Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Нужные работники – столяры и плотники


24 октября 2014, 12:27 | 2 072 просмотра



Сегодня быть представителем рабочей братии не очень-то выгодно и не больно-то модно – так считают многие казахстанцы. Количество юристов и экономистов на рынке труда уже несколько лет значительно превышает спрос, но поток желающих стать «белыми воротничками» не иссякает. В последние годы государство, испытывая серьезную потребность в рабочих кадрах, взялось за систему профессионально-технического образования.

Официально считается, что «система технического и профессионального образования (ТиПО) играет ключевую роль в удовлетворении потребностей рынка труда и перспектив развития экономики страны». Но менталитет населения, лишенного знания о том, что каждый труд почетен, приводит к тому, что не каждый стремится получить техническую специальность. Ведь что такое ТиПО? Это бывшие профессионально-технические училища, проще говоря, ПТУ. А над этой аббревиатурой в свое время не шутил только ленивый. Несмотря на то что ПТУ давно заменили на ПУ (профессиональные училища) и ПЛ (профессиональные лицеи), стереотип в некоторых головах остался.

Многие казахстанцы помнят выступление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в котором он озвучил свою идею о создании в стране общества всеобщего труда. Затем идея главы государства отразилась в его программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда». Согласно социологическим опросам, население с большим энтузиазмом восприняло эту статью президента. Одним из основных посылов идеи стало намерение возродить уважение и почет к рабочей профессии, к человеку труда, поднять престиж рабочих специальностей, увеличить их вес в обществе. Общество всеобщего труда, по словам Нурсултана Назарбаева, должно прийти на смену обществу потребления, ведь все ценности мировой цивилизации были созданы именно трудом, он «должен быть выдвинут на первый план». К тому же специалисты постоянно говорят о нехватке рабочих кадров.

На прошедшей в сентябре в стенах сената научно-практической конференции «О состоянии и перспективах развития системы среднего технического и профессионального образования в РК и мерах по его законодательному обеспечению» немало говорилось о том, как повысить престиж рабочих профессий. Председатель сената Касым-Жомарт Токаев прямо сказал, что потребность в кадрах гуманитарного профиля снизилась, а экономика требует технических специалистов. «Следовательно, нужно незамедлительно перейти к подготовке квалифицированных кадров низшего и среднего звеньев производства. По оценкам органов труда, в Казахстане ежегодно остаются вакантными около 20 тысяч рабочих мест, где требуются кадры, получившие именно профтехобразование», – подчеркнул он. В свою очередь министр здравоохранения и соцразвития Тамара Дуйсенова заявила, что спрос на квалифицированные рабочие кадры будет только расти, что подтверждает пятилетний прогноз развития рынка труда, разработанный ведомством. По информации Дуйсеновой, до 2018 года наиболее дефицитными станут рабочие профессии, специальности технического и профессионального образования. Из 20 наиболее востребованных профессий более половины приходятся на такие, как горнорабочие, строители, водители, механики. Ожидается, что совокупный прирост спроса на рабочую силу в 2014-2018 годах составит около 700 тысяч человек, в то время как прирост экономически активного населения будет около 400 тысяч человек.

Дайте стимул, мы научим

Чиновники начали думать над тем, как выровнять образовавшийся перекос на рынке труда и поднять в целом престиж ТиПО. В вузах Казахстана сейчас обучается значительно больше студентов, чем в колледжах и лицеях. Если вчерашние выпускники школ не поступают по каким-то причинам в вуз, они чаще всего предпочитают болтаться целый год до следующего шанса, работая официантами или разносчиками пиццы, но в колледж идут весьма неохотно. Между тем в развитых странах на профессионально-техническое образование приходится до 75% выпускников. Если не изменить тенденцию, мы можем прийти к тому, что прокладывать кабели и чинить систему отопления будет некому.

Согласно официальным данным, в стране функционирует 849 колледжей, в том числе 472 государственных. Обучаются в них около 562 тысяч человек, а это всего лишь 17% от общего числа молодежи.

– Если бы как-то удалось мотивировать молодое поколение, донести, что учиться в колледжах интересно, что здесь намного больше внимания уделяется профильным предметам, а не вода льется, ситуация бы постепенно менялась, – считает преподаватель токарного дела со стажем Иван Белоусов. – Не секрет, что многая информация, которую дают в вузах, совершенно не нужна студенту. Он пропускает ее мимо ушей, а время бежит. Так было и раньше, так осталось и сейчас. Зачем это, когда можно добиться гораздо большего, занимаясь года два только своей профессией?

Клубок проблем

Государство признает: существующая инфраструктура и материально-техническое оснащение системы ТиПО не обеспечивают качество подготовки кадров и привлекательность обучения для молодежи. Только треть мастерских в настоящее время оснащена современным оборудованием. Удивляться нечему: нехватка финансирования ТиПО из местного бюджета присутствует почти всегда. Во многих областях на профессионально-техническое образование выделяются деньги по остаточному принципу. Следующие серьезные факторы – недостаточная доступность ТиПО для сельской молодежи из-за нехватки общежитий и отсутствие нормативно-правовой базы по привлечению работодателей к подготовке и стажировке кадров.

– Многие высококвалифицированные технари не стремятся преподавать в учебных заведениях, хотя могли бы, – комментирует Иван Белоусов. – Я со своими коллегами нет-нет да беседую: у них есть и время, и возможности, но людей нужно чем-то заинтересовать, дать стимул. А ни достойной зарплаты, ни соцпакетов пока нет.

Что касается ситуации с производственной практикой и работодателями, то она везде разная. Добровольно, конечно, не все компании готовы возиться со студентами, но при желании и наличии практических знаний у молодых людей их готовы принимать на стажировку и оказывать содействие.

– Мы ребят из училищ на практику берем, если они изъявляют желание, – рассказал слесарь одной из фирм Алматы по установке счетчиков Сагимбай Усенов. – Правда, таких совсем немного. Мы им поручаем мелкую работу, параллельно что-то объясняем, берем на вызовы. Хозяева объектов, кстати, всегда обращают внимание, что с нами совсем молодые ребята пришли, интересуются, где они учатся, какую специальность получают.

К слову, разговоры о том, что технари мало зарабатывают, постепенно становятся мифом. Главное – иметь голову на плечах и золотые руки, тогда от заказов отбоя не будет.

– Очень хорошие профессии сейчас автослесарь и автомеханик, – считает представитель таковых, работник «Daewoo сервис» Хусейн Набибов. – Количество машин увеличивается, некоторые по два-три автомобиля на семью приобретают. Работа никогда не переводится. Правда, работаю я в грязи, что уж скрывать, и в любую погоду, но все равно доволен. Не всем же в офисе штаны протирать.

Справка «Свободы Слова»

• В 2013 году в РК введены в эксплуатацию три новых колледжа на 1480 мест (Государственный колледж пассажирского транспорта и технологий в Алматы, колледж в Каракиянском районе, Мангистауской области и в селе Шаян Южно-Казахстанской области).

• В целях обновления содержания ТиПО на основе профессиональных стандартов в прошлом году были разработаны 80 типовых учебных планов и программ. В пилотном режиме созданы независимые центры подтверждения квалификации на базе трех объединений работодателей нефтегазовой, горнодобывающей, туристкой отраслей.

• Обучение в колледжах и лицеях Казахстана ведется по 183 специальностям и 463 квалификациям.

• В целях повышения качества подготовки кадров в 2013 году 225 мастерских и лабораторий учебных заведений ТиПО оснащены современным оборудованием на 3,3 миллиарда тенге.

• В образовательной системе страны со следующего года будут запущены колледжи мирового уровня. В сентябре 2015-го начнется обучение в Алматы и Астане. Общая проектная мощность колледжей составит более 3000 человек, полная сдача объектов планируется в 2017 году.

Рейтинг «Свободы Слова»

Кем быть?

Рабочие специальности среди молодежи не всегда в чести. В электрики, слесари или сварщики идут за неимением лучших вариантов и порой полагают, что успешная жизнь на этом закончилась. Как выяснилось, зря. «Свобода Слова» составила рейтинг известных уроженцев Казахстана, в свое время окончивших профессионально-техническое училище (ПТУ).

№1. Асет Исекешев, министр по инвестициям и развитию

Родился в 1971 году в Караганде. В 1989-м окончил в Уральске специальное профессионально-техническое училище №5 по специальности «слесарь-сборщик». С этого же года работал по специальности – собирал радиоаппаратуру уральского завода «Омега». Спустя несколько лет окончил юридический факультет КазНУ им. аль-Фараби, а следом – Высшую школу госуправления при президенте РК.

№2. Арман Давлетьяров, гендиректор «Муз-ТВ», президент Гильдии продюсеров России

Вряд ли его можно назвать уроженцем нашей страны в полной мере, однако Арман родился в простой казахской семье, в самой что ни на есть глубинке – небольшом селе Тамар-Уткуль Соль-Илецкого района Оренбургской области. Его всегда привлекала юриспруденция, однако отсутствие московской прописки закрыло для Армана двери в столичные вузы. Он не отчаялся – отучился в ПТУ на столяра-плотника и без экзаменов стал студентом Московского инженерно-строительного института. Спустя три года он перевелся на юрфак Московского гуманитарного университета. В 2010-м Давлетьяров был награжден орденом «Құрмет» за укрепление межгосударственного сотрудничества Казахстана и России в культурно-деловой сфере.

№3. Александр Устюгов, актер и режиссер

Уроженец Экибастуза. «Мама приехала поднимать целину, папа тоже был романтически настроенной личностью. Так в 1976 году мне довелось родиться в этом городе», – вспоминает Устюгов. Его актерской карьере предшествовала учеба в экибастузском ПТУ №18 по специальности «слесарь-электрик по ремонту, монтажу и демонтажу горного оборудования». Училище Устюгов окончил с отличием, параллельно работая на угольном разрезе «Восточный». Далее в его послужном списке – Омская госакадемия путей сообщения и Театральный институт им. Бориса Щукина (Москва).

№4. Канат Ускенов, гендиректор Машиностроительного завода имени С. М. Кирова, депутат

маслихата Алматы

Родился в Карагандинской области в семье рабочих. В 1979 году окончил профессионально-техническое училище по специальности «газоэлектросварщик». Трудовую деятельность начал на Карагандинском металлургическом комбинате Темиртау, где прошел путь от газоэлектросварщика четвертого разряда и водителя до главного инженера сельскохозяйственного управления. Переехав в Алматы, работал на различных руководящих должностях, с 2009 года – возглавляет одно из крупнейших промышленных предприятий города.

№5. Саламат Мухамедиев, режиссер, клипмейкер

Творческий псевдоним – Саламат Мухаммед-Али. Родился в 1975 году в Караганде, но детство и юность провел в Жанаозене. В 1995-м окончил ПТУ по специальности «автоматизационные системы управления и вычислительная техника», в 2001-м – Алматинский политехнический университет по тому же направлению. Впоследствии занимался IT-технологиями и самыми разными творческими проектами, в том числе снял фильм «Весь мир у наших ног».

Автор:
Вера ЛЯХОВСКАЯ