Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Упор пойдет на компетенцию и навыки…


23 января 2015, 10:15 | 1 828 просмотров



(«Слуги народа» с участием Аслана Саринжипова)

Уважаемые читатели, в очередной раз, мы предоставляем вашему вниманию печатную версию программы «Слуги народа», которая освещалась на телеканале КТК. Как общественно - педагогическое издание, мы не могли не опубликовать, весьма насыщенное и отвечающее на многие вопросы системы образования, интервью с участием Министра образования Аслана Саринжипова.

- Аслан Бакенович, спасибо, что Вы нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Итак, вопрос двенадцатилетнего образования…Будет или все-таки нет?

-Спасибо за вопрос. Мы встречаемся в начале нового года. Прошлый год у нас был непростой, но есть хорошие результаты. Вопрос «двенадцатилетки» - это вопрос, который беспокоил многих. В течение уже многих лет, у нас шел эксперимент по переходу на двенадцатилетнее образование. Было задействовано определенное количество школ. Этот эксперимент дал нам возможность изучить новые подходы, апробировать их, посмотреть по-новому на содержание... Что касается именно «двенадцатилетки» мы всегда придерживались позиции того, что не важно сколько лет мы учим, важнее что за это время мы даем ученикам. Какие знания мы им даем? Чему учим? Как мы учим? Мы внесли предложение в Парламент, о том, чтобы пока повременить с вводом двенадцатилетнего образования и пока оставаться по структуре в одиннадцатилетней модели. И отложить переход на более поздние сроки. Это исходя из текущей ситуации, которую вы хорошо знаете. Но, вместе с тем, в рамках « одинадцатилетки» мы продолжим работу по совершенствованию содержания наших программ. Упор будет делаться на то, чтобы дать ученикам не только знания, но и компетенцию, навыки. Это заключается в том, что ученики могли сами искать информацию, работали в команде, могли использовать современные технологии, и учились правильно презентовать свои работы, и, самое главное, чтобы ученики могли критически мыслить. То есть, не автоматически запоминали информацию, а именно мыслили. Поскольку, за период своего нахождения в стенах школы, ученики попросту не смогут запомнить всего. В наш век информации, ее появляется такое огромное количество, что попросту запомнить невозможно. Поэтому, мы должны дать ученикам такие навыки, чтобы после окончания школы, они умели правильно ставить вопросы, правильно найти необходимую информацию, и, главное, правильно ее использовать. Мы будем работать над совершенствованием содержания, но пока в рамках одиннадцатилетнего образования.

- Скажите, пожалуйста, в структуре ЕНТ будут какие-то изменения?

- В этом учебном году, в механизме проведения ЕНТ изменений не будет, но сейчас Комитет по контролю, который отвечает за проведение ЕНТ, работает над тем, чтобы максимально облегчить саму процедуру проведения ЕНТ…

- В том числе и психологически?

- В том числе и психологически. Чтобы снизить ажиотаж, стресс для детей. В том числе, сейчас мы работаем с областями над вопросом открытия дополнительных пунктов. Чтобы не было очередей и детей не привозили в 6 утра из далека. Вся эта работа направлена на то, чтобы сделать процесс сдачи ЕНТ более «мягким», более адаптированным для детей. И снизить нагрузку.

- Аслан Бакенович, Глава государства ставил задачу по сокращению числа аварийных школ, строительству новых и устранению трехсменного обучения…

- Этот вопрос относится к итогам года. 2014 год мы интенсивно работали в этом направлении. В целом, по стране в функционирование введено 150 новых школ. Крупные школы мы строим за счет республиканского бюджета. Трансфертом выдаем из республиканского бюджета денежные средства в области. Где после строятся школы. Школы менее трехсот мест строятся за счет областного бюджета. За счет этого мы количество трехсменных и аварийных школ значительно сократили. По нашим планам в 2017 году мы окончательно решим эту проблему. Решение Главы государства 100 млрд. тенге выделяются системе образования, из них 70% выделяется на решение проблем аварийных, трехсменных школ.

- Сколько сейчас аварийных школ? И в скольких детишки учатся в три смены?

- Порядка 100 школ – аварийных и 150 школ с трехсменным образованием осталось. Но мы за следующие три года эту проблему решим.

-Это в основном южные регионы..?

-Да, в основном там, где у нас большая демография. Это Южно-Казахстанская, Алматинская, Кызлардинская и Восточно-Казахстанская области. По каждому региону у нас есть сетевой график. Кроме того все области в конце прошлого года подготовили проетно-сметные документации. У нас есть план финансирования, план строительных работ. Мы будем очень плотно мониторить этот вопрос. Поэтому, по строительсту школ интенсивная работа ведется.

-Все что планировалось, выстроенно в срок?

-То, что планировалось по строительству школ в этом году освоенно. Акты подписанны. Все области отчитались. В целом, как я сказал, мы довольно активно в этом вопросе работаем. Мы должны это делать, поскольку, сейчас идет высокий демографический рост. К примеру, в сентябре 2014 года в школу пошло на 70 тысяч учеников больше, чем в предыдущем. 70 тысяч – это 70 школ по тысячи человек. Поэтому 70 крупных школ из республиканского бюджета мы ввели в строй.

- Они оснащены всем необходимым?

- Оснащение соответствует требованиям. Это хорошие современные школы, оснащенные Интернетом. В прошлом году мы, дополнительно, 1800 школ подключили к высокоскоростному Интернету...

- Это касается отдаленных регионов и аулов?

- В этом вопросе мы активно работали с Казтелекомом. Из названной мной цифры, около половины, это сельские школы. Там где была возможность Интернет был проведен по кабелю или использовались другие технологические решения. В целом, вот такая большая работа была проведена. Сейчас любая школа должна иметь доступ к Интернету...

- А сколько не подключенных школ осталось?

- Все школы подключены к Интернету. Но решается вопрос о высокоскростном режиме подключения.

- Аслан Бакенович, школ построенно много. Они красивые, новые,оснащенные, но достаточно ли в них преподавательского состава? Особенно этот вопрос касается школ в отдаленных поселках, где, к примеру, учитель физкультуры может преподавать параллельно еще какой-либо предмет и где существует хроническая нехватка кадров. По этой причине даже способные и талантливые детишки не имея базы, не могут поступить в ВУЗы. Как ликвидировать этот дисбаланс? Чтобы было равенство в системе образования…

- Вопрос педкадров многофакторный. Здесь нужно выделить несколько проблем. Есть вопросы педагогического образования, то есть качество подготовки в педагогических ВУЗах. Мы создали совет по педагогическому образованию и мы интегрировали систему повышения квалификации в рамках «Назарбаев интелектуальных школ» с педагогическими ВУЗами. То есть сейчас в городе Алмате, в нашем педагогическом головном университете, выпускники на 4 – ом курсе, в рамках своей программы, будут изучать уровневые программы. Те, которые мы даем для повышения квалификации уже работающим учителям. Выпуская молодых учителей мы их готовим под те стандарты, которые сейчас действуют в наших школах. Это хороший проект и если он успешно будет продвигаться, мы будем его внедрять и в других педагогических ВУЗах. Что касается повышения квалификации, то должен сказать, что в этом вопросе мы, также, интенсивно поработали и около 10000 педагогов обучили по трехуровневым курсам повышения квалификации. Кстати эти курсы позволяют учителям повысить заработную плату...

- Я как раз собирался спросить Вас про зарплату...

- В зависимости от категории зарплата учителя может быть повышена на 30%,70% или даже 100%.

- То есть у учителя появляется стимул получить большие знания...

- Это очень важный вопрос, которым мы занимаеся. На эти цели в 2014 году мы выделили 15 млрд. тенге дополнительно из республиканского бюджета. Вообще содержание среднего образования ведется за счет местного бюджета, то есть области выделяют, но также идет дополнительная добавка из республиканского бюджета на повышение квалификации и повышение зароботной платы. Я думаю, это общий вклад в повышение качества образования.

Но у нас есть кадровые вопросы, которые сегодня затрагивались. Этот вопрос возникает в сельских и малокомплектных школах. Отчасти мы планируем решать его, опять же, через педагогические ВУЗы. То есть будем вводить новую специальность, которая будет подразумевать специализацию по нескольким предметам. Учитель сможет преподавать к примеру, казахский язык, историю Казахстана или географию, или математику и физику одновременно. И такой учитель будет профессионально к этому готовиться. Это особая специфика и поэтому здесь многое нужно обдумать. Мы запустим определенные программы и будем подготавливать учителей для малокомплектных школ. И надеемся, что качество в малокомплектных школах будет повышаться. Большое количество малокомплектных школ, в основном, находятся в центральных и северных регионах, но контингент учащихся в них составляет всего 8,2 % . То есть, большое количество школ с небольшим контингентом учеников.

- Скажите пожалуйста, как можно решить проблему когда молодые высокопрофессиональные педагоги не едут в дальние регионы, хотя могли бы быть очень полезными именно там. Это следствие необустроенности, и низкой зарплаты?

- Мы этот вопрос решили законодательно. У тех студентов, которые обучаются в педагогических ВУЗах по государственному гранту ( то есть, за них платит государство) будет предусмотренна система отработки. Студенты должны будут поехать в регион и отработать в школе.

- Сколько такой студент должен отрабатывать по времени?

- Отработка ведется в течение трех лет. Первый выпуск, который будет работать по этой системе - это выпуск педагогов 2016 года.

- Таким студентам предоставляется жилье?

- Предоставление жилья ведется по другой программе «С дипломом в село». По ней молодымс учителям выделяются подъемные выплаты и решается проблема жилья в этом населенном пункте. Создаются все необходимые условия. Наше обязательство предоставить качественное образование всем гражданам независимо от места проживания, дохода и т.д.

- Вопрос относительно учебников, до сих пор очень часто поднимается. Это и в отношении качества и обеспечения. Если в школе не хватает учебников и родители вынужденны покапать их на базарах. Кто должен решать эту проблему?

- Этот вопрос мы очень подробно в прошлом году расматривали. По нему было несколько слушаний в Парламенте. Мы в конце 2014 года разработали новый регламент обеспечения учебниками. Во –первых во всех школах, в соответствии с контингентом, учебники должны быть.

- В необходимом количестве, да?

-Обязательно. Местные исполнительные органы области должны закладывать именно необходимую сумму, с тем, чтобы обеспечить учебниками всех учеников. Там есть несколько проблем, которые мы решили. Эти проблемы больше всего связанны со временем поставки книг в школы. В начале этого года, мы одобрили перечень учебников, которые нужно будет закупать в сентябре.

- Одинаковые учебники будут? Не будет ситуации, что где-то будут обучаться по одним книгам, а в других регионах по другим, где-то по государственным, где-то по частным?

- В сентябре 2015 года из предоставленных перечней будет выбран один учебник. Выбор будет не за РАЙОО из трех учебников, которые мы рекомендавали, как раньше. Мы будем рекомендовать один учебник. Выбирать его будет республиканская комиссия, в которую входят ученные, психологи и сами депутаты, и они будут нести ответственность за этот выбор. Но издательства и авторские коллективы имеют права разработать учебники и вынести на рассмотрение республиканской комиссии. То есть элемент конкурсной среды мы предлогаем оставить.

- То есть элемент бизнеса, который присутствует...?

- У нас, в Казахстане, издательства вышли на хороший уровень и тот потенциал, который наработался за эти годы нужно сохранить. То есть мы говорим, что выбираем один учебник, но, возможность участвовать есть у всех издательств. По таким предметам как: казахский язык, история - мы будем разрабатывать единный учебник по уровневой программе.

- Это какая-то новая методика?

- Эта методика принята для английского языка...

- Модель снята западная, так получается?

- Здесь не так модель, как сам подход. Язык сегодня изучается не к привязки к классам, а с привязкой к уровням.. Вы можете быть в пятом классе, но начать с начального уровня. Или учиться в третьем, но начать с более высокого уровня. Каждому уровню соответствует сертификация. Если вы просмотрите этот учебник, то увидите на сколько он облегченный, интерактивный, расчитан на возрастную группу.

- Симпотичные учебники, а их будет в достаточном количестве?

- Будет заложенно достаточно средств для того, чтобы всех обеспечить этими учебниками. Непосредственно, новый учебник казахского языка в сентябре текущего года будет запущен на апробацию. Апробация будет проходить в соответствии с законодательством в течение одного года, в 30 школах Казахстана.

- Соответственно вам будут поступать рекомендации от учителей?

- Да, соответственно, учителя будут давать нам замечания, которые позже мы будем дорабатывать и уже в 2016 году массово раздадим всем школам. Система образования этот учебник давно уже ждет, потому что уровневая программа у нас была принята, но учебники не были разработаны. Что касается английского языка? Я также приведу в пример Кембриджский учебник разработанный специально для Казахстана. Мы не взяли слепо английский учебник и не стали разавать его нашим школам. На учебнике изображена наша государственная символика, и само содержание адаптированно под казахстанских учеников. Также, там имеется аудиоприложение. Я думаю, относительно учебников у нас есть хороший прогресс. Сегодня издательства даже учитывают тот проблемный вопрос относительно тяжелых рюкзаков.

- Да, этот вопрос актуален. А есть какая – либо норма сколько киллограм ученика можно поднимать?

- Нормы есть по каждому классу. Они утверждены. И когда учебник проходит экспертизу в нашем центре, его взвешивают. Потому что он не должен весит более чем того требуют санитарные нормы. Здесь работа идет, конечно решить все проблемы за один год не возможно решить. Поэтому системная работа выстраивается сама собой.

- Аслан Бакенович, не смотря на то, что предприняты определенные меры и на республиканском и на региональном уровнях возникают вопросы корупции. Случаи коррупции были и в Алмате и в Астане, а также на западе Казахстана. Причем это было проявленно, как в звене детских садов и школ, так и на уровне колледжей и ВУЗов. Как с этим сейчас бороться? На Ваш взгляд причина корупции заключается только в зарплате?

- Что касается противодействия коррупции, то эта одна из приоритетных задач Министерства. Мы создали специальную комиссию, которая занимается не только случаями коррупции, но, и, в целом, анализирует это явление, вырабатывает какие-то методологические подходы. Мы создали совместную рабочую группу с новым агенством по условию продиводействия коррупции. Разработали план. И здесь будем совместно работать по нашим организациям образования. Конечно же, в каждом уровне своя специфика. В детских садах это, в основном, вопрос получения места для ребенка.

- То есть продвгаться по очереди, либо вне очереди...

-Здесь нужно работать на уровне местных исполнительных органов, которые непосредственно и занимаются этим вопросом. В среднем образовании это проблема сбора денежных средств как с учеников, так и с учителей. В любом случае ни с тех, ни с других школа не имеет права ничего требовать, так как, есть стандарты по которым школы обеспечиваются всем необходимым. Если, не смотря ни на что, в школах есть какие-то сборы, то они должны носить чисто добровольный характер. Если связать детский сад и школу то здесь вопрос коррупции в основном возникает между родителями и руководством образовательного учреждения. То, что касается ВУЗов, то здесь специфика меняется. В чем опасность коррупции в ВУЗах? Она заключается в том, что тут уже сам студент, как самостоятельная личность...

- Постигает азы решения проблем за деньги?

-Да, именно в этом вся опасность. Если студент платит денежные средства за оценки, то он автоматически получает урок о том, что так поступать дозволенно. Так же, ВУЗовская система не однородна, она сигментированна. Есть крупные национальные ВУЗы, есть региональные госдарственные ВУЗы, есть крупные и мелкие частные ВУЗы. Сейчас мы видим, что самая проблемная зона это, именно, мелкие частные ВУЗы, которые по сути не могут обеспечить должное качество образования. По скольку у них не большие финансовые ресурсы.

- Какова их судьба? По скольку у них навернака нет необходимых библиотек и всех необходимых фондов: общежития, спортзалов и прочих сопутствующих элементов и они больше напоминают комерческие предприятия по продаже дипломов...

- По поручению Президента, летом прошлого года, мы создали республиканскую комиссию. Ее возглавляет Вице-Премьер. В эту комиссию входит не только Министерство образования, но, также, представители гражданского альянса, ученные и такие силовые структуры как: генеральная прокуратура и агенство по противодействию коррупции. За осень 2014 года были проведенны проверки. Этой комиссией было закрыто 6 ВУЗов, которые не соответствовали стандартам. Сегодня эта работа продолжатся, и должен отметить она не из легких...

- Ну да получается столкновение интересов...

- Мы выявили совершенно вопиющие случаи. Я не буду называть ВУЗ. Скажу только, что он на Юге Казахстана. Его контингент не достигал 3000 студентов. 1500 из которых якобы перевелись из ВУЗов Кыргызстана. Мы направили запрос в соседнюю страну и выяснилось, что такие студенты никогда не пересикали наших границ...

- То есть получается это уже организованная группа между ВУЗами двух стран...

- Все эти лица поступили в ВУЗ незаконно, не сдав ЕНТ. И вся эта схема была проделанна для того, чтобы обойти этот вид экзаменов. Генеральная прокуратура вскрыла эти факты и по этим фактам ведется расследование.

- А что случилось с этими студентами?

- По ВУЗу мы создаем специальную комиссию и персонально разбираем каждого студента. Непосредственно в названном мною случае, всех студентов, у которых вся документации соответствовала ребованиям мы перевели в государственный ВУЗ. А у тех у кого документы поддельные мы разбираемся по каждому случаю. Здесь мы должны подходить к решению вопроса взвешенно, потому, что некотрые из студентов могли и не подозревать о качестве предосталяемых данным образовательным учреждением услуг. Наша работа также давать информацию о качестве предоставляемых услуг.

- То есть у вас есть информация по каждому ВУЗу и ребята могут воспользоваться ей?

- Да, здесь предстоит проделать еще много работы, для того чтобы родителям и студентам предоставить конкретную информацию о высших учебных заведениях...

- А существует ли рейтинговая система ВУЗов?

- Рейтинговая система есть, но в ней участвуют не все учебные учреждения. Этот вопрос очень важен, потому что в отношении получения образования студент выступает как потребитель. В основном студенты обучаются на платной основе. В частные ВУЗы мы предоставляем очень мало государственных грантов. Но даже если студент платит деньги он должен за это получить качественный продукт, в нашем случаем качественное образование.

- Скажите пожалуйста, Аслан Бакенович, с января 2015 года в полную силу заработал союз трех государств и хотелось бы узнать каковы конкурентные перспективы нашего образований? Не получится ли так, что сейчас с появлением больших возможностей наши студенты станут «бежать» в ВУЗы союзных государств?

- Что касается договора, когда мы его подписывали, в ней была норма прописанна норма, что эти отношения не будут касаться социальной сферы. Эти отношения касаются непосредственно экономических товаров и передвижения рабочей силы. Мы работаем в рамках своей системы, у нас свои стандарты, правила лицензирования, мы применяем внутригосударственное, в том числе, к филиалам зарубежных ВУЗов. Требования у нас одинаковые и они должны соответствовать нашим стандартам. У студента всегда есть право выехать на обучение в странах союза, здесь действительно конкуренция есть, она чувствуется особенно в северных регионах. Многие студенты предпочитают выехать в Новосибирск, Томск...

- Потому что там ЕНТ не надо сдавать?

- Для России наши студенты являются иностранными гражданами и их поступление облегчается, их принимают без ЕГ. Но здесь возникает такой вопрос, что в Росссии сейчас демографический фактор работает против системы. У них спад студентов. И чтобы поддержать свои ВУЗы, они предаставляют гранты на обучение. И для казахстанских студентов, это довольно привлекательное предложение. Но, я считаю, именно поэтому, для наших ВУЗов это чувство конкуренции лишний повод для развития. Мы с коллегами из России тесно сотрудничамем и делимся опытом. У них большой интерес вызывают наши «пилотные проекты», такие как: Назарбаев университет, Назарбаев интелектуальные школы, им интересны даже наши механизмы финансирования науки. Поэтому мы взаимообогащемся, сотрудничаем.

- Как развивается дуальное обучение?

- Это одно из приоритетных направлений ТиПО. Дуальное обучение означает привлечение работодателя в процесс подготовки кадров. Это делается для того, чтобы учащиеся колледжей имели представление о тех технологиях на которых он будет работать...

- А что это конкретно дает ребятам?

- Формально часть учебного процесса переносится на предприятие. И на этих предприятиях студент не просто работает, он не выходит за рамки учебной программы. То есть, что он должен сделать? Что освоить? Каких результатов добиться? Все это входит в учебный процесс. Мы планируем до 2020 года довести число колледжей, которые будут учавствовать в учебном процессе до 50%. На сегодняшний день у нас таких колледжей порядка 25%. Плюс сейчас в Парламенте находятся поправки в закон образования, в котором мы поднимаем вопрос о законодательном закреплении понятия «дуального образования».

- Действительно, многие до сих пор не понимают, что это собой представляет...

- Мы должны законодательно прописать что это такое? И что из этого вытекает? Определить ответственность государства, организаций образования и предприятий. Все предприятия у нас частные...

- Получается своего рода тройственный союз...

- Да, где необходимо определить конкретные правила игры. Эту работу нужно активно продолжать, потому что дуальное обучение влияет на прямую на трудоустройство. Здесь активную помощь нам оказывает Палата предпринимателей. Через них мы работаем с работодателями, также участие принимают местные исполнительные органы. Более того, в рамках программы индустриализации у нас есть список приоритетных отраслей, список приоритетных проектов. Мы знаем, какие нужно готовить кадры на перспективу. Сейчас ко всему добавились инфраструктурные проекты в рамках «Нұрлы жол». Мы видим, в каких отраслях и областях требуются кадры.

- Многие молодые специалисты спрашивают: как быть в том случае, когда любая организация при устройстве на работу требует стаж работы не менее трех лет?

- Ответ на этот вопрос находится в Парламенте. Мы внесли туда на расмотрение Закон « О молодежной политике» . Мажилис нас поддержал. Теперь мы выходим на Сенат. В Законе мы расматриваем статус молодого специалиста. И если человек по специальности устраивается на работу, то он сможет иметь возможность устраиваться без стажа работы.

Аслан Бакенович, большое спасибо за интересное интервью и удачи Вам в Вашей нелегкой работе!

Автор:
Печатную версию программы «Слуги народа» подготовила Айгерим ТУРГАНБАЕВА