Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ГОССТАНДАРТ “ДВЕНАДЦАТИЛЕТКИ” РАССМОТРЯТ ЭТОЙ ОСЕНЬЮ


5 сентября 2014, 04:43 | 1 451 просмотр



Государственный стандарт 12-летнего обра-

зования внесут на рассмотрение казахстанского

правительства этой осенью, сообщила в пятни-

цу, на августовском педагогическом совещании

в Астане вице-премьер Гульшара Абдикалыкова.

По ее сведениям, новый проект государственного

образовательного стандарта начального образо-

вания уже разработан Назарбаев интеллектуаль-

ными школами на основе стандартов стран ОЭСР

и обсужден в Кабмине. Теперь на очереди стан-

дарт всей “двенадцатилетки”, который, по словам

заместителя Премьер-Министра, потребует еще и

качественно нового уровня подготовки педагогов.

Предполагается, что апробация новой про-

граммы на практике начнется в 2015-2016 годах

на базе 30 школ республики. Развивая тему готов-

ности педагогов к новым стандартам, заместитель

Премьер-Министра сообщила, что в ближайшие

три года в Казахстане пройдут курсы повышения

квалификации по краткосрочным и по трех-

уровневым курсам более 315 тысяч педагогов.

“Учителя должны освоить новые педагогические

технологии и научить детей жизненным навыкам”,

- заявила г-жа АБДИКАЛЫКОВА. По ее мнению,

для профессионального развития педагогов в

стране созданы все необходимые условия: рабо-

тают центры повышения квалификации, усовер-

шенствована система подготовки педагогических

кадров, внедрена совместно с университетом Кем-

бридж трехуровневая система повышения квали-

фикации.

“Сегодня ни одна отрасль экономики не может

быть производительной без инновационного под-

хода. Наука и образование играют ключевую роль

в инновационном развитии страны, модернизации

отечественной экономики, основанной на знаниях,

- продолжила заместитель Премьер-Министра.

- В начале года Президент Нурсултан Назарба-

ев озвучил в своем послании наши дальнейшие

действия по вхождению Казахстана в тридцатку

наиболее развитых стран мира. Перед системой

образования поставлены задачи по улучшению

качества всех звеньев профессионального об-

разования. Следует отметить, что модернизация

образования проводится в условиях демографи-

ческого роста и урбанизации населения”, - доба-

вила она. По ее мнению, для четкой реализации

поставленных задач правительству совместно с

акиматами необходимо акцентировать внимание

на планомерном развитии сети дошкольных орга-

низаций и школ для обеспечения равного доступа

к образованию.

При этом, по ее словам, для строительства дет-

ских садов и школ будет активизировано государ-

ственно-частное партнерство. Также необходимо

уделить особое внимание развитию образования

в селах - укреплению материально-технической

базы и кадрового состава в малокомплектных

школах с переходом к возрождению интернатов

в опорных селах. По сведениям г-жи Абдикалы-

ковой, планируется законодательно урегулиро-

вать вопрос оснащения дошкольных организаций

учебно-методическими материалами на местном

уровне, для чего в сентябре в парламент будут

внесены поправки в Закон “Об образовании”. По-

мимо этого в обозримом будущем Казахстан на-

мерен избавиться от практики обучения в три сме-

ны - по данным вице-премьера, на 1 августа 2014

года в стране остались 103 трехсменные школы из

104 на начало текущего учебного года. “До конца

этого года еще в 11 школах будет отменена тре-

тья смена. На ближайшие три года запланировано

строительство 258 школ, из них за счет госбюдже-

та будет построено 192 школы стоимостью в Т141

миллиард”,- сказала она.

Помимо этого, по сведениям г-жи Абдикалыко-

вой, Министерство образования и науки разрабо-

тает “Карту аварийности школ”. “На 1 августа 2014

года в республике осталось 176 аварийных школ

из 180 на начало календарного года, до конца года

планируется ликвидировать еще 56 аварийных

школ. На это средства есть, единственное, необ-

ходимо освоить средства вовремя и закончить в

установленные сроки”, - отметила заместитель

Премьер-Министра. “Совершенствуется система

подготовки кадров для индустриализации, опре-

делены 20 наиболее востребованных специаль-

ностей, - продолжила она. - Правительством опре-

делено 10 вузов и 10 колледжей по подготовке

кадров. Они будут работать по индивидуальным

программам развития”, - добавила вице-премьер.

По ее словам, в программе предусмотрены новые

стимулы для обучения молодежи из трудоизбы-

точных регионов.

“Совместно с местными исполнительными

органами проводится работа по выравниванию

ситуации в связи с перераспределением образо-

вательных грантов с учетом востребованных спе-

циальностей по регионам. Предусмотрены новые

стимулы для обучения молодежи из трудоизбы-

точных регионов. Проведена профориентацион-

ная работа - охвачено 18 тысяч выпускников из

пятисот школ. Две тысячи студентов начнут обу-

чение в новом учебном году в 7 вузах и 24 коллед-

жах в трудонедостаточных регионах”, - заключила

г-жа Абдикалыкова. В свою очередь вице-министр

здравоохранения и социального развития Даулет

Аргындыков сообщил, что по поручению главы го-

сударства Министерство здравоохранения и соц-

развития совместно с другими госорганами разра-

ботало пятилетний прогноз развития рынка труда,

за основу которого были взяты статистические

данные, прогноз макроэкономических показате-

лей экономики и результаты анкетирования.

По словам г-на АРГЫНДЫКОВА, к концу теку-

щего десятилетия численность трудоспособного

населения может уменьшиться, поскольку лиц

трудоспособного возраста, которые будут вхо-

дить на рынок труда, будет меньше, чем тех, кто

будет выходить на пенсию. Что касается прогноза

по наиболее востребованным специальностям,

то, по оценкам экспертов, до 2018 года наиболее

дефицитными станут рабочие специальности. “Из

20 наиболее востребованных профессий более

половины приходятся на такие профессии, как

горнорабочие, строители, водители, механики”, -

утверждает г-н Аргындыков.

Глава Министерства образования и науки Ас-

лан Саринжипов в своем выступлении сообщил,

что количество детских дошкольных организаций

в Казахстане превысило рекордный для страны

уровень 1990 года. “Тогда, в преддверии неза-

висимости, у нас было 8 тысяч 800 организаций

дошкольного образования и воспитания, в теку-

щем году мы превысили этот

рубеж, и это количество на се-

годняшний день составляет 9

тысяч 148 единиц с континген-

том свыше 700 тысяч детей”, -

сказал г-н САРИНЖИПОВ. По

его сведениям, за прошедший

учебный год сеть дошкольных

организаций увеличена на 384

единицы, в результате на се-

годня охват детей в возрасте

с 3 до 6 лет дошкольным об-

разованием составляет 73%.

“Это неплохой показатель, и по

охвату детей дошкольным об-

разованием Казахстан сейчас

сравнялся с такими странами,

как Австралия, Канада. Фин-

ляндия, Польша. Швейцария,

Турция”, - утверждает министр.

При этом, по его информации, на сегодня число

частных организаций дошкольного образования

и воспитания увеличилось более чем в 5 раз. “В

настоящее время имеется высокая потребность

в развитии детей раннего возраста. В республике

сейчас 600 тысяч таких детей, и это количество,

согласно прогнозам статистиков, будет расти в

ближайшие 5 лет. Только за 2013 год потребность

населения в услугах дошкольного воспитания вы-

росла на 13%”, - сказал глава образовательного

ведомства. В этой связи он напомнил, что госу-

дарственная программа развития дошкольного

образования включена в отраслевую программу

развития, в результате ее реализации ожидается,

что “почти все дети от 3 до 6 лет к 2020 году будут

охвачены дошкольным образованием, их количе-

ство превысит 1 миллион”.

Помимо этого министр в пятницу дал своим

подчиненным поручение развивать систему до-

полнительного образования (образовательные,

научные и спортивные кружки и секции) в сель-

ской местности. “На усиленное качество обучения

должна влиять система дополнительного об-

разования: на сегодня слабо раскрыты резервы

дополнительного образования детей в сельской

местности, организации дополнительного образо-

вания сосредоточены в основном в крупных горо-

дах”, - сказал г-н Саринжипов. По его словам, в

селах северных регионов есть пустующие поме-

щения, за счет которых “необходимо усилить реа-

лизацию программ дополнительного образования

во вторую смену, открывать кружки по интересам,

спортивные секции”. В свою очередь, в южных

регионах, где свободных мест меньше, нужно от-

крывать компактные внешкольные организации

дополнительного образования в микрорайонах.

“В таких странах, как Япония, Южная Корея,

США, развитие детской инновации возведено на

уровень стратегических программ. У нас также

есть хороший шанс привлечь внимание учащихся

через дополнительное образование к разработке

инновационных проектов. Поручаю разработать

инновационные воспитательные модели, обеспе-

чивающие организацию занятости детей”, - под-

черкнул министр. Что касается трехсменных и

аварийных школ, то, по его словам, в министер-

стве создана по ним специальная комиссия и

уже утвержден пятилетний план по ликвидации

аварийности и трехсменного обучения. Одновре-

менно глава МОН уточнил, что дефицит учениче-

ских мест в стране составляет 70 тысяч. По его

сведениям, в текущем году за счет выделенного

из республиканского бюджета Т51 миллиарда

“ведется завершение строительства 73 школ”.

“В 2015 году за счет республиканского бюджета

планируется ввод еще 47 школ”, - добавил Сарин-

жипов. В понедельник же в Службе центральных

коммуникаций прошел брифинг министра обра-

зования и науки, в ходе которого г-н Саринжипов

сообщил, что стоимость обучения в казахстанских

вузах в этом году останется прежней, посколь-

ку она привязана к стоимости государственного

гранта, который “ни в национальных вузах, ни в

государственных не меняется”. “Это наша концеп-

туальная позиция, поскольку плата за обучение

влияет на доступность образования. Мы ставим

стратегическую задачу обеспечить доступность

образования для нашей молодежи, в этой связи

стоимость обучения в вузах меняться не будет.

В этом году - точно, - добавил он. - Со стороны

министерства в новом законе “Об образовании”,

в поправках, которые мы готовимся в сентябре

вносить, будем предусматривать норму, которая

обеспечивает получение первой технической про-

фессии бесплатно. То есть мы за то, чтобы люди

после школы не оставались на улице, а имели

возможность, несмотря на социально-экономиче-

ский статус, получить профессию. Мы пока пред-

ложение вносим, как нас поддержат правитель-

ство, депутаты, администрация - посмотрим, но

будем в этом направлении работать. В целом мы

за то, чтобы доступность профессионально-тех-

нического образования обеспечивалась за счет

государства”, - заключил г-н Саринжипов

Автор:
Оксана КОНОНЕНКО «ПАНОРАМА»