Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


27 июня 2014, 12:53 | 1 190 просмотров


«Педагогика должна ориентироваться не на вче-

рашний, а на завтрашний день детского развития.

Только тогда она сумеет в процессе обучения об-

учать ребенка».

Л.С. Выготский

Тема моего выступления: «Формирование инфор-

мационной грамотности младшего школьника»

Объект исследования: информационная грамот-

ность младшего школьника

Цель исследования: определить значение разви-

тия информационной грамотности для начальной

школы

Задачи исследования:

- уточнить содержание понятия « информацион-

ная грамотность» ,

- определить значение информационной грамот-

ности ;

- подбор методик , игр и заданий, направленных

на формирование

информационной грамотности младших школьни-

ков.

Теоретическая значимость исследования опреде-

ляется возможностью использования полученного

знания о процессе формирования информационной

грамотности младшего школьника в целостной тео-

рии информационной культуры личности.

Актуальность данной темы заключается в том,

что своевременная работа по формированию у об-

учающегося информационной грамотности позволит

достичь достаточно высокого уровня развития извле-

кать информацию, ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания,

делать предварительный отбор источников инфор-

мации для поиска нового знания, добывать новые

знания (информацию) из различных источников и

разными способами;

перерабатывать информацию для получения не-

обходимого результата, в том числе и для создания

нового продукта;

преобразовывать информацию из одной формы в

другую;

уметь перерабатывать информацию анализиро-

вать, классифицировать, выделять причины и след-

ствия).

Мы живем в эпоху революции средств коммуни-

кации, которая меняет наш образ жизни, общения и

мышления. Мир наших детей не будет похож на мир

предыдущих поколений, будущее во многом зависит

от их способностей, понимать и воспринимать новые

концепции, делать правильный выбор, а также учить-

ся и уметь адаптироваться к изменяющимся услови-

ям в течение всей своей жизни.

В условиях активных социальных, политических

и экономических изменений, постоянно растущего

потока информации, появления все новых профес-

сий и отраслей производства, человеку необходима

способность ориентироваться в ситуации (професси-

ональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовы-

вать на практике адекватные способы получения ин-

формации, то есть быть информационно грамотной

личностью.

Исследователи-педагоги подчеркивают: резко воз-

росла информированность детей. Если раньше школа

была основным источником получения ребенком ин-

формации о мире, человеке, обществе, природе, то

сегодня СМИ оказываются существенным фактором

формирования у детей картины мира. Отмечается,

что расширение кругозора, рост эрудиции, получение

новых знаний о природе и обществе – несомненное

преимущество современных детей. По мнению совре-

менных педагогов, уже на первой ступени обучения

система образования должна в полной мере исполь-

зовать новые возможности.

Младший школьный возраст представляет осо-

бую важность для формирования информационной

грамотности как составляющей информационной

культуры личности, так как именно в этот период

происходит активизация развития познавательных

способностей, формирование содержательных обоб-

щений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Что такое "информационная грамотность» школь-

ника?

В публикациях , посвящённых проблемам образо-

вания, подчёркивается, что информационная грамот-

ность учащихся является основой, начальным уров-

нем формирования информационной компетентности

и включает совокупность знаний, умений, навыков,

поведенческих качеств учащегося, позволяющих эф-

фективно находить, оценивать и использовать инфор-

мацию в образовательных целях.

Термин «информационная компетентность» от-

носится к ключевым терминам образовательных

стандартов второго поколения и определяется как

«способность и умение самостоятельно искать, ана-

лизировать, отбирать, обрабатывать и передавать

необходимую информацию при помощи устных и

письменных коммуникативных информационных тех-

нологий»

Информационные компетентности:

-Навыки деятельности по отношению к информа-

ции в учебных предметах и образовательных обла-

стях, а также в окружающем мире.

-Владение современными средствами информа-

ции (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компью-

тер, принтер, модем, ) и информационными техно-

логиями (аудио- и видеозапись, электронная почта,

Интернет)

-Поиск, анализ и отбор необходимой информации,

ее преобразование, сохранение и передача. С этим

термином тесно взаимосвязаны "информационная

грамотность" и "информационная культура".

Информационная культура рассматривается, как

одна из составляющих общей культуры человека. Ин-

формационная культура предполагает возможность

и готовность учеников самостоятельно работать с

информацией любого вида: текстовой, звуковой, гра-

фической.

В « Государственном стандарте начального обще-

го образования» названы метапредметные результа-

ты освоения основной образовательной программы

начального общего образования. Сказано, что мета-

предметные результаты должны отражать:

использование различных способов поиска( в

справочных источниках и открытом учебном инфор-

мационном пространстве сети Интернет), сбора, об-

работки, передачи информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета.

Кроме того, отмечается, что предметные резуль-

таты освоения основной образовательной программы

начального общего образования с учётом специфи-

ки содержания предметных областей, включающих

в себя конкретные учебные предметы, должны от-

ражать: умение самостоятельно выбирать интересу-

ющую литературу: пользоваться справочными источ-

никами для понимания и получения дополнительной

информации. Таким образом , информационная

грамотность в новом образовательном стандарте

рассматривается как компонент метапредметных и

предметных результатов.

Как измерить сформированность информацион-

ной компетентности начальной школы?

В соответствии с целями и задачами формиро-

вания информационной компетентности, представ-

ленными в стандартах второго поколения начального

общего образования, были выделены следующие

показатели и критерии диагностики информационной

компетентности начального общего образования:

1.Работа с источниками информации.

Знание о том, какие источники информации суще-

ствуют.

Умение использовать различные источники ин-

формации

Умение использовать компьютерные технологии.

Умение найти нужный источник информации не

только в учебных задачах, но и в реальной жизненной

ситуации

2.Обработка и представление результатов

Умение выделять недостоверные и сомнительные

элементы.

Умение находить альтернативную и дополнитель-

ную информацию

Умение обобщать, сравнивать и противопостав-

лять данные, интерпретировать полученную инфор-

мацию и выносить суждение по рассматриваемой

теме и аргументировать его.

Умение описать и представить результаты своей

работы.

3.Использование компьютерных технологий.

Умение читать текстовые документы на компьюте-

ре, работать с текстом на компьютере , работать с

текстом в различных форматах.

Умение вводить и оформлять текст на компью-

тере

Умение работать со средствами Интернета

Как сформировать информационную грамотность

у младшего школьника?

Для формирования информационных умений не-

обходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте

присутствовал материал, который с первых дней об-

учения детей в школе постоянно и планомерно ста-

вил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему

необходимо работать с информацией: вычленять её,

воспринимать, фиксировать, преобразовывать, со-

хранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не

только с художественным, но и с учебным текстом,

чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах

учебника носили информативный характер. Только

при таком условии можно добиться выполнение тре-

бований Стандарта: «В результате изучения всех без

исключения предметов в начальной школе приобре-

тут первичные навыки работы с информацией».

Формирование основ информационной компетент-

ности я рассматриваю как через урочную, так и внеу-

рочную деятельность, так как эти виды деятельности

взаимно дополняют и взаимообогащают друг друга.

Считаю, что первоначально нужно сформировать у

учащихся информационную культуру Информаци-

онная культура предполагает возможность и готов-

ность учеников самостоятельно работать с информа-

цией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

Самой приемлемой формой познания мира для

младших школьников являются экскурсии.

После проведения экскурсии обязательно прохо-

дит обсуждение, где дети обмениваются впечатлени-

ями, выполняют рисунки, и пишут сочинения. Можно

выделить и несколько видов проектов, работа над

которыми требует получения дополнительных све-

дений: игры на эрудицию ( например, викторины)-

школьники, которые готовят материалы для таких

игр, должны посмотреть большое количество источ-

ников информации по тематике игры;

информационные проекты- создание своей книги

или мини-энциклопедии по какой –либо теме требует

сбора сведений по этой теме 1 класс на кружке «

Юный друг природы» собирает материал для созда-

ния мини-энциклопедии «Мои домашние животные».

исследовательские проекты- сбор сведений по теме

исследования является необходимым компонентом

работы над такими проектами.(Приложение Б )

Хочу предложить вам ряд заданий , направленных

на формирование

информационной грамотности школьника.

В соответствии с Государственными стандартами

общего образования, задания, представленные в

тетради для практических работ по литературному

чтению активизируют различные виды деятельности,

которые способствуют развитию информационной

грамотности .

Компьютер и Интернет являются мощными ин-

струментами поиска, обработки и обмена информа-

цией, которые уже используются и в обучении детей

младшего школьного возраста. Однако с ростом по-

пулярности сети растет уровень интернет-зависи-

мости обучающихся. Учитель, объединив усилия с

родителями ребенка, способен организовать работу

по профилактике такой зависимости, при этом его

основной задачей будет формирование информа-

ционной культуры обучающегося.

Вывод:

Формирование информационной грамотности –

одна из актуальных задач начального образования.

От того, насколько сегодня эта задача будет реали-

зована в практику работы школ, зависит успешность

социализации учащихся в будущем

Автор:
Гульнар ТАЗАБЕКОВА, учитель начальных классов средней школы № 21 с ДМЦ. г. Талдыкорган с. Отенай