6 февраля 2015, 11:00 | 1 651 просмотр
Педагогическая концепция учителя музыки
Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
Есть ли у меня своя учительская концепция? На основе анализа собственного опыта, смею утверждать: «Да, есть».
Прежде чем излагать ее содержание, хотелось бы остановиться на причинах, побудивших меня к внедрению новых технологий в преподавании музыки.
Идет 21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире.
Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.
В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Метод проектно-исследовательской работы предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень. Положительные результаты не заставят себя ждать. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнеров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
• личностно ориентирована;
• характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
• позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
• позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Более 10 лет я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки. В партнёрской деятельности с учениками мы воплотили в жизнь уже три больших проекта: «Сопоставительный анализ древнетюркской символики и символов Независимого Казахстана»; «Пути формирования мотивации учения у современного школьника»; «Сопоставительный анализ жизни и творчества первых казахских музыкантов: Коркыта и Кетбуги». Уже через год после организации проектно-исследовательской деятельности у детей появилась проблема, которую они выразили в стихах:
Мир Казахстанских композиторов
Нам хочется познать,
Но где они и кто они
Нам нужно разузнать.
Какую пишут музыку,
Чем смогут удивить,
Мы это непременно
Должны узнать от них.
В рамках исследовательской работы учащиеся сами выбирали тему, формулировали гипотезу и проблему, цели и задачи, определяли актуальность проблемы, последовательность работы, предполагали ожидаемые результаты, перспективы дополнительной возможности развития исследовательской работы. За период исследовательской работы ребятам нужно было выполнить ряд творческих заданий:
• выразить в стихах гипотезу, проблему, вывод для использования их в презентации;
• подобрать стихи, созвучные музыкальным произведениям;
• написать сочинение по прослушанному произведению;
• проанализировать музыкальные произведения;
• подобрать музыкальные произведения для озвучивания презентации.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Материалы исследовательских работ могут быть использованы учителями музыки в урочное время как дополнительный материал или во внеклассной работе, а также для индивидуального творческого развития учащихся.
В центре моего педагогического внимания всегда находится личность ученика, его потребности и интересы. Мной движет желание помочь в реализации каждому ученику своих способностей, талантов, и тем самым помочь им подняться на более высокую ступень развития и образованности.
Активизировать познавательную деятельность учеников, превратить урок музыки в настоящий творческий процесс, помогает мне метод проектов. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности. Меня радует, что во время проектной деятельности ученики свободно выражают собственные мнения, чувства, активно включаются в реальную деятельность и чувствуют личную ответственность за реализацию проекта. В процессе подготовки проекта, по предмету «музыка», учащиеся не только добывают новые знания, но и учатся общаться с другими людьми, искать музыку, фотографии и иллюстрации.
В своей практике я использую различные формы проектов: 1. Ролевые (инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов из музыкальных сказок). 2. Информативно-исследовательские («Тайна скрипки А. Страдивари», «Почему запел человек»). 3. Сценарные («Её величество музыка», «Музыка и мы»). 4. Творческие (мюзикл «Поющая посуда», «О чём мечтают дети»).
Смысловым стержнем программы на моих уроках служит тематизм, который выстроен в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия детей и направляет процесс накопления ими музыкального опыта, овладения искусством духовного общения на языке музыки. В основе тематического построения программы лежит система обобщенных представлений о музыке как виде искусства, разработанная
И.Г. Яковлевой.
Основной формой организации музыкально-воспитательного процесса является урок. На своих уроках я использую различные виды деятельности:
Слушание музыкального произведения
Анализ музыкальных образов
Метод сопоставления
Работа с музыкальной литературой
Составление сравнительных таблиц
Творческие работы учащихся (рефераты, сообщения на тему)
Работа в группах
Индивидуальная работа каждого ученика
Составление кроссвордов
Урок - викторина
Урок - концерт.
Создание презентационного материала к уроку.
Важно, чтобы каждый урок не только направлялся на раскрытие темы четверти или ее элементов, но имел свою художественно-игровую форму, воплощенную в сценарии, эмоционально-смысловой драматургии урока, имеющего сюжет, план и нравственно-эстетическую кульминацию.
Большое значение имеет атмосфера урока, которая создает нужный психологический настрой, будит фантазию, воображение детей, создает условия для активизации усвоения знаний посредством включения в деятельность всех учащихся. Создавать такую атмосферу на уроке помогают широкие связи с другими искусствами, исполнительское мастерство и артистизм учителя.
Каким бы оснащенным ни был учебно-воспитательный процесс, его результативность целиком и полностью зависит от личности учителя. Преподаватель музыки должен быть творческой личностью с развитым воображением и художественным мышлением, богатой духовной культурой.
Оценка знаний и умений учащихся должна быть стимулирующей. В ее основе — принцип оценивания достижений, творческих проявлений учащихся, а не их недостатков.
Домашние задания по музыке должны ориентировать учащихся на музыку вокруг детей и способствовать развитию осознанного отношения к ней.
Особое место в современной системе образования отводится исследовательской деятельности. Я работаю по этому направлению несколько лет, и сегодня могу сказать, что виден интерес к нестандартной работе учащихся и это огромный плюс, который стимулирует мою творческую деятельность. Участие в творческих конкурсах и научно-практических конференциях, фольклорные экспедиции и концертные программы для жителей микрорайона, приобщение к истории своего народа - все это способствует духовному обогащению моих учеников.
Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, ведь в простых истинах заложена концепция, программа учительского труда, его общественная польза и значимость, поэтому стараюсь придерживаться вошедших в педагогическую практику норм и требований:
отлично владеть своим предметом, стараться знать все или многое о современных достижениях наук, сопредельных с предметом, который преподаю, о новом в психологии, педагогике, методике преподавания;
глубоко знать содержание преподаваемого курса, серьезно и обстоятельно готовиться к урокам, в том числе и психологически;
применять современные педагогические технологии в образовательном процессе, много и с удовольствием работать в своем кабинете, создавать и использовать разные ряды наглядности;
настойчиво и без раздражения работать с каждым учеником, стараясь добиться необходимого учебного эффекта.