Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ОБЕРНЕТСЯ ЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ НОСТАЛЬГИЯ ПО СОВЕТСКОМУ ПРОШЛОМУ?


27 июня 2014, 12:59 | 1 955 просмотров



Призрак СССР: откуда ветер дует

Чем дальше мы от Советского Союза,

тем больше ностальгия по нему. Это

чувство присуще значительной части

населения постсоветских стран, и уйдет

оно только со сменой поколений, счита-

ют эксперты. Но одно дело тосковать по

былым стабильным временам, а другое

- пытаться вернуть невозвратное... В

рамках сегодняшнего экспертного об-

суждения мы попытаемся разобраться,

насколько сильны такие настроения в

Казахстане? Чем в этом плане мы отли-

чаемся от России, где активно возрожда-

ют советские символы? Что не помеша-

ло бы перенять у СССР, а что ни в коем

случае нельзя реставрировать?

Толганай Умбеталиева, генераль-

ный директор Центральноазиатского

фонда развития демократии:

"На официальном уровне довольно

прохладно относятся к советским сим-

волам"

- В Казахстане сильна ностальгия в

основном по социальным условиям про-

живания в СССР. Как показывают ре-

зультаты нашего исследования, которое

проводилось в 2010-2013 гг., люди чаще

всего вспоминали о том, как тогда все

было ясно и понятно в повседневной

жизни - меньше беспокойств, больше

предсказуемости. Выделяли: бесплат-

ное здравоохранение, образование,

после учебы - гарантированное трудоу-

стройство, стабильная заработная плата

и ясное будущее. Но на вопрос: "Хотели

ли бы вы вернуть СССР?" большинство

респондентов отвечало отрицательно,

отмечая, что как бы ни было тяжело сей-

час, жить в независимом государстве все

же лучше.

Такие ответы были характерны для

респондентов-казахов, тогда как участ-

ники опроса из других этнических групп

свое нежелание вернуться к советскому

прошлому объясняли тем, что и у совре-

менной жизни есть свои преимущества:

возможность выехать за рубеж, иметь

свой бизнес и т.д. Доля же тех, кто хотел

возврата в СССР, была невысока.

Думаю, в этом плане отличаются

цели и задачи, которые ставят перед

собой Казахстан и Россия. Москва хо-

чет вернуть былую мощь и вновь стать

супердержавой, каким был Советский

Союз. Соответственно, Кремль в каче-

стве первого шага для достижения этой

сверхцели видит восстановление своего

лидерского статуса на постсоветском

пространстве. Ясно, что за два десяти-

летия в бывших союзных республиках

очень многое изменилось, и соединить

их, а также консолидировать общество

внутри России, с точки зрения Москвы,

способны советские символы, которые

имели "магический" характер.

Создание новых ценностей, которые

были бы понятны населению большей

части республик, - долгий процесс, в то

время как Путин намерен "ускорить" его.

Поэтому, на мой взгляд, и используются

столь активно советские символы. Тогда

как Казахстан настроен на национальное

строительство и сохранение нынешнего

статуса-кво в политическом плане. Для

него приоритетнее независимость, по-

этому на официальном уровне довольно

осторожно и прохладно относятся к этим

символам. Тем более что сам президент

страны долго позиционировал себя в

качестве противника СССР, хотя, как из-

вестно, он пришел на волне перестройки

и был сторонником Горбачева, который

хотел его реформировать.

Я являюсь противником того, чтобы

перенимать что-либо от СССР, хотя и

признаю, что с политической точки зре-

ния очень многие шаги и ходы были эф-

фективными - к примеру, по сплочению

народа…

Рустем Кадыржанов, главный на-

учный сотрудник Института филосо-

фии, политологии и религиоведения

КН МОН РК:

"Многие казахи стали бояться России,

опасаясь, что следующим объектом ее

экспансии после Украины станет Казах-

стан"

- У меня есть ностальгия по СССР.

Большую часть своей жизни я прожил в

тогда еще единой стране. Детство, мо-

лодость, образование, создание семьи,

профессиональное становление (кан-

дидат и доктор наук) - все это прошло

и произошло в моей жизни в советское

время. Невозможно не вспоминать обо

всем этом без ностальгии, а значит, и

без ностальгии по СССР.

С моей ностальгией и ностальгией

моих сверстников все понятно. А вот по-

чему она существует у тридцати- и даже

двадцатилетних, тех, кто родился после

распада СССР или застал его в младен-

честве, - это не совсем понятно. Я могу

объяснить такие настроения тем, что они

повторяют слова своих родителей, кото-

рые говорят им о том, как хорошо было

раньше и как плохо теперь.

Об этом говорят, как правило, те, кто

не вписался в новую реальность, по-

носит ее и всячески превозносит про-

шлую жизнь. Это такой социально-пси-

хологический механизм компенсации.

Неудовлетворенные своим нынешним

положением люди начинают мифологи-

зировать свое прошлое и транслировать

эту мифологию новым поколениям. Это

миф о "золотом веке". Одно из расхожих

утверждений: "Раньше хлеб стоил двад-

цать копеек, и на зарплату в сто двад-

цать рублей можно было хорошо жить".

Я жил на сто двадцать рублей в месяц и

знаю, что это такое: вам не желаю.

В таком виде ностальгия по СССР

существовала всегда. Но вы правы в

том, что в последнее время она стала

усиливаться. Почему? Я думаю, ветер

дует из России. Для русских распад Со-

юза стал настоящей катастрофой. Ведь

для них СССР был "большой Россией", в

любом уголке которой (от Таджикистана

до Эстонии) они чувствовали себя очень

комфортно, как у себя дома, везде были

русско-советские порядки. Но вдруг все

изменилось, и русские неожиданно для

самих себя оказались за границей (в

ближнем зарубежье). Но оставалась

мечта, что в один день все вернется на

круги своя. Политика Путина по созда-

нию Евразийского союза, захвату Кры-

ма, отъему Абхазии и Южной Осетии у

Грузии породила надежды, что "возрож-

дение СССР" очень даже возможно.

То есть "ностальгия по СССР" - это

массовый социально-психологический

фундамент политики "собирания русских

земель": чем больше ностальгия - тем

сильнее поддержка такой политики.

Ничего удивительного не вижу в том,

что и в Казахстане сильна ностальгия по

СССР. Во-первых, здесь проживает мно-

го русских, а у них надежда на

возрождение СССР и поддерж-

ка путинской политики очень

серьезная. Сильные пророссий-

ские настроения сохраняют и

некоренные народы Казахстана,

и многие русифицированные ка-

захи.

К примеру, у моих родствен-

ников в Караганде телевизор

весь день показывает россий-

ские каналы, они смотрят все

подряд: новости, сериалы, кон-

церты и т.д. Стоит ли удивлять-

ся тому, что моя тетя называет

украинцев "фашистами", а рус-

ские для нее - "наши"?

Но Казахстан отличается от

России тем, что в нем большинство на-

селения составляют казахи. Далеко не у

всех у них, особенно после захвата Кры-

ма, пророссийские настроения. Многие

казахи стали бояться России, опасаясь,

что следующим объектом ее экспансии

после Украины станет Казахстан. Эти

люди далеки от ностальгии по СССР.

Для них советское время - это "колони-

альное время". По их мнению, чем бы-

стрее Казахстан откажется от советских

символов и вообще от всего советского,

тем быстрее уйдет в прошлое "колони-

альное прошлое".

Да, в СССР было много хорошего.

Если сравнить с сегодняшним днем, то

было больше законности, меньше кор-

рупции. Не было такого огромного соци-

ального неравенства, как сегодня. Поэ-

тому человек чувствовал в себе больше

достоинства, уверенности в завтрашнем

дне. Деньги не играли той огромной (во

многом разрушительной) роли, как се-

годня. Но это были достоинства той си-

стемы, которую нельзя перенести в ны-

нешнюю систему.

При этом было много такого, что никак

не следует переносить в сегодняшний

день. Плановую экономику с ее всеохва-

тывающим дефицитом никак не перене-

сешь в современную жизнь. И слава богу,

что нельзя, потому что эти очереди наво-

дили ужас, но от них нельзя было никуда

уйти. Кажется, половину жизни я провел

в очередях... А чего стоит изоляция от

остального мира и запрет на выезд за

границу? И много-много всевозможных

запретов, просто бессмысленных...

Однажды я услышал фразу: "Социа-

лизм обеспечивает минимум, капита-

лизм может дать максимум". Каждый

волен выбирать то, что хочет, и каждый

волен ностальгировать по СССР или

чему-то другому.

Рустам Бурнашев, профессор Ка-

захстанско-Немецкого университета:

"Не стоит идеализировать ни капита-

лизм, ни социализм"

- Бесспорно, в повседневной жизни мы

сталкиваемся с "отсылками" к советско-

му времени в таких формах, как названия

различных коммерческих предприятий

(думаю, многим известен ночной клуб

"Пионерская правда"; достаточно долго

существовало кафе "Р.В.С." в городе

Алматы), символика на футболках и т.д.

Однако ответить на вопрос, насколько

это явление массово и насколько глубо-

ко оно отражает настроения населения,

без специального исследования прак-

тически невозможно. Также невозможно

дать сравнительную оценку (чем Казах-

стан в этом плане отличается от России)

без социологической базы. Поверхност-

но, на первый взгляд, можно как гипоте-

зу высказать мысль, что "ностальгия по

Советскому Союзу" в России выражена

более рельефно, так как для части рос-

сийских элит актуальны некоторые, если

так можно выразиться, "имперские" или

"великодержавные" установки. Но это

только рабочая гипотеза, которая требу-

ет проверки.

- А как вы считаете, что можно было

перенять сегодня у СССР и что ни в

коем случае нельзя реставрировать?

- Отвечая на этот вопрос, позволю

себе сделать два замечания.

Первое. Мне представляется, что оце-

нивая сегодня советский период и в по-

ложительном, и в отрицательном плане,

мы, как правило, не учитываем того, что

за прошедшее время мир изменился

принципиально, структура социальных,

экономических и других отношений ста-

ла совершенно иной. Это приводит к

очень серьезной аберрации - мы срав-

ниваем Советский Союз, как он нам за-

помнился, с Западом сегодняшним, а не

тем, каким он был 20-30 лет назад. При

этом "сегодняшний" Запад казахстанцы

в лучшем случае видят как туристы, а

не как люди, вписанные в западную си-

стему жизни. Мы зачастую думаем, что

капиталистический мир всегда был та-

ким, каков он сейчас, и что его развитие

обусловлено только некими внутренними

закономерностями капитализма. Однако

это не так. Капитализм менялся в том

числе и под влиянием социалистической

системы. Еще в 1960-е годы в США, на-

пример, существовали расовая сегрега-

ция и политико-социальная дискримина-

ция. Более того, "западная социальная

система" и в настоящее время содержит

в себе серьезнейшие противоречия как

социально-экономического, так и куль-

турного характера. Советская система

содержала в себе такие элементы, как

бесплатная медицина, доступное обра-

зование достаточно высокого качества,

действующие социальные лифты. Одна-

ко и ее не стоит идеализировать - любая

система содержит в себе внутренние

противоречия и ограничения.

Второе. Советская система была

именно системой, некой целостностью.

Это великолепно показано в работах

Александра Зиновьева. И вырвать из

нее какой-то элемент и вставить в другую

систему, не потеряв его смысла, практи-

чески невозможно. Тут за примерами да-

леко ходить не нужно - всем нам извест-

ны перекосы в казахстанской социальной

политике, системе здравоохранения и

многих других сферах, сохранивших "со-

ветскую" форму.

Автор:
Сауле ИСАБАЕВА