Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ВТОРОЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС


26 сентября 2014, 11:17 | 1 462 просмотра



14 сентября в школах 17 регионов Казахстана одновременно прошла конференция «Психологическая помощь родителям первоклассников». Перед мамами и папами маленьких граждан страны с советами выступили профессиональные психологи. Формат мероприятия напоминал модные нынче флешмобы, только более высокого уровня и масштаба.

Конференция состоялась в День семьи, и выбор даты явно не случаен. Ключевой те- мой, которую педагоги хотели раскрыть пе- ред своей аудиторией, стала необходимость теплых отношений в семье, ее благоприят- ный моральный климат, который влияет не только на успеваемость детей, но и на их психическое здоровье в целом. Зал гимназии №12 в Алматы был набит битком. Причем краткий опрос, проведен- ный корреспондентом «Свободы Слова», показал, что некоторые родители привели с собой знакомых пап и мам, чьи дети учатся в других школах. В ходе конференции было проведено анкетирование, где взрослым предлагалось ответить на 15 вопросов в самом начале мероприятия и в конце. Эти анкеты направят в экспертную группу – ре- зультаты послужат фундаментом для под- готовки следующих рекомендаций для ро- дителей. Ведь тем, касающихся психологии школьников, очень много. – Я в первый раз провожу конферен- цию в таком формате. Это удобно, по- тому что в каждой школе психолог дает примерно одинаковые знания. Можно не опасаться, что кто-то что-то недопо- лучит, – рассказала «Свободе Слова» психолог гимназии №12 Айгуль Каирго- жина. – Такие мероприятия необходимы, родители нуждаются в повышении пси- хологической грамотности, так как ритм жизни сейчас бешеный и поводов для волнений хватает. В самом деле, раньше никому и в голову не приходило, что детям и родителям нужна психологическая помощь. Автор этих строк вспомнила: когда в середине 90-х годов в нашей школе появился психолог, дети смо- трели на него, как на диковину – «неведо- мую зверюшку». Теперь же в каждом учреж- дении образования работает минимум один специалист, а где-то и по 3-4, в зависимости от количества детей. – Учебный год только начался, а поток родителей нарастает, – продолжает Айгуль Каиргожина. – В основном жалуются на то, что не могут отрегулировать распорядок дня ребенка. У детей недосып, по утрам они встают с большим трудом. Многие ребята приходят в школу вялыми, потому что им снятся страшилки. В большинстве случаев взрослые много времени проводят на ра- боте, и дети, оставленные без неусыпного присмотра, смотрят все подряд: фильмы ужасов, «войнушки», какие-то непонятные мультики с агрессивными героями. Взбу- дораженные, они плохо спят и приходят в школу уже уставшими. Во время конференции были показаны видеоматериалы, подготовленные специ- алистами Института семейного воспитания – организатора мероприятия. Основной акцент здесь делался на то, что любому ребенку нужны ласка и признание его за- слуг, пусть даже самых маленьких. Умилил, а заодно и заставил задуматься ролик, в котором мальчик ругает ни в чем не повин- ного кота теми словами, которые ежедневно слышит от родителей. «Ты бездарен», «Да долго я буду объяснять?», «Никакого от тебя толку», – слышал брат наш меньший и недоумевал, за что его маленький хозяин с ним так обращается. А хозяину уже над- ломили психику и понизили самооценку… – «Я тобой горжусь!» – вот что должен слышать ребенок, – обратилась онлайн ко всем участникам конференции профессор, генеральный директор Института семейного воспитания Софья Евдокимова. – «Что бы ни случилось, мы любим тебя!», «Ты для нас – вся жизнь» – это фразы, стимулиру- ющие ваших детей к свершениям. Живите во имя своего ребенка, давайте ему мак- симум внимания, переживайте за каждую его неудачу и радуйтесь даже самым ма- леньким его успехам, тогда малыш доверит вам самое сокровенное. И не скупитесь на объятия. Физический контакт – надежное средство успокоения. Для того чтобы просто

существовать, ребенку требуется четыре объятия в день. Для нормального развития – 12 объятий. Казалось бы, все просто. Тог- да почему это так сложно делать? А еще, уважаемые родители, искренне улыбайтесь ребенку. Даже самые добрые слова не бу- дут им восприняты, если вы произнесете их с угрюмым выражением лица. Основные рекомендации, которые нужно соблюдать родителям перво- классников в первые месяцы их учебы: ·Наладить стабильный режим дня. Без соблюдения режима об успехах в учебе и психологической устойчивости школьника не может быть и речи. ·У ребенка должно быть отдельное, удобное место только для занятий. Учить- ся, сидя на кровати или на полу, усыпанном игрушками, бесполезно. ·Перед тем как делать уроки, школьник должен немного отдохнуть, хотя бы 2-2,5 часа. Если он учится в первую смену, самое продуктивное время для занятий – с 16 до 18 часов. Если во вторую – с 10 до 12 часов дня. ·Питание школьника должно быть чрез- вычайно богато витаминами. ·В первое полугодие занятий в школе нежелательно отдавать ребенка в новые секции и кружки. Если же он занимался до поступления в школу, адаптация не со- ставит особого труда. Главное – правильно составить график, не перегружать расписа- ние. Если творческих и спортивных занятий будет слишком много, ребенку может ка- заться, что его жизнь не в его руках. Я ПОДГОТОВЛЮСЬ К ЕНТ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ Это только кажется, что до конца весны и Единого национального тестирования еще далеко. Наряду с первоклассниками в психологической помощи не меньше нужда- ются выпускники, которым через несколько месяцев предстоят серьезные экзамены. «Свобода Слова» попросила школьного психолога Аиду Манашеву дать родителям несколько практических советов. Взрослым часто свойственно «умни- чать» и рассуждать в присутствии детей о плохих учителях, глупых заданиях и полной никчемности экзамена. Если хочется по- сетовать, то лучше это делать в компании родственников и друзей, но никак не в при- сутствии ребенка, ведь таким образом вы лишаете его стимула заниматься. Прежде чем нанимать всех репетиторов подряд, стоит обратить внимание на сла- бые знания школьника именно по конкрет- ному предмету. Необходимость постоянно привыкать ко множеству педагогов может замесить мозговую кашу. Не заставляйте ребенка заниматься по утрам, если он «сова». Он в своих особен- ностях не виноват. «Совам» вообще при- ходится трудно: в часы их активности пора спать, а утро превращается в кошмар. По- пробуйте определить лучшие часы и пере- стройте график. В конце концов, это не на всю оставшуюся жизнь, а только на период экзаменов. Современные дети привыкли везде ходить с плеером в ушах. Но зани- маться под музыку крайне не рекомендует- ся. Во-первых, это отвлекает, а во-вторых, выпускник может привыкнуть к определен- ному шумовому фону и не сможет сосредо- точиться без него в день экзамена. Понятно, что во время сдачи ЕНТ музыку по заказу ему включать не будут. Оборудуйте место для занятий в жел- тые, оранжевые и сиренево-фиолетовые тона. Обои менять не обязательно, доста- точно добавить подушек, пледов таких цве- тов, повесить картины, поставить настоль- ную лампу. Эти оттенки создают ощущение тепла, уюта и умиротворения, психологиче- ски школьнику станет значительно легче.

Автор:
Вера ЛЯХОВСКАЯ, «Свобода слова».