Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Молодежному предпринимательству в РК нет житья


7 июня 2015, 17:51 | 2 829 просмотров



Молодежь не находит поддержки в госструктурах, чтобы открыть свое дело, констатировали эксперты в рамках обсуждения, организованного аналитической группой «КИПР».

Политолог Ерлан Смайлов заметил, что хотя в Казахстане и существует концепция молодежной политики, однако в ней не прописаны меры по поддержки молодежного предпринимательства. Поэтому не ясно, какова роль бизнесменов, не достигших зрелого возраста, в системе создания рабочих мест, сколько налогов они платят и, какова их доля в производстве товаров и услуг.

По словам заместителя председателя ОФ «Фонд поддержки молодежного предпринимательства», члена НПП Ауеза Карабалаева в законодательстве отсутствует термин «молодой предприниматель», нет их статистического учета. В настоящий момент безработица среди молодежи зафиксирована на уровне 4,6%, количество так называемых самозанятых превышает 700 тыс. человек.

Г-н Карабалаев назвал три ключевые проблемы молодежного предпринимательства в РК. Это недостаток бизнес-знаний, опыта и денег на новые проекты. Причем последняя проблема более актуальна, так например, в рамках реализации «Дорожной карты бизнеса — 2020» с 2012 по 2014 год было профинансировано лишь 108 проектов. Учитывая, что в республике 16 регионов, а срок поддержки был три года, то при разделении получится, что в год на местах поддерживается не больше трех проектов в сфере молодежного предпринимательства.

Кто стоит за спиной?

Директор транспортной компании Glotus Limited Kazakhstan Камиль Каримов считает, что нужно создать систему поддержки молодежного предпринимательства, выделив его в отдельную группу. Он заметил, что среди молодежи бытует мнение, что если человек хочет построить успешный бизнес, у него за спиной должен быть «влиятельный агашка».

Он заметил, что и щадить молодых бизнесменов не нужно, чтобы у них была закалка. Для этого он предлагает не развивать среди них иждивенчество, предоставляя деньги, а формировать систему стимулов.

«У нас сегодня поддерживают молодежные стартапы, но исключительно в вопросах новых открытий, инноваций. Но сделать подметание дворов прибыльным бизнесом мы не можем», - сказал он.

Он назвал одной из мер поддержки экономически активной молодежи введение в программу обучения в ВУЗах такой дисциплины как основы предпринимательства. Нужны также четкие правила взаимоотношений с банком, многие молодые бизнесмены не знают и не понимают условий получения и возврата кредитов для открытия своего дела.

«Нужно вводить институт эдвайзеров. Мы проводим десятки разных форумов, встреч, где нет четкого целепологания. Гораздо полезнее сформировать пул опытных наставников, которые бы учили молодых бизнесменов правилам игры и способам закрепиться на рынке. И нужно сделать открытыми госкомпании. Получить доступ в них для предпринимателей, тем более без связи, практически нереально. Или же они могли бы передавать на аутсорсинг молодым предпринимателям часть работы», - подчеркнул эксперт.

Расти в инкубационных условиях

Камиль Каримов выступил против любых форм финансового и налогового поощрения представителей молодежного бизнеса, заметив, что это не стимулирует, а развращает его. По его мнению, только в реальной конкурентной борьбе можно постичь основы риск-менеджмента. Эксперт призвал создавать больше бизнес-инкубаторов .

Ауез Карабалаев наоборот выступил с идеей внедрить фонд прямых инвестиций молодежного бизнеса, чтобы предприниматели не теряли зря время в банках в надежде получить кредит.

Однако скептически к этому предложению отнесся руководитель клуба молодых предпринимателей РК Павел Коктышев. Он назвал более перспективным предложение Национальной палаты предпринимателей по развитию в РК клуба бизнес-ангелов. Г-н Коктышев поддержал идею с пересмотром налоговых послаблений, когда по упрощенной схеме компании платят лишь 3%, то у них пропадает мотивация для роста, убежден эксперт.

Политолог Динара Нурушева считает, что предпринимателям независимо от возрастной категории нужна здоровая институциональная среда. Любая поддержка должна стимулировать их на качественное развитие, а не на нерациональное использование предоставляемых ресурсов. Важно иметь возможность количественно и качественно оценить коэффициент полезного действия государства и предпринимательских структур в развитии молодежного предпринимательства, в том числе и затраченных финансовых средств. Для этого необходимы экономические и статистические показатели в динамике, конкретные цифры и индикаторы. Их анализ позволит принимать результативные меры, иначе это будет имитация бурной деятельности или деньги, выброшенные на ветер, заметила она.

Председатель комитета социальной политики бизнеса НПП Талгат Доскенов считает, что для молодежного предпринимательства и для МСБ нужна хорошая маркетинговая информация, которой на рынке нет. Он призвал создать сеть сайтов, где бы путем анализа определяли перспективные для молодежи сферы рынка и пути вхождения на них.

Автор:
Аскар МУМИНОВ. «Курсив».