Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ ПО ТЕКСТУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «БЕСКОРЫСТИЕ»


27 июня 2014, 12:47 | 1 405 просмотров


Цели урока:

1) обеспечить получение обучающим-

ся знаний, умений и навыков конструировать

текст, актуализируемых в условиях подготов-

ки к изложению, учитывая технологические

параметры уровневой дифференциации; учить

создавать оригинальные авторские тексты

как результат организованной и управляемой

речемыслительной деятельности учащихся,

что является констатацией факта владения

русским языком на уровне функциональной

грамотности;

2) развивать внимание, речь, инди-

видуальные творческие способности, комму-

никативную компетенцию обучаемых, умения

текстовой деятельности учащихся;

3) формировать нравственные каче-

ства, патриотические чувства к Родине.

Оборудование: текст К.Г.Паустовского

«Бескорыстие», задание для подготовки к кон-

струированию текста (на отдельных листах),

задания конструирования текста (на отдель-

ных листах),стендовый материал, слайды, схе-

мы, презентация.

Ход урока:

1. Положительная мотивация к уроку.

Создание особой атмосферы в классе с по-

мощью различных психологических приёмов,

способствующих более эффективном воспри-

ятию учебного материала урока.

II. Лингвистический комментарий учителя

к разноуровневым заданиям для изложения.

Предтекстовая речевая подготовка.

Предложенный в качестве исходного текст

принадлежит перу признанного мастера слова

и обладает высокими художественными досто-

инствами.

Выполнение подготовительных заданий

способствует глубине осмысления текста,

определению главной мысли. Выполнение за-

даний конструирования текста решает задачи

языкового оформления замысла, адекватного

чувствам.

Учения, предусматриваемые заданиями

первого и второго уровней, являются базовы-

ми, содержащимися в стандарте.

При выполнении заданий эвристического

и творческого уровней требуется более широ-

кий, вариативный спектр умений.

При выполнении дифференцированных за-

даний каждый ученик сам выбирает, до какого

уровня он дойдёт, то есть каждый идёт по сво-

ей индивидуальной дорожке со своей скоро-

стью, выполняя необходимый объём заданий

с учётом своих возможностей и способностей.

Те, кто преодолел два предыдущих уровня,

усвоил обязательный базовый уровень, за

выполнение заданий следующего берётся по

собственному желанию. Ребята, справившие-

ся с вариантом 3-го уровня, получают задание

творческого характера.

III. Самостоятельная текстовая деятель-

ность учащихся.

Для самостоятельной текстовой деятель-

ности учащихся предлагается такого типа

уровневая дифференциация: выберите само-

стоятельно уровень предлагаемых подготови-

тельных заданий и выполните их, руководству-

ясь комментарием.

Бескорыстие.

Много ещё много написать о Мещерском

крае. Можно написать, что этот край очень

богат лесами и торфом, сеном и картофелем,

молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об

этом. Неужели мы должны любить свою зем-

лю только за то, что она богата, что она даёт

обильные урожаи и природные её силы можно

использовать для нашего благостояния!

Не только за это мы любим родные места.

Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые,

они для нас прекрасны. Я люблю Мещерский

край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть

его раскрывается не сразу, а очень медленно,

постепенно.

На первый взгляд - это тихая и немудрая

земля под неярким небом. Но чем больше уз-

наёшь её, тем всё больше, почти до боли в

сердце, начинаешь любить эту обыкновенную

землю. И если придётся защищать свою стра-

ну, то где- то в глубине сердца я буду знать,

что я защищаю и этот клочок земли, научив-

ший меня видеть и понимать прекрасное, как

бы невзрачно на вид она ни было, - этот лес-

ной задумчивый край, любовь к которому не

забудется, как никогда не забывается первая

любовь. (177слов)

(К.Г. Паустовский)

Задания для подготовки к конструированию

текста

1 уровень. Выполнение заданий данного

уровня поможет вам лучше понять содержа-

ние текст

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1) Почему Константин Паустовский от-

казывается писать о богатствах Мещёрского

края?

2) За что, по мнению автора, люди лю-

бят родные места?

3) Как ,по мнению автора, проявляется

любовь к родной земле у патриота?

2 уровень. Выполнение заданий дан-

ного уровня поможет приготовиться к написа-

нию изложения.

1) Внимательно прочитайте текст

2) Найдите в тексте ответы на следую-

щие вопросы:

- Что можно отнести к богатствам Мещёр-

ского края?

- В чём особенность красоты Мещёрского

края?

3) Выпишите слова, с помощью которых

автор передаёт всю полноту любви к родной

земле.

4) Объясните лексическое значение сло-

ва «патриот», используя при этом последнее

предложение.

3 уровень. Задание этого уровня помогут

вам в подготовке к изложению исходного тек-

ста с элементами собственной позиции.

1)Назовите богатства родной земли. Срав-

ните их с богатствами Мещёрского края. Что у

них общего и в чём различие?

2) Можно ли сказать, что прелесть ка-

захстанской земли раскрывается «не сразу, а

очень медленно, постепенно»?

3) Что из красот казахстанской земли в

первую очередь обращает на себя внимание?

4) Созерцательна или действенна лю-

бовь автора к Мещёрскому краю ? Какой ха-

рактер имеет ваша любовь к родной земле?

Подтвердите ответ примерами.

5) Почему рассказ называется «Бес-

корыстие»? Какое содержание вкладывает

автор в понятие «Бескорыстие»? Составьте

словосочетания со словами «бескорыстие».

4 уровень. Задание этого уровня помогу

вам в подготовке к конструированию соб-

ственного текста на базе исходного..

1)Ответьте на вопросы и выполните зада-

ния:

- Если бы художник писал пейзажи Ме-

щёрского края, какие краски были бы в его

палитре? Запишите имена прилагательные,

передающие оттенки красок. При выполнении

задания советуем обратиться к толковому

словарю.

-Какими красками можно нарисовать пей-

зажи вашей родины? Дополните составленный

список имен прилагательных.

2) Выполните задание:

-Представьте себе композитором – автором

музыкальной пьесы «Бескорыстие», основная

мысль которой – очарование неброской красо-

той родной земли. Запишите названия инстру-

ментов, которые будут звучать в пьесе. Про-

верьте свою орфографическую грамотность,

обратившись к орфографическому словарю.

- Прочитайте выразительно текст в диало-

ге с одноклассником: один из вас читает ис-

ходный текст с остановками, другой во время

остановки передаёт своё отношение к услы-

шанному с помощью реплики согласия, одо-

брения, поддержки и др.

Задание конструирования текста

Выберите уровень конструирования текста

и выполните задания в соответствии с уста-

новкой к нему.

1 уровень: напишите изложение, близкое к

исходному тексту.

2 уровень: напишите изложение от третьего

лица, называя автора исходного текста «ав-

тор», «Паустовский», «Константин Георгие-

вич» и др.

3 уровень: напишите изложение по предло-

женному тексту с элементами собственной по-

зиции «Бескорыстная любовь к родине». Под-

берите эпиграф к работе из пословиц.

4уровень: напишите текст – рассуждение

с опорой на содержание исходного текста,

характеризуя чувство бескорыстной любви к

родной земле патриота. Подберите эпиграф

к работе из высказываний казахстанских пи-

сателе

Автор:
В.Д. ЖУЙКОВА, учитель русского языка и литературы Шубарской средней школы, Кербулакский район, село Шубар.