Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ


22 августа 2014, 13:30 | 1 204 просмотра


По мнению официального Душанбе, наци¬ональная система образования в республике успешно развивается и вбирает в себя лучшие мировые образцы. Не обходится это благое дело и без новаций собственного изобретения, которые на взгляд чиновников для образова¬ния идут лишь на пользу дела. Правда, все эти нововведения по большей части вызывают недоумение и непонимание. Например, в бы¬лые годы, когда система образования имела стабильные источники финансирования, бур¬но развивалась, и стремление к знаниям счи¬талось естественным процессом и всячески поощрялось, каждый учебный год в школах заканчивался «последним звонком» и торже¬ствами прощания со школой. С этим советским «пережитком» таджикские чиновники успешно покончили, и вот уже более 7 лет учебный год заканчивается «звонком зрелости». Вместо глупых и бессмысленных торжественных ли¬неек и школьных балов, таджикский выпуск¬ник получает митинг, где ему напоследок на¬помнят о мудрости и славных делах во благо страны президента Э.Рахмона и отправят до¬мой. В настоящее время около 150 средних школ Таджикистана ютятся в жилых домах, 280 находятся в аварийном состоянии, а 180 требуют капитального ремонта. Более 80% общеобразовательных учреждений работают в трехсменном режиме по причине нехватки ученических мест. Порядка 90% школ не отве¬чают даже элементарным требованиям сани-тарии, в каждой второй полностью отсутствует система отопления. Процесс развала системы образования сопровождается чудовищным падением в стране интереса к знаниям. В Со¬гдийской области в текущем году школу закон¬чило свыше 30 тысяч учеников. Из них лишь около 9 тыс. подали документы в Националь¬ный центр тестирования и намерены продол¬жить учебу в средне-специальных и высших учебных заведениях. Корни такого отношения к образованию надо искать в социально-эко¬номической ситуации в стране. Как отмечает местное представительство UNICEF, в Таджи¬кистане вследствие социально-экономической нестабильности до 12 тысяч учащихся не по¬сещают уроки, подрабатывая вместо этого на мойках автомашин и носильщиками на рынках. В каждой школе порядка 70-80 учеников броса¬ют учебу, недоучившись до 9 класса, особен¬но в сельских районах, где из-за финансовых трудностей, массовой бедности молодые люди вынуждены бросать школы выезжать на зара¬ботки за рубеж. По опросам тех, кто имеет возможность продолжить учебу после шко¬лы, почти все твердят одно и то же. «По специальности работу в Таджикистане не най¬ти, но диплом дает больше шансов на трудоустройство в России или Казахстане. И это уже сложившаяся тенденция. В школах не хватает более 9 тысяч преподавателей, и это несмотря на то, что профиль¬ные вузы республики ежегод¬но выпускают порядка 5 тысяч молодых специалистов. Их и не будет хватать, потому что мало найдется желающих за копеечные зарплаты рабо¬тать в школах республики. В то же время таджикские ди¬пломированные специалисты на стройках в качестве разно¬рабочих, грузчиков и продав¬цов на рынках, дворников и уборщиков в системе ЖКХ на российских просторах встреча¬ются сплошь и рядом. Нищета, повальная без¬работица вынуждает людей в поисках средств к существованию, покидать родной край. А поскольку власти не предпринимают никаких мер для улучшения жизни своего народа, то трудовая миграция стала образом жизни для таджиков. И так как власти этот процесс пред¬почитают не замечать, то в самом таджикском обществе появляются вполне прагматичные идеи и предложения, которые отражают реа¬лии дня. Их внедрение в практику, по мнению авторов, позволит таджикистанцам быть луч¬ше готовым к суровой действительности. С вполне дельным предложением, например, выступает директор одной из школ Файза¬бадского района Абдуджаббор Саъдиддинов. Он считает, что в школах необходимо ввести предмет или курс уроков по трудовой мигра-ции. «Таджики еще как минимум лет 50 будут ездить на заработки в Россию, поэтому нынеш¬няя молодежь Таджикистана должна готовить¬ся к трудовой миграции со школьной скамьи, нужно объяснить ребятам, что им необходимо знать во время поездки на заработки, особое внимание уделив урокам русского языка», – пояснил директор школы. Саъдиддинов в сво¬их размышлениях не одинок. «Вместо уроков труда, или на отдельном занятии ребят нужно обучать строительным профессиям, свароч¬ным работам, плотницкому делу для чего мож¬но приглашать людей, владеющих такими на¬выками на профессиональном уровне. Я сам с 2000 по 2005 годы был в трудовой миграции в России. Там, куда бы вы ни пошли, спраши¬вают дипломы или сертификаты, чего у наших таджикских мигрантов до сих пор нет», отмеча¬ет директор Центра социально-экономических исследований «Стратегия» Бахор Камаров. Но пока власти такого рода предложения предпо¬читают не замечать. Им не с руки признавать очевидное: в современном Таджикистане уже с молоком матери детям прививают понятие, что трудовая миграция – единственный путь к выживанию. Не зря же каждый второй школь¬ник в своих сочинениях о будущей профессии пишет, что мечтает поехать на заработки в Россию, и никто не интересуется, почему их не привлекает труд на родной земле. Ответ, что называется, лежит на поверхности. Условия, в которых они растут, не позволяет им иметь другую мечту. Тимур Радиков ЦентрАзия

Автор:
centrasia.ru