ассоциированный декан
Высшей школы образования Назарбаев
Университета Линн Парментер, профес-
сор Университета Торонто Джейн Найт
(Канада) едины во мнении, что выпесто-
вать таких молодых людей можно только
в успешных университетах. А успешный
– это вуз, ведущий образовательную, ис-
следовательскую, воспитательную дея-
тельность. И обязательно это социально
ответственный университет, который,
интегрируясь в международное образо-
вательное пространство, включаясь в
процессы глобализации, во главу угла
по-прежнему ставит национальные и ре-
гиональные приоритеты.
Как отметил директор независимой
общественной организации «Справед-
ливый доступ к высшему образованию»
Лес Эбдон (Великобритания), даже гово-
ря об университете как о коммерческой,
инновационной организации, мы все
равно подразумеваем его социальную
ответственность. Профессор сравнил
успешный вуз с коробкой передач, кото-
рая позволяет экономике развивать ско-
рость и идти вперед. А движение вперед,
к процветанию общества – это и есть
цель как отдельно взятого социально
ответственного университета, так и госу-
дарства в целом.
…Сегодня форум продолжает работу.
На очередной панельной сессии поди-
скутируют студенты, также приглашен-
ные к серьезному разговору.