Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

« Значение урока фортепиано в музыкально-эстетическом развитии учащихся ДМШ.»


26 декабря 2014, 11:44 | 1 990 просмотров



Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы. Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.Урок по специальности в музыкальной школе состоит из анализа, исправления ошибок, овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями, проработкой сложных мест изучаемого материала, овладением целостности изучаемого материала или его части, а также указания, что необходимо сделать самостоятельно до следующего занятия (домашнее задание).Планирование урока учителем делает занятие целеустремленным, собранным, дает возможность экономить время. Для этого учителю необходимо четко представлять в каком порядке он будет работать над материалом, какие приемы педагогического воздействия будут им применены. С другой стороны, план может меняться в связи с такими причинами как , неготовность ученика заниматься (нерабочее состояние), неподготовленность ученика к уроку, плохое понимание учеником требуемого от него, сложность овладения некоторыми приемами исполнения и т.д.

Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы обучения игре на фортепиано. На разных этапах обучения они могут быть разными и чередоваться друг с другом. Это: метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-, видеозаписей, ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот).Имея план того, что предстоит сделать, педагог всегда должен быть готов к импровизации своих действий в зависимости от реакции, действий и внимания своего ученика. Живость, непосредственность общения учителя с уче¬ником будет способствовать созданию творческой атмосферы на уроке.Любая работа, которую ученик может выпол¬нить самостоятельно, должна делаться им самим. При разном уровне подготовки ученика это могут быть: рисунок, небольшое сочинение,стих к изучаемому произведению, аппликация, несложные поделки из доступных видов материала, поиск альтернативных вариантов аппликатуры, приёмов игры, досочинение мелодии, вариации к мелодии, сочинение второго голоса, интерпретация музыки и т.д.Важно, чтобы ученик не просто выполнял задание, но еще и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Необходимо постараться найти в ученике что-нибудь положительное. Начав свои замечания примерно так: «У тебя не плохо прозвучала эта фраза. А ну-ка, попробуй сыграть ее интереснее, более выразительно», - педагог создает доверительную атмосферу и условия для плодотворной работы, а значит - обеспечивает успешное проведение урока.

Исполнительские навыки развиваются у детей скорее, если они опираются на образы музыки, а эмоциональность проявляется ярче, если они знакомы со средствами выразительности, создающими эти образы. Известно, что для обучающихся начальных классов особенно характерно конкретное наглядно—образное мышление. В связи с этим, введение в занятия наглядных средств вполне оправдано (картины - модели, в которых учитывается цветовое решение, т.к. оно придает ей настроение): теплые цвета - пурпурный, красный, оранжевый, золотистый, желтый (воспринимаются как активные и возбуждающие); холодные цвета - фиолетовый, синий, зеленый, зеленовато-желтый (как умиротворяющие и спокойные).

Способы применения таких действий, которые нужны детям в любой музыкальной деятельности: 1.Способ первой ориентировки - способ вслушивания.Дети постепенно овладевают произвольным слуховым вниманием. 2.Способ дифференциации музыкальных явлений путем сопоставления их контрастных и сходных отношений. 3.Способ ориентировки в музыке как в эмоциональном явлении.4.Способы творческого отношения к музыкальным занятиям.Преподавателям следует помнить, что прежде, чем добиться выразительного исполнения, эмоционального отклика, надо преодолеть технические трудности, психологическую скованность, а иногда - страх и неуверенность в своих силах.

Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только самого педагога, но и учащихся. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации.В процессе обучения в младших классах обучающийся осваивает начальные стадии развития беглости. Ученик знакомится с самыми распространенными видами технических формул: 1.позиционная игра (№№1, 2 ч.1.; 2. гаммы (№№16, 17 ч.1); 3. арпеджио (№№ 31, 35 ч 1 , 19, 20. ч. 2); «вертушка» ( №№ 3, 4 ч. 1); 5. «цепочка» (№№ 3, 4 ч.1); 6. секвенция (№14 ч.1); 7. трели (№ 11.ч 1); 8. группетто (№12 ч.1); 9. альбертиевы басы (№18 ч.1) и т.д. К средним классам ученики уже освоили основные виды гамм, коротких, длинных арпеджио, аккордов.

Овладение звуком есть самая главная задача пианиста. Работа над звуком тесно связана с работой над фразировкой.Если ученик слышит музыкальную линию, слышит движение к главному кульминационному звуку, это помогает понять смысл каждого звука, услышать тяготение одного звука к другому и услышать интонационное напряжение музыкальной фразы.Таким образом, для хорошего звучания важна и работа отдельно над каждым звуком в музыкальные фразы. Часто ученики, особенно маленькие, слышат каждый звук отдельно. Кроме того, в stocatto в быстром темпе труднее добиться свободы, рука напрягается. Сделать кончики пальцев цепкими, а руку свободной – это совсем не просто, особенно для маленького ученика.

Свободное и беглое чтение нот с листа - одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам. Владение навыком чтения с листа необходимо как для профессионального обучения музыке, так и для домашнего музицирования. Поэтому, одним из важнейших разделов работы в классе фортепиано является у учащихся предмет чтение с листа, крайне необходимый для дальнейшей практической работы.

Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций. Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как "почву", на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.Музыка всегда должна волновать, радовать ребенка, вызывать отдельные переживания, рождать раздумья. Постепенно возникают сравнения музыкальных произведений, появляются наиболее любимые из них, создается избирательное отношение, появляются первые оценки - первые проявления музыкального вкуса. Это обогащает личность ребенка, служит средством всестороннего его развития.

Автор:
Газиза Омарова, директор им.Н.Тлендиева. г.Талдыкорган.