Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Каким будет высшее образование через 10 лет?


27 июня 2014, 13:00 | 1 058 просмотров



«Наконец-то каникулы!» - этот радостный вздох в конце мая звучит в душе каждого

родителя. Целых три месяца отдыха от домашних заданий и контрольных. Иногда

мне кажется, что учиться самому было гораздо легче, чем вместе с моимисыновьями.

Дать своему чаду достойное образование – это совсем другой уровень ответственности

и беспокойства. С завершением кампании по сдаче ЕНТ, внимание к высшему

образованию становится практически всеобщим: абитуриенты выбирают вузы, и от

их выбора во многом зависит их дальнейшая судьба, а за них переживают родные.

Бизнессмотрит на высшее образование немного шире – как наисточник основного

ресурса– квалифицированного персонала и как на перспективный объект инвестиций.

«Верный Капитал» является собственником и инвестором Казахского Экономического

Университета им. Рыскулова. Поэтому мы внимательно следим за мировым рынком

высшего образования, который сейчас переживает этап трансформации – пожалуй,

самой серьезной за последние несколько тысяч лет.

Каким будет высшее образование через 10 лет?

Со времен Еноха до сегодняшних дней -

а это почти 10 000 лет - образовательный

цикл мало изменился: лекция – домашнее

задание – семинар – экзамен. Преподава-

тель как источник знаний и учебная лите-

ратура в дополнение к нему. Но цифровая

эра, стремительно сменившая индустри-

альную, и интернет сделали знания макси-

мально доступными для массовых аудито-

рийи кардинально меняют эту систему.

Итак, первый тренд –e-learning, онлайн-

обучение. Интернет и дешевые устройства

подключения к нему сумели, уничтожили

монополию вузов на лучшие знания. При-

чем сделали эти знания абсолютно бес-

платными. Невероятным выглядит успех

Coursera - образовательной платформы,

предлагающей бесплатные онлайн-курсы

для каждого. Проект основали профессоры

информатики Стэнфордского университета

Эндрю Ыни Дафна Коллер, но в настоящее

время в программе участвуют представи-

тели 108 университетов, в том числе таких

известных как Принстонский университет,

Стэнфордский университет, Университет

Джонса Хопкинса, Калифорнийский техно-

логический институт, Эдинбургский универ-

ситет, Университет Торонто, Колумбийский

университет, Пенсильванский универси-

тети другие. В Coursera зарегистрировано

более 7 миллионов пользователей, кото-

рым доступно более 650различных курсов.

В течении двух лет Coursera набрал более

2 млн студентов, каждый из которых про-

слушал около 3-х курсов. Ни один универ-

ситет в мире не в состоянии обучить такую

армию студентов в такие короткие сроки.

Но рост платформы только начинается.

Именно e-lerning обусловит закрытие до 3

000 вузов по всему миру в ближайшие 5-7

лет. Конкуренцию с онлайн-образованием

выдержат только те «традиционные» вузы,

которые будут обладать действительно

уникальным образовательным и научным

контентом, сильным брендом и успешно, с

точки зрения монетизации и охвата аудито-

рии, адаптируют свои продукты в онлайне.

Онлайн-обучение удобно, потому что

человек учится по подходящему именно

для него индивидуальному графику. Кроме

того, многие проекты в сфере образования

онлайн бесплатны – оплачиваются только

экзамены и дипломы,что тоже является

бесспорным плюсом.

До сих пор проекты, связанные с онлайн-

обучением, касались дополнительного

образования. Однако уже сегодня многие

крупные университеты используют воз-

можности онлайн для обучения своих сту-

дентов, например, приглашая известных

профессоров, ученых с мировым именем

читать лекции, что называется, не выходя

из дома: студенты находятся в аудитории

родного университета, а преподаватель

– за тысячи километров, в своей родной

стране.

Я настойчиво рекомендую всем зареги-

стрироваться на Coursera и попробовать

поучиться в другой модели образования.

Поверьте, это изменит вашу жизнь и отно-

шение к своему развитию.

Второй тренд связан с потребностью кон-

вертировать полученные знания, которая

продиктована стремительным развитием

экономики. Поэтому студенты заинтересо-

ваны в получении практически применимых

знаний. Образование откликается на эту

потребность, и сегодня мы наблюдаем по-

степенный переход от научности к практич-

ности в образовательных программах.

Это, в свою очередь, предъявляет новые

требования к профессуре – преподаватели

не могут быть теоретиками, оторванными

от жизни. Так, в ведущих университетах

миране только поощряется, но постепенно

становится требованием, чтобы, помимо

серьезных научных знаний, профессорско-

преподавательский состав обладал опы-

том работы в бизнесе – как консультанты,

коучеры, члены совета директоров или

управленцы. Они должны уметь запакети-

ровать свои собственные услуги и продать

их бизнесу.

Это связано и с третьим трендом – в ус-

ловиях стремительно меняющегося мира

знания быстро устаревают. Конечно, не все

– есть фундаментальные вещи, которые не

подвергаются пересмотру столетиями, но

эти базовые знания мы получаем, как пра-

вило, еще в школе. А вот профессиональ-

ные, практические знания очень быстро

перестают быть актуальными. В общем-то,

в условиях доступности информации это не

слишком большая проблема – специалисту

просто необходимо постоянно обновлять

свои знания. Иными словами, каждый из

нас должен постоянно учиться. «Научить

учиться» – так теперь формулируется одна

из задач образования. Применительно к

высшему образованию она расширяется –

в университете должны научить студентов

думать. К слову сказать, когда я учился в

университете, нас учили работать с новой

литературой и понимать принципы и тен-

денции, а не просто запоминать термины

и константы. Конечно, это не выглядит как

откровение, об этом говорили ученые мужи

на протяжении последних веков. Однако в

условиях, когда студенту нужно поглотить

огромное количество информации не са-

мым удобным способом – конспектируя лек-

ции – самостоятельность мышления, уме-

ние думать не могли выйти на первый план.

Теперь, когда знания доступны через полу-

чение их самыми удобными способами, эта

задача становится наиболее важной.

Четвертый тренд связан с тем, что в

современном мире добыть практически

любую информацию довольно легко. Пре-

подаватель перестал быть исключитель-

ным носителем знаний, тем единственным

человеком, кто может передать нужную

информацию студентам. Это приводит к из-

менению роли преподавателя: теперь он не

«даватель» знаний и даже не тот человек,

который умеет преподнести, «преподать»

их в понятном и удобном для усвоения

виде. Сегодня преподаватель в вузе – это

скорее модератор. Его задача – организо-

вать процесс самообучения студентов, дать

им правильное направление, корректируя и

помогая на этом пути.

Чтобы казахстанские вузы могли соот-

ветствовать этим тенденциям, необходимо

важное условие – предоставление большей

академической свободы университетам и

отказ от мелочной опеки со стороны Мини-

стерства образования и науки. К примеру,

преподавателям приходится заполнять та-

кое количество отчетов и формуляров, что

на подготовку к лекциям просто не остается

времени. Другой пример: от выпускников,

заканчивающих бакалавриат, требуется

написать диплом объемом не менее 50

страниц. Но бакалавр – не магистр, от него

нельзя требовать научной самостоятель-

ной работы, и это требование приводит к

повальному списыванию, покупке готовых

дипломных работ и. т.п. Еще факт: Мини-

стерство, с одной стороны, требует от вузов

"остепененности" – определенного числа

кандидатов и докторов наук в профессор-

ско-преподавательском коллективе, с дру-

гой – резко ограничивает число новых дис-

сертантов. В результате вузы вынуждены

держаться за тех, кто защитился еще в со-

ветское время, даже если их диссертации

потеряли актуальность, а сами они давно

уже никакой исследовательской работы не

ведут.

Я не склонен огульно ругать советскую

систему образования. Мы выучились и вы-

несли отличные знания. Но современное-

высшее образование Казахстана должно

адаптироваться под требования сегодняш-

него дня и полноценно интегрироваться в

мировую систему, а не наоборот,пытаться

сохранить самые из неэффективных стан-

дартов советских времен.

Казахстанские вузы нуждаются в пони-

мании этих реалий и внутренних рефор-

мах. Основываясь на этом понимании мы,

как инвестор, развиваем Казахский эконо-

мический университет имени Т. Рыскулова

(КазЭУ). Основная задача, стоящая перед

КазЭУ–это принципиально повысить ка-

чество образования. Мы понимаем, что

сфера образования, по природе своей,

наиболее инертна к изменениям. За про-

шедшие семь лет, в течении которых мы

работаем с КазЭУ, шаг за шагом, береж-

но и аккуратно, внедрялись изменения. Мы

начали с комплексной программыпо нала-

живанию корпоративного управления уни-

верситетом, внедрили системуфинансовой

дисциплины и повышенияэффективности

управления вузом. Далее была продела

большая работа по приведению в порядок

материально-технической базыуниверсите-

та– отремонтированы стадион, аудитории,

закуплена новая мебель, отремонтировано

общежитие, столовая, построен новый бас-

сейн. Ведь вуз был основан в 1963 году и

в 2000-х потребовал серьезного переосна-

щения.

Следующий этап – это улучшение каче-

ства преподавания. Будут меняться учеб-

ные планы, пересмотрена кадровая по-

литика, началась планомерная борьба с

коррупцией и плагиатом. И мы видим, что

развитие университета невозможно без

учета современных трендов в высшем об-

разовании. Именно поэтому в КазЭУ был

создан Внешний академический консульта-

ционный совет, первое заседание которого

состоялось 15-16 мая 2014 года в г. Алма-

ты.Впервые в состав Консультационного

совета частного вуза Казахстана вошли

ученые и экономисты-практики с мировым

именем: Санджая Бару (Индия), Джон Дойч

(США), Сергей Караганов (Россия), Мари-

на Карчава (Грузия), Жан-Франсуа Ришар

(Люксембург), Джим Томсон (США), Игорь

Юргенс (Россия). Возглавил Совет Роберт

Д. Блэквилл (США).Консультационный Со-

вет на регулярной основе будет помогать

руководству университета в движении на-

меченным курсом – превратить КазЭУ в

лучший экономический вуз Казахстана, в

соответствии с современными тенденция-

ми развития образования и технологиями

обучения.

Вот почему мы так пристально следим за

тем, что происходит в сфере образования

в мире. Казахстан прочно интегрирован в

мировые процессы развития, и все, что мы

наблюдаем в других странах, должно найти

оптимальное применение и у нас.

Автор:
Ерлан ОСПАНОВ , генеральный директор ИГК «Верный Капитал»