Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ПОМОЧЬ НЕЛЬЗЯ ПОСАДИТЬ


29 августа 2014, 17:36 | 1 701 просмотр



Подростковая жестокость – это ак-

туальная тема не только для Казахстана,

но и для других стран. В последние годы

в печатных и электронных СМИ все чаще

пишут о подростковой жестокости. Ряд

ученых считают, что в детской жестокости

виноват, так называемый, ген жестокости

или наследственная жестокость. Другие

предполагают, что виноваты телевидение

с фильмами и программами со сценами на-

силия, а так же Интернет и видео игры в ко-

торые дети играют по многу часов в день.

Еще одно предположение, что в жестокости

подростков виноваты родители: те, кото-

рые уделяют своим чадам мало внимания

и все дозволяют и те, которые применяют

к детям физические, психологические или

экономические наказания.

В свое время Антон Семенович Макаренко

(1888-1939гг. педагог и писатель) говорил, что

ребенка надо воспитывать так, чтобы у него

сформировались подсознательные «тормоза»

для негативных поступков. Этот принцип не

утратил своей актуальности. Безнаказанность,

как иногда кажется, за мелочи, порождает чув-

ство вседозволенности и порождает детскую

жестокость.

Думаю, не раз каждому из нас приходи-

лось наблюдать, как обиженный ребенок уда-

рит маму, отца или старшего брата. Хорошо,

если родители умело объяснят ребенку что

так поступать нельзя. А не наоборот, когда

родители не обратят внимание на выходку

ребенка, или потребуют от старшего ребенка,

чтобы тот терпел насилие младшего. Нехоро-

шо когда один ребенок ласкает кошку, уклады-

вает спать, а второй – пинает или наступает

на животное. Именно с таких моментов, на пер-

вый взгляд пустяковых, и должно начинаться

воспитание.

Американскими специалистами в судеб-

ной психиатрии проведено несколько иссле-

дований, посвященных этой теме, и выявлено,

что во многих случаях преступлений в отноше-

нии человека им предшествовала история на-

силия над животными.

Анализ наиболее жестоких преступлений

позволил психиатрам сделать выводы о том,

что повторяющиеся акты издевательств над

животными в детстве часто предшествуют

развитию в будущем расстройств личности и

асоциального поведения, а также наркоманий.

Оказалось, что половина людей с асоциаль-

ным поведением совершала в прошлом сади-

стические действия. Наиболее плохой прогноз

развития личности в этом случае у агрессив-

ных детей младше 10-ти лет.

Сейчас во многих школах работают пси-

хологи и социальные педагоги. Деятельность

этих специалистов - это один из способов

предостеречь детей от совершения необду-

манных, противоправных действий, детской

жестокости. Однако главную роль в воспита-

тельном процессе все-таки должны выполнять

родители, без их активной жизненной позиции

и наглядного примера, старания всех психоло-

гов будут напрасны.

По словам социологов, за последнее деся-

тилетие характер общения подростков между

собой кардинально изменился. Девочки стали

более жестокими, чем мальчики. В школах все

чаще можно встретить хамство и неуважение.

Подростки не стесняются «посылать» друг

друга по поводу и без повода, считая такое по-

ведение вполне нормальным, так как не видит

другого способа завоевать уважения сверстни-

ков. Главное в таком возрасте - находиться в

группе, “стае” и не стать “белой вороной”. При

этом группа выбирает жертву и чаще всего

по физиологическому признаку: “толстая”,

“худая”, “очкарик”. У подростков есть нормы

и правила поведения в группе, и того, кто их

нарушает, сразу же отторгают и подвергают

агрессии. Агрессия, кроме физической (приме-

нение физической силы) и вербальной (оскор-

бления), может выражаться в форме раздра-

жительности, подозрительности, обидчивости.

Каковы же причины жестокости? Одной из

причин детской жестокости называют филь-

мы и видеоигры. После каждой трагической

вспышки беспричинной жестокости сообща-

ют, что убийца увлекался кровавыми боеви-

ками или компьютерными

играми-стрелялками. Эрик

Харрис и Дилан Клиболд,

расстрелявшие в 1999 году

в школе Коламбайн 12 своих

товарищей и учителя, а затем

покончившие с собой, увлека-

лись игрой Doom. Коди Пози,

застреливший в 2004-м отца,

мачеху и сводную сестру, не-

сколько месяцев перед этим

играл в Grand Theft Auto, а Чо

Сын Хи, убивший 32 человека

в Вирджинском политехниче-

ском институте, предпочитал

Manhunt. Общественное мне-

ние гласит: насмотрелись - и

пошли стрелять!

Такое простое объяснение

для многих кажется очевидным. Но, ведь и те

дети, которые не смотрят фильмы со сценами

жестокости и не играют в «Стрелялки» с не

меньшим упоением стреляют из самодельных

пистолетов или отрывают лапы своим игруш-

кам. Откуда же у них эта жестокость? Может

быть, причина в семье и в обществе? Под-

ростковая жестокость появляется в неблагопо-

лучных семьях, окружении подростка, в школе.

Немалое влияние оказывают также средства

массовой информации. По результатам ис-

следований, подростковая жестокость зависит

от состояния матери после родов. Чем дольше

мать пребывает в послеродовой депрессии,

тем больше вероятности того, что ребенок

вырастет жестоким. Также стимулятором же-

стокости подростков является одиночество. В

семьях, где родители заняты работой, личны-

ми отношениями, где их часто не бывает дома,

ребенок растет без общения и внимания. Он

не умеет спорить, проигрывать, соперничать.

Единственный правильный способ победить

соперника - это подавить его. Эту же страте-

гию в достижении желаемого результата вы-

бирают дети, которым ни в чем никогда не

отказывали.

Причин хамства подростков несколько: за-

ниженная самооценка, подражание старшим

либо бедный словарный запас. Особенно же-

стокими и злобными являются подростки, са-

мооценку которых подавляют дома. Поэтому

такими же методами ребенок пытается завое-

вать авторитет. Подростковую жестокость мо-

жет спровоцировать любое слово родителей,

учителя или сверстника.

Подростковая жестокость таит в себе

огромную опасность. Множество страшных

преступлений совершают именно подростки.

Разобраться в такой большой теме довольно

непросто. Читая статьи-информашки, в кото-

рых, только поверхностно, описаны события,

где дети применили по отношению к друг другу

насильственные действия, становится страш-

но. Подростки не могут себя контролировать

во время конфликта и зачастую идут до конца.

Там, где взрослый может остановиться, под-

росток полезет в драку и будет бить, пока не

выплеснет эмоции.

Подростковая жестокость во всем мире

приобретает ужасающие формы и масштабы:

школьники расстреливают одноклассников;

избивают сверстников, снимая действие на

мобильный телефон и выкладывая видео в

интернет; доводят одноклассников до само-

убийства. Вот только некоторые факты, под-

тверждающие это:

Казахстан. Двое 15-летних мальчиков по-

ругались, а когда аргументы были исчерпаны,

то один из подростков достал нож и нанес сво-

ему неприятелю ранения в область паха, лево-

го бедра и спины.

Россия. В одной из школ Благовещенска

ученики 8-го класса избили свою соученицу,

сняли избиение на видео и выложили в интер-

нете. Девочку толпой пинали и оплёвывали. В

Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворо-

ва выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав из-

девательств со стороны одноклассниц.

Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии

города Гданьска повесилась после того, как

одноклассники во время урока раздели ее до-

гола и сняли на видеокамеру мобильного теле-

фона. В настоящее время в отношении пяти ее

одноклассников возбуждено уголовное дело

по статье “Доведение до самоубийства”.

Россия. Стая детдомовцев нанесла муж-

чине около 47 повреждений различной сте-

пени тяжести в области головы, на туловище

— около 130 и на конечностях — около 160.

Всего — более 300. Экспертиза показала, что

погибшего не только жестоко убили, но еще и

частично съели.

Великобритания. В январе 2005 года в

Великобритании завершился процесс над дву-

мя школьницами, которые взяли в плен свою

12-летнюю подруж-

ку и издевались над

ней в течение трех

часов.

В е л и к о б р и -

тания. 12-летней

ученице колледжа

в Шиффелде из-

резали лицо ножом

только потому, что

ее успехи в учебе

кому-то из одно-

классников не нра-

вились.

США. 11-летний

подросток застре-

лил находящуюся

на 8-м месяце бе-

ременности невесту

своего отца, за что

приговорен к по-

жизненному заклю-

чению без права

помилования.

Стоит отме-

тить, что не всегда

дети, совершившие

преступления с хо-

лодной расчетливо-

стью, несут заслу-

женное наказание

за свои деяния, так как не достигли возраста,

с которого наступает уголовная ответствен-

ность. А приведенные факты свидетельствуют

о том, что подросткам необходимо уделять

больше внимания, для того, чтобы помочь, а

не отгораживаться от проблем. Если же вы за-

мечаете, что ребенок агрессивен, то психологи

советуют выбрать занятие, которое позволит

ребенку выплескивать весь негатив, будь то

спорт или пение.

С ребенком нужно говорить – вот главный

совет психологов. Объяснять, разъяснять, по-

могать. Важно донести до ребенка, что есть

не только жертва и обидчик, есть еще и со-

участники – все те, кто смотрит или смущенно

отводит глаза, не предпринимает необходи-

мых действий. Что родители могут сделать,

чтобы их ребенок не проявлял жестокость по

отношению к другим? Как ни банально звучит

– подавать ему пример своим поведением.

Разговаривать с ребенком, не игнорировать

его проблемы, не злоупотреблять наказания-

ми, не требовать идеального поведения – вот

некоторые правила.

Как понять, что ваш ребенок - жертва же-

стокого поведения подростков? Если школь-

ник постоянно подавлен, плохо спит, у него

плохой аппетит, его вещи иногда испачканы

и порваны, он не хочет идти в школу, то, ско-

рее всего, проблема есть. Поговорите с ним.

вы не должны настаивать на ответах, пытай-

тесь помочь ему советом, проявите максимум

доброжелательности. Подросток должен быть

уверен, что вы на его стороне и он может про-

сить у вас помощи. Объясните, что рассказать

об этой проблеме – не признак слабости, что

вы сможете оказать адекватную помощь, что

обсудите с ним пути решения и что это не «до-

нос» на сверстников. Поймите, что ребенок бо-

ится, что вы можете ухудшить ситуацию. Ни в

коем случае не говорите, что все его проблемы

легко решаемы, не отмахивайтесь от мелочей.

Вы должны быть союзником, авторитетом, по-

мощником.

Возраст, с которого наступает уголовная

ответственность в некоторых странах мира:

• Россия – 14 лет

• США - 16 лет.

• Франция - 13 лет.

• Япония — 14 лет.

•Англия — 10-17 лет (по различным соста-

вам преступлений).

• Ирландия — 10-12 лет.

• Финляндия — 15 лет.

• Казахстан – 14 лет.

Автор:
Елена ТКАЧЕНКО.