Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


6 мая 2010, 23:08 | 2 891 просмотр



Развитие учащихся на уроках – главная цель образования.

Однако эта цель достигается далеко не всегда и сводится чаще всего к усвоению ЗУНов. Процесс развития личностных качеств учащихся рассматривается как ведущий компонент педагогической деятельности. В урочной деятельности личностные качества школьников развиваются в процессе обучения и воспитания одновременно.

Обучение – составляющая часть педагогической деятельности, направленная на развитие учащихся с помощью учебных предметов.

Воспитание – составляющая часть УВП, имеющая своей целью также развитие учащихся, но при помощи различных средств – содержания учебного материала, личного примера, образца, индивидуальной работы, досуговой деятельности.

Предлагается моделирование поурочного планирования по литературе, предусматривающее развитие интегративных качеств школьника.

ТЕМА: Самоутверждение героя рассказа Д. Лондона «Сказание о Кише».

Концептуальная цель: развитие эмоцио-

нально – чувственной сферы учащихся.

Стратегическая цель: развитие эмпатии, чувства гордости, достоинства, ответственности за жизнь других.

Задачи:

1.Знать содержание рассказа;

2.Уметь правильно определить главную мысль рассказа .

3.Оценить поступки литературного героя.

4.Нравственный рост героя.

5.Идейная и художественная связь с другими произведениями.

6.Повторение и изучение понятийного аппарата по теории литературы: сказание, легенда, отзыв, интервью.

ПРОБЛЕМА: Как стать уважаемым человеком? Что, значит, жить достойно?

Варианты ответов:

Можно быть счастливым, только отдавая себя людям.

Соблюдать заветы предков – этим они сильны.

Обладать чертами характера такими, как гордость, достоинство, ответственность за жизнь других, противостоящее героя- одиночки толпе, которая завистлива, подозрительна.

Самосовершенствоваться и самореализовываться.

Делать добрые и полезные дела.

Тип урока: получение новых знаний

Методы: словесные, практические, эвристические

Форма: КТД, индивидуальная, фронтальная

Средства: портреты писателей,

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент. Приветствие.

II.Актуализация знаний и проверка домашнего задания:

( на доске портреты Д. Лондона, М. Горького). Работа по вопросам:

Что объединяет данных писателей? ( Диаграмма ВЕНН)

Главная мысль произведения М. Горького «Данко».

(Учитель обобщает ответы учащихся): нравственные, мировоззренческие качества личности формируются с его зачатия, условия, где он растет, личный пример родителей, народные обычаи, обряды, сопутствующие его развитию( развивается аудиальный канал, осознанная память, глубина, эрудиция, уместность)

ВЫВОД: тема подвига, стремление к самопожертвованию во имя кого-то (примеры произведений, герои), (развиваемые личностные качества: визуальный канал, речь, память, аналитическое мышление).

III. Новая тема:

1) Работа с эпиграфами:

Что посеешь, то и пожнешь ( русская пословица)

От плохого семени не жди хорошего племени (казахская пословица)

(Как вы понимаете содержание данных пословиц, ставшие афоризмами в нашей речи, и как они связаны с темой?)

ВЫВОД: (ответы учащихся) (развивается визуальный канал, аудиальный канал, осознанная память, развитие умений преобразовывать наглядный материал для получения новой информации, глубина, эрудиция учителя, уместность информации)

2) Чтение легенды Д. Лондона «Сказание о Кише». Беседа по содержанию:

Найти в легенде условия жизни северных индейцев;

Чем отличается обстановка обычного дома от жилища эскимосов (иглу)?

Как влияют условия жизни на становление характера литературного героя?

Образ отца – охотника – вождя племени, чтимого своим народом (зачитываются примеры из текста)

Почему отец Киша был уважаемым человеком?

(развиваются аудиальный канал, осознанная память, эмоционально чувственные качества, аналитический канал)

ВЫВОД: ( примеры из текста об отце Киша)

IV. Закрепление.

1) Работа над описанием литературного героя – Киша:

Нарисовать образ Киша, становления его, как мужчины, главы семьи (из текста); мнение, рассуждения учащихся;

В чем причина столкновения Киша с населением поселка?

Выход его из создавшейся проблемы. Решение проблемы. (самостоятельность, восприимчивость к новой информации, правильность, точность речи, осознанная память, внимание (развивается слуховой, аудиальный каналы)

2) Закрепление знаний о литературном герое.

Почему имя и дела Киша стали легендой? ( долгие годы его племя жило благополучно- примеры из текста)

Чему учит история жизни Киша?

ВЫВОД: стать уважаемым человеком, не утрачивая чувства справедливости, своего достоинства.

V. Работа по теории литературы

1) беседа по теории литературы

назовите литературные жанры, где человек высказывает свое мнение;

как вы понимаете, что значит «отзыв», «интервью»?

какова жанровая особенность отзыва? (личное отношение к прочитанному)

2) этапы написания отзыва, последовательность содержания сказания в отзыве:

О чем данное произведение?

Кто автор? Где издана? Кто иллюстрировал?

Впечатления от первоначального прочтения.

Что понравилось, что привлекло особенно?

Что в характере героя показалось наибо лее значимым?

Зачитайте эпизоды, понравившиеся, запомнившиеся больше всего.

С каким литературным героем можно сравнить образ Киша?

3) работа в парах: интервью – Что бы ты спросил у Киша?

VI. Творческая работа: работа в группах:

1) выбор тезиса:

Басня, как и жизнь, ценится не за длину, а за содержание ( Сенека)

Твори дела любви, и для тебя не будет смерти ( Л. Толстой)

Уходя, оставь свет в тех, с кем выпало расставаться ( С. Соловейчик)

2) защита проекта

VII. Домашнее задание.

Написать отзыв о произведении, где герой был бы похож на Киша, аннотация выбранного произведения.

VIII. Оценивание и итог урока. Ответ на проблему: В чем каждый человек должен видеть свое предназначение? (развиваются визуальный, аудиальный, кинестетический каналы, эмоционально- чувственная сфера, логика суждений)

ОБОБЩЕНИЕ:…Чтобы стать достойным, уважаемым человеком, подняться над завистливой толпой, не утратить чувства справедливости, нужно обладать умственными способностями, соблюдать заветы своих предков, учиться делать добрые дела, обладать высокими нравственными качествами, уметь благодарить – вот почему имя и дела Киша стали легендой.

Автор:
К.З.Искакова, учитель русского языка и литературы средней школы №6, г. Талдыкорган