Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЖАНИБЕК И КЕРЕЙ – ПЕРВЫЕ ХАНЫ


23 февраля 2015, 07:20 | 2 926 просмотров



Когда-то Великий Тимучин вытеснил остатки разбитых улусов меркитов, кереитов и найманов на территорию расселения предков казахов, имена многих легли в названия казахских племен.

В ХIII веке вся территория Казахстана вошла в состав нового государственного образования под названием Золотая Орда. Однако захватчики быстро ассимилировались с кыпчаками и растворились в местном населении. После разгрома эмиром Тимуром Золотой Орды она распалась на самостоятельные ханства – Ногайское и Узбекское, где были объединены тюркоязычные племена.

После череды феодальных войн в начале XVI века образовалось Казахское ханство. В XVI веке завершилось и обособление трех казахских жузов («частей») – Старшего, Среднего и Младшего. Казахские жузы, несмотря на все усилия ханов подчинить их центральной власти, сохраняли вплоть до вхождения в состав России полную самостоятельность.

Таковы последовательные этапы складывания казахской государственности. Отдадим должное последнему и дадим более широкую панораму зарождения и становления Казахского ханства.

Откочёвка.

Появление на политической карте Центральной Азии Казахского ханства связано с именами Чингизидов, потомков Джучи — хана Абу-л-Хайыра Шибанида и близкородственных султанов Керея и Жаныбека. В первой половине ХV века на территории Казахстана существовало ханство Абу-л-Хайыра – Узбекский улус.

Абу-л-Хайыр родился в 1412 году, в год Дракона. Его родословная восходит к Шибану - сыну Джучи-хана, основателю царской династии Шибанидов. Уже с 16 лет он участвовал в боевых походах и сражениях за престол в Ак-Орде. Ханом Ак-Орды Абу-л-Хайыр становится в 17 лет, иначе в 1428 году. С его воцарением резко поменялась политика в Центральной Азии. Во-первых, направление интересов хана и его наследников поменялось с запада на юг. Они больше не претендовали на престол в Золотой Орде. Шибаниды повели завоевательные войны в Мавераннахре за города Хорезма, Самаркандского эмирата и Туркестана. Была перенесена столица государства из города Орда-Базар, что на реке Кенгир, в туркестанский город Сыгнак. Крепость стен столичной цитадели были испытаны во время штурма 1457 года, когда калмыцкие войска под началом Уз-Тимур-тайши, попытались с наскока овладеть Сыгнаком.

Во-вторых, Абу-л-Хайыра-хан царствовал в своём государстве долгих 40 лет, объединив азиатские степи Деш-и Кипчак и города Туркестана в единую державу. Хан соблюдал все мусульманские обряды и молитвы. Неспроста его армию называли Войском ислама. По повелению хана все его подданные обязаны были жить по законам шариата, основанным на Коране, и высказываниях Пророка Мухаммеда – суннах.

В этот период среднеазиатские летописцы начинают называть тюркское кочевое население Ак-Орды узбек-казахами. Между тем они, как и раньше продолжали считать себя кипчаками, найманами, аргынами, мангытами, дурманами, карлуками, уйсунями, адаями. Хотя кочевые тюркские племена уже считали себя мусульманами, но отличались от своего хана Абу-л-Хайыра тем, что они не читали Коран и не признавали авторитета мулл и ишанов, а также других слуг мечетей в суде над собой. Мало того, по законам шариата полагается наказывать человека ударами палкой по спине. Тюрки не любили, когда их бьют.

В середине ХV в. многие тюркские племена окончательно отказались подчиняться Абу-л-Хайыр-хану. Часть из них начала казаковать независимо от него кочевьем на земляк реки Чу. Они открыто отвергали законы шариата и продолжали жить по законам предков, по тюркским законам Туру. Этих тюрков стали называть казаками. Скоро их число достигло 200 тыс. человек.

Одним из факторов ослабления позиций Абу-л-Хайыр-хана, явилось его сокрушительное поражение в войне 1457 года от калмыков (ойратов - западных монголов), проникших через Семиречье до Сыгнака и Сайрама, Ясы (г. Туркестана) и Ташкента.

Абу-л-Хайыр-хан, будучи человеком властолюбивым, стремился удержать свою власть, жестоко обходясь с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление с их стороны. Однако до середины пятидесятых годов XV в. они не могли оказать ему серьезного сопротивления и находились в определенной зависимости. Чувствуя постоянную опасность от властителя Узбекского улуса, молодые султаны стремились держаться от него на расстоянии. Недальновидная политика Абу-л-Хайыра - беспрерывные войны, хозяйственная нестабильность, междоусо-бица и деспотизм – держали его подвластных в постоянном страхе и напряжении, доставляли массу тягот и лишений, пагубно отражались на экономической жизни края.

Таким положением внутри ханства Абу-л-Хайыра умело воспользова-лись султаны Керей и Жанибек. Они сумели создать в Западном Казахстане своеобразный центр действующей оппозиции. Мятежные султаны очень осторожно, но цепко держали в своих руках ряд торговых и крупных городов (Сыгнак, Сузак, Сауран), богатые водой и пастбищами окраинные земли. С подвластными племенами они кочевали в степях Центрального и Западного Казахстана. Постепенно к ним перекочевала часть бывших сторонников Абу-л-Хайыра, недовольная политикой произвола в степи.

Абу-л-Хайыр не намерен был долго терпеть сепаратизм и своеволие Керея и Жанибека и передвинул свои войска в области, контролируемые ими. Султаны в тот момент уклонились от прямой схватки и направили своих коней на юг, в Могулистан (Жетысу).

Средневековый автор Махмуд ибн-Вали в сочинении “Море тайн, относительно доблестей благородных” пишет о событиях того времени: “Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, Кирай-хан и Джанибек-хан…., вышли из круга подчинения и повиновения [и] предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной [от предков] страны, они ступили на дорогу, [ведущую] на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана”.

Можно предположить, что в числе лиц «достойных признания», скорее всего, были почитаемые Катан би, Асан-Кайгы, Шалкииз жырау, Жиренше-шешен и другие. По казахским преданиям, непосредственным поводом для откочевки султанов было убийство представителя влиятельного рода аргынов Акжол бия, и несправедливое решение тяжбы Абу-л-Хайыром.

Вторым фактором, явилось стремление Абу-л-Хайыр-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абу-л-Хайыр-хан перебил “ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях”. В результате преследований со стороны Абу-л-Хайыра против Джучидов, потомков Тука-Тимура и состоялась откочевка султанов Керея и Жаныбека.

Они сумели создать в Западном Казахстане своеобразный центр действующей оппозиции. Мятежные султаны очень осторожно, но цепко держали в своих руках ряд торговых и крупных городов (Сыгнак, Сузак, Сауран), богатые водой и пастбищами окраинные земли. С подвластными племенами они кочевали в степях Центрального и Западного Казахстана. Постепенно к ним перекочевала часть бывших сторонников Абу-л-Хайыра, недовольная политикой произвола в степи.

Абу-л-Хайыр не намерен был долго терпеть сепаратизм и своеволие Керея и Жанибека и передвинул свои войска в области, контролируемые ими.

В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абу-л-Хайыра, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы.

Современный ученый Т.И. Султанов отмечает: “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг.”.

Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по приглашению Есен-Буги, который стремился обезопасить с их помощью свою территорию от Юнус-хана. Керей и Жаныбек стали оказывать помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу состоялась не раньше 1459 г.

Таким образом, главной причиной откочёвки явилось авторитарное правление хана Абу-л-Хайыра Шибанида, который стремился не допустить усиления потомков другой ветви Джучидов, потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена, непосредственно связанных по генеалогической линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками которого являлись Керей и Жаныбек.

Уход Керея и Жанибека от Абу-л-Хайыра стал лишь первым шагом к образованию казахской автономии. В момент откочевки Жанибеку было около сорока лет. Керей же был на несколько лет старше. Таким образом, с их стороны это был обдуманный и выверенный шаг. К тому же, этот шаг был предпринят благодаря массовым настроениям, разорвать все отношения с Абу-л-Хайыром. Об этом говорит тот факт, что число их сторонников постоянно росло.

До сих пор неизвестна точная дата откочевки Жанибека и Керея. По одним сведениям, это произошло в 1456 году, по другим – 1459–1460 годах. Достоверно одно, что этот краткий период конца пятидесятых — начала шестидесятых годов оказался решающим в становлении Казахского государства.

К 1465–1466 годам власть султанов в образованном ими государстве окончательно укрепилась. Появились и свои атрибуты, характерные для кочевых государств, суды биев, налоговая система, территориальные границы.

Правитель узбекского улуса слишком поздно понял, к каким последствиям может привести упрямое своеволие мятежных ханов. Осенью 1468 года он двинул свою армию против Жанибека и Керея, чтобы разгромить молодое ханство. В начале зимы войско хана подошло к казахскому Ак-кишлаку у подножий Алатау, но поход для Абу-л-Хайыра оказался губительным. Он внезапно заболел и скончался, так и не достигнув своей цели. Ханом узбекского улуса был провозглашен безвольный Шайх-Хайдар, который принял решение отступить в вилайят Отрар.

Узбекский улус после смерти правителя пришел в окончательное расстройство, в нем начались большие неурядицы.

Казачья вольница.

Усиление казахских ханов произошло со смертью Есен-Буги в 1462 году, когда начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жаныбека и Керея.

Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей.

«В то время, - пишет Мирза Хайдар Дулати, - узбекский улус после смерти Абу-л-Хайыр-хана (1468 г.) пришел в расстройство, [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек”. За ними утвердилось название “узбек-казахи”. Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак. В это самое время Кирай-хан был назван государем».

Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 году Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака. Тогда же власть Керея и Жанибека признает глава кыпчакских племен Западного Казахстана Муса.

За беглецами закрепилось название “узбеки-казаки”. Термином “казак” в то время обозначали степную вольницу, не входившую в состав улусов, ведь казаковал же аксак Тимур до того как завоевать Мавераннахр. До середины ХV века само название “казаки” имело больше социальный оттенок, нежели этнический. В массовом представлении, казаками назывались любители свободной, вольной жизни. Напомним тюркскую кальку в русском языке “уйти в казаки”, “казаковать”. Наиболее подробно и красиво о казаковании читаем у Н.В. Гоголя в повести “Тарас Бульба”.

Все эти идеи и традиции долгое время сохранялись в евразийских степях, потому что половцы-кыпчаки и огузы дали это степное явление, как минимум, украинскому, российскому и казахскому обществам. Таким образом, на различных окраинах бывшей Золотой Орды, в период раздробленности ханских авторитарных режимов Евразии, издревле формировались степные казачьи вольницы Украины, Казахстана, юга России.

Образование Казахского ханства.

Смерть хана Абу-л-Хайыра в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара, но в конце 1469 – начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан погиб в схватке, а его владения разделены на три части. Борьба за Дешт-и Кыпчак правителей Казачьей вольницы Керея и Жаныбека с потомками Абу-л- Хайыра началась с 1469 г. В результате этой борьбы, Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Керея и Жаныбека. Это образование получило название Казахского ханства. Основой Казахского ханства стала территория западной части Семиречья.

По мнению Т.И. Султанова, сторонники Керея и Жаныбека образовали Казахское ханство после смерти Абу-л-Хайыра, возвратившись из Жетысу на территорию Дашт-и Кыпчака, “т.е. не раньше 70-х гг. XV века”, около 1470/71 г. Мухаммед Шайбани пытался вернуть контроль за присырдарьинскими городами, заручившись поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако, уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жаныбека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши – Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару.

В начале 70-х годов, Казахское ханство было разделено на два крыла. Левое крыло (восточное) возглавлял сам Керей, правое крыло (западное), включавшее в себя владения Мусы и других потомков Едыге - Жаныбек. Здесь можно говорить об институте соправления, издревле известном в Степи. Границы ханства простирались от Иртыша до Жаика (Урала). Мангытские бии пытались выйти из-под власти Керея и Жаныбека и провозгласить ханом более послушных их воле султанов. В 1472 г. Муса-мырза, заключает союз с Мухаммедом Шайбани, пообещав провозгласить его ханом всего Дешт-и-Кыпчака, но победа султана Бурындыка – сына Керея у перевала Сагунлык в Каратауских горах, а затем у Отрара, Туркестана, Аркука, вынудили Шайбани вновь бежать, похоронив эти надежды. Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех Дешти-Кыпчакских племен и присоединение присырдарьинских городов.

Несмотря на появление самостоятельных этнических названий и государств, как верно пишет Р. Темиргалиев, кочевые татары, узбеки, ногайцы, казахи, киргизы, каракалпаки были ещё долгое время субэтническими группами единого этноса с единым языком (кипчакским) и культурой, разделенного в основном политическими границами. Потому такие эпические произведения того периода как “Кобланды”, “Едыге”, “Алпамыс”, “Кырк кыз”, “Манас” являются общими для многих современных народов. С другой стороны, появляется и стремление формировать национальную идентичность. Не случайно, что основная идея творчества Асан-Кайгы - становится идея единства племен казахского ханства.

Одними из первых ярких личностей, сыгравших колоссальную роль в истории казахского общества, стали султаны-чингизиды, а затем и ханы – Керей и Жанибек. Они были теми деятелями, которые оказали непосредственное воздействие на процесс образования Казахского ханства.

Именно с образования этого государственного механизма и начинается собственно история Казахстана, когда в середине XV века в обширных степях Центральной Азии на историческую арену выходит государство, которое назвало себя Казахским.

КЕРЕЙ-ХАН, Кирай, Гирей (год рождения неизвестен — около 1473/74), один из основателей и первый хан Казахского ханства (годы правления: предположительно 1459–1473 гг.). Правнук Урус-хана. Согласно “Таварих-и гузида-йи нусрат-наме”, Керей-хан. единственный сын Болата, сына Токтакии. После смерти Барак-хана в Ак-Орде наступил период ослабления, которым воспользовались Шибаниды, провозгласившие ханом молодого Абу-л-Хайыра. Усиление его власти привело к смещению Ордаидов (потомков Орда-хана, правнуков Урус-хана) Керей-хана и Жанибек-хана в районы р. Сырдарии и г. Каратау.

Об отце Керея, Анике-Болат-султане в источниках сведения отсутствуют. Зато имя его деда – Токтакыйа – упоминается у многих восточных авторов. Он был старшим сыном Орыс-хана и после его смерти в 1377 году наследовал отцу. Токтакыйа был мягким и учтивым человеком. Но этим миролюбивым добродетелям деда Керея не было суждено проявиться в полной мере: он ханствовал всего лишь три месяца и погиб в войне с эмиром Тимуром и его протеже – мангышлакским царевичем Токтамыш-огланом (впоследствии ханом Золотой Орды).

В 50—60 гг. XV века Керей-хан и Жанибек-хан со своими подданными откочевывают на территорию Западного Жетысу, находившегося под управлением Чагатаидов Моголистана. Эта откочевка стала одним из важных звеньев в возникновении нового государства — Казахского ханства и определении названия уже сложившегося этноса — казахов.

Завершение формирования казахского народа и сложение первого национального государства явилось следствием этнополитических и социально-экономических процессов на территории современного Казахстана и сопредельных регионов в XIV - XV вв. в рамках госудаств Ак-Орда, Моголистан, Ханства Абу-л -Хайыра и Ногайская Орда. Правитель Моголистана Есен-Буга, с одной стороны, преследуя свои интересы, с другой, не имея возможности противостоять Керей-хану и Жанибек-хану, выделил им земли в районе реки Шу.

В 1462 после смерти Есен-Буги, они усиливаются вследствие признания их власти местными родами Жетысу и перекочевки к ним новых групп из Восточного Дашт-и Кыпчака. Все это привело к образованию около 1465/66 Керей-ханом и Жанибек-ханом Казахского ханства. Керей-хан и Жанибек-хан восстановили власть своих предков Ордаидов в Восточном Дашт-и Кыпчаке, увеличив прежние владения Ак-Орды за счет включения земель казахских родов Жетысу. Распространить свою власть на Жетысу прежде пытались Урус-хан и Барак-хан.

Вскоре, около 1468/69, во время похода против Казахского ханства умер Шибанид Абу-л-Хайыр-хан . После этого Керей-хан и Жанибек-хан, обладая значительными военными силами и имея прочный тыл в Жетысу, начали борьбу против Шибанидов за власть над Восточным Дашт-и Кыпчаком.

После смерти Абу-л-Хайыра Жанибек и Керей приложили немало усилий, чтобы присоединить к себе его земли. С самого начала основания ханства они повели упорную борьбу за присырдарьинские города, которые были отличными крепостями и торгово-экономическими центрами. Они старались окончательно утвердиться в землях, окружавших города Сыгнак, Сузак и др. Так, что войны в казахских землях не утихали. Посвист оперенных стрел здесь был столь же част, как и свист ветра. Лилась кровь, тревожно ржали боевые кони, падали сраженные воины, рыдали их жены и матери. Но это ли занимало умы властителей! Долгих три десятилетия вели первые казахские ханы борьбу за свои владения и их расширение, поддерживаемые повсеместно знатью и простонародьем.

Керей-хан и его сподвижники боролись за создание прочного самостоятельного государства развитого в политическом и культурно-экономическом отношении. Его деятельность связана с событиями, происходившими до середины 70-х годов XV в., в которых он играл активную роль. В результате этих событий власть в Узбекском улусе перешла от династии Абу-л-Хайыр-хана в руки Керея и Жанибека. Старший по возрасту Керей был поднят на белой кошме и объявлен ханом.

Его имя в исторических источниках в последний раз упоминается в исторических анналах в связи с событиями зимы 1473/74 гг., что были связаны с набегом султана Бурыш-оглана на орду могульского хана Жунуса. Вероятно, что ходе этих событий Керей-хан погиб. Известны имена его сыновей — Бурындык, Ходжа-Мухаммад и Султан-Али. К 80-м годам руководство переходит в руки Бурындык-хана, одного из многочисленных сыновей Керея, продолжившего дело отца и, который правил Казахским ханством после отца до 1510 года.

После смерти Керея в 1474 г., ханом стал его сын Бурындык (1474-1511). Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами – Узбекским, Казахским и Могульским. Опираясь на присырдарьинские города, Бурындык хану удалось объединить кочевые роды Жетысу, Центрального и Западного Казахстана. Бурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайчик в низовьях Урала, бывшей столице Ногайского улуса. После смерти Муса-мырзы, большинство кочевых родов мангытов переходят под власть казахского хана Бурындыка. Между Бурындыком и Касымом началась острая борьба за власть, которая завершилась к 1511 году победой Касыма.

В 1511 г. Бурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жаныбек хана. Уже при Касыме (1511-1521), число поданных Казахского ханства Мухаммад Хайдар определяет как миллион человек. При Касыме за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города. В 1519 г. Касым закрепил свою власть в Западном Казахстане, в результате победного похода против мангытов. В июне 1519 г., основные силы мангытов были разбиты под Хаджи-Тарханом и западной границей стал Едиль (Волга). Жетысу и Притяньшанье также вошли в состав Казахского ханства. В этот период, Казахское ханство становится субъектом международных отношений. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство.

Жанибек-хан, Жанибек Абу Саид (годы рождения и смерти неизвестны) – один из основателей Казахского ханства и династии казахских ханов (годы правления предположительно 1478–1480 гг.). Жанибек был сыном Барак-хана и внуком Куйручук-хана, четвертого сына Орыс-хана. «Саид» на арабском языке означает Счастливый.

О дедушке Жанибека Куйручук-оглане мало что известно. В «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Али Йазди (XV в.) содержится такой рассказ. В апреле 1395 г. на Тереке произошло решающее сражение между эмиром Тимуром и Токтамышем, ханом Золотой Орды. Токтамыш потерпел поражение и бежал. Тимур двинулся в погоню за своим противником. Прибыв к месту переправы через Волгу (Итиль), называемому Туратурской переправой, «он дал находившемуся при нем сыну Урыс-хана, Куйручук-оглану, отряд узбекских храбрецов, находившихся числе слуг высочайшего двора, приготовил принадлежности падишахского достоинства, удостоил его шитого золотом халата и золотого пояса, велел ему переправится через Итиль и передал ему ханство над Улусом Джучи. Царевич из рода Джучи, согласно приказанию, перешел на ту сторону реки и занялся собиранием рассеянной армии и устройством улуса». О том когда и как Куйручук-оглан оказался в орде Тимура и об обстоятельствах его правления Улусом Джучи сведений нет. Известно только, что ханствование его было непродолжительным: вскоре после ухода Тимура с территории золотоордынского государства его ставленник был убит.

Отец Жанибека Барак-хан был известен как человек отчаянной храбрости и весьма энергичный правитель. Он обладал всеми качествами человека действия: смелостью, решительностью, настойчивостью. В самом начале 20-х гг. XV в. он одержал победу над своими политическими противниками в Присырдарьинских владениях Джучидов. Оттуда выступил в Поволжье на войну с претендентами на золотоордынский престол. Победоносно разгромив войско хана Худайдада, он овладел Сараем, столицей Золотой Орды. Потом он вернулся на берега Сырдарьи и воевал с внуком Тимура, Улугбеком, правителем Мавераннахра.

У хана Барака было три сына и одна дочь по имени Саадат-бегим; имена его сыновей: Мир-Сайид, Мир-Касим, Абу-Саид, «которого называют также и Жанибек». Известно, что Барак-хан погиб в 1428 г; следовательно, можно предположить, что Жанибек родился не позднее 1429 г. Упоминания о Жанибек-хане встречаются во многих восточных книгах, что свидетельствует о его известности. В них он выступает вождем казахов, отважным воином, одним из основателей Казахского ханства. Согласно родословным, помещенным в «Таварих-и гузида –йи нусрат – наме», его имя почти всегда упоминается рядом с именем его троюродного брата Керей-ханом. Однако вряд ли, Жанибек был самостоятельным правителем. Источники говорят, что его «называли Кичи Жанибек-хан», а это означало младший хан. И он «…во всех делах слушался и подчинялся Бурындык-хану», который продолжал дело своего отца Керей-хана. У султанов - урусидов хватило ума и благородства в такие суровые и судьбоносные годы все отношения между собой решать самым тактичным образом. Историкам неизвестны факты ссор между ними. Хотя надо полагать, что Жанибек-хан был весьма образованным человеком своего времени, знавшим историю государства Чингисхана – Золотой Орды. Именно Жанибек дал народу, населявшему его государство, название казах, а само государство назвал Казахским ханством. Ему пришлось заниматься главным образом внутренними делами: созданием центра Казахского ханства со столицей в Сарайшыке и распределением земель между казахскими родами; созданием армии, налаживанием торговли с соседними странами и чеканкой монет. Учитывая его ум, заботливость, талант, народ назвал его Аз-Жанибек, то есть внимательный, чуткий.

Защиту границ ханства он поручил своим сыновьям, а их у хана было девять. Многие из них погибли на войне за независимость страны. Одному из них Махмуду во время сражения разрубили саблей лицо. Двое сыновей Жанибека стали в свое время царями Казахского ханства.

Всем было известно, что больше всего на свете Жанибек-хан любил своих сыновей и охоту на куланов. Зачастую охотиться на маленьких диких лошадей хан Жанибек Счастливый выезжал вместе со своими наследниками. Однажды одно преследуемое им стадо заманило за собой коня, на котором сказал самый любимый царский сын. Маленький царевич упал в ров и разбился насмерть об острые камни. Тогда взбешенный хан повелел прорыть ров от одного края своей страны до другого и загнал туда всех куланов. Только один дикий жеребец с кобылкой спаслись, проскочив в северные степи. Там они завели себе новое потомство куланов. Тогда хан Жанибек приказал казахам идти и на север, и на запад, и на восток и всюду убивать куланов, погубивших его сына.

При третьем сыне Жанибека – Касыме, ставшем ханом и сумевшем утвердить свое владычество над огромными просторами казахских степей, Казахское ханство стало одним из сильнейших государств в Центральной Азии.

1 июня 2010 года в Астане возле музея первого президента Казахстана с участием Н. А. Назарбаева был открыт памятник ханам Керею и Жанибеку скульптора Рената Абенова. Общая высота памятника от основания до венца знамени составляет 12 м, высота фигуры Жанибек-хана в полный рост — 5,25 м, сплинтом 5,45 м. Высота восседающей фигуры Керей-хана — 4 м. Вес памятника — 16,2 тонн.

Историк Нурлан Атыгаев многие годы занимается изучением государственной символики у степных народов. Ученый доказывает, что Жанибек и Керей обладали всеми атрибутами власти. Благодаря многочисленным письменным источникам средневековья ученые выяснили: первые правители уже носили корону и восседали на троне.

Предтечей казахской государственности историки считают государство Ак-Орда, но само государство и политоним, ставший названием народа непосредственно связан с Казахским ханством и первым ханом Кереем и его соправителем Жаныбеком, основателями первого казахского государства. Хотя место их погребения неизвестно, зато жива память; осталось потомство; осталось основанное ими ханство, которому суждена была долгая жизнь.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед