Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Спрос разошелся с предложением работодателям не нужны нынешние выпускники


25 июня 2015, 13:18 | 976 просмотров



В Казахстане сохраняется устойчивый дисбаланс между реальным кадровым спросом и предложением со стороны вузов. Зачастую работодателям приходится заново обучать вчерашнего выпускника, чтобы подстроить его под свои нужды. С другой стороны, университеты делают все возможное, чтобы будущий выпускник получил надлежащие знания, но ситуация на рынке остается сложной. Не так давно министр образования и науки РК Аслан Саринжипов заявил, что сегодняшние работодатели не уверены в уровне квалификации кандидатов из числа вчерашних выпускников. «Понимание этого должно убедить работодателей теснее сотрудничать с образовательными организациями. Взаимодействие учебного заведения и производства пока еще не достигло уровня совпадения ожиданий обеих сторон. В казахстанском контексте эта проблема усугубляется тем, что в целом, несмотря на произошедший переход к рыночным отношениям более 20 лет назад, все еще формируются спрос и предложение на рынке труда и на рынке образовательных услуг», – отметил он на Евразийском форуме лидеров высшего образования в начале июня.

Кто первым сделает «шаг навстречу» – работодатель или университет – и вмешается ли в процесс государство, остается под вопросом.

Задать ориентиры

Потребности трудового рынка формируются за счет спроса со стороны работодателей. Они же являются основными заказчиками, на которых ориентируются учебные заведения. Ситуация, когда спрос не соответствует предложению, уже стала неким трендом. Работодатель понимает, что, взяв на работу вчерашнего выпускника, он получит «непаханое поле» работы, а практически единогласные заявления работодателей о том, что нынешнее образование не отвечает потребностям рынка, только подтверждают это. «Проблема заключается в том, что связи между уровнями образования не налажены: школа, колледж, университет существуют автономно и даже отчужденно. А ведь объединить эти уровни может одна ключевая задача – подготовка молодых людей для рынка труда. В условиях кризиса ситуация вообще усложняется. Практикой обеспечить студентов трудно, трудоустройство выпускников – лотерея. Полчища специалистов центров карьеры бегают от компании к компании, приглашая на ярмарки вакансий, набившие оскомину и малоэффективные, пишут километры писем с просьбой пристроить студентов на практику и на работу. Работодатели – страшно далеки они от университетов и колледжей, а потому влиять на содержание образования они не могут и получают то, что получают», – говорит Жанна Мендыбаева, директор бюро образовательных технологий UniverSity.

Причину расхождения в рамках «спрос – предложение» эксперты видят в механизмах, которые были задействованы в системе образования еще в советские времена и изначально не предполагали гибкость. Нынешним работодателям, интересы которых представляют кадровики, приходится брать на себя функцию практического обучения, что, конечно, затратно. Поэтому пока между пониманием проблемы и ее решением пролегает глубокая пропасть.

Реформа без революций

Условно рынок можно поделить на два лагеря. Та часть, что ответственна за выпуск будущих профессионалов, утверждает, что делает все возможное для предоставления рынку подготовленных специалистов. Те, что находятся по другую сторону баррикад, то есть работодатели, в один голос утверждают, что молодых специалистов зачастую приходится переучивать под себя, а знания, полученные ими в стенах альма-матер, пространны и теоретичны. В таком нелегком перетягивании каната конечное слово должно быть за государством. «Нельзя говорить про всех одинаково. Есть сильные вузы и ответственные работодатели, даже в разрезе отдельных кафедр и цехов, где сотрудничество налажено на высоком уровне. Есть много ответственных руководителей, понимающих необходимость и значимость тесной взаимосвязи. В то же время наблюдается отсутствие должного внимания как со стороны отдельных вузов, так и со стороны работодателей», – объясняет Рахман Алшанов, президент Ассоциации вузов Казахстана.

Он уверен, что с нарастанием конкуренции работодатели предъявляют повышенные требования к наемным работникам. Но они не всегда учитывают, что специалистов высокой квалификации нельзя подготовить на скорую руку. Для разрешения подобных противоречий работодатели создают свои специализированные учебные центры, институты, академии.

«Наши работодатели за редким исключением идут на такой шаг, а он крайне необходим», – говорит Алшанов.

Отметим, что на Западе этот вопрос не стоит так остро. Например, еще будучи студентом можно выбрать предметы, которые, по мнению самого учащегося, пригодятся для будущей профессии, при этом освободив себя от ненужных предметов. «Нужно заметить, что в западных университетах студентов учат «себя продавать». Студент участвует в «дизайне» своего транскрипта, выбирая предметы, которые ему интересны, могут пригодиться, могут сформировать необходимые навыки для будущей профессии», – подтверждает Мендыбаева.

Мы же пока находимся только на пути к такой форме обучения. Конечно, ряд университетов уже трансформируют учебный процесс по западному образцу, однако на деле выбор предметов можно считать условным. Казахстанское образование пока больше напоминает сплав советского и формирующегося отечественного образования, приправленный влиянием западных веяний.

Критическая масса

Переход к новой модели означает и перераспределение обязанностей и ответственности между всеми субъектами процесса. Как утверждалось выше, последнее слово должно исходить от государства. Стремление придать образованию рыночный вектор и подстроить его к требованиям бизнеса и будет драйвером развития в этой сфере. В свою очередь государству нужна серьезная оценка тенденций спроса и перспектив развития. Кроме того, будет лучше взглянуть критически на состояние образования и оценить его возможности.

«Система образования и науки выступает в двоякой роли. Там, где эта работа ведется параллельно, особых вопросов не возникает. Однако целый ряд отраслей такому подходу не уделяют достаточного внимания. Для совпадения ожидания работодателей с предлагаемым качеством выпускников вузов им необходимо тесно сотрудничать на всех уровнях, начиная от госзаказа и заканчивая тематикой и защитой дипломной работы или проекта. Таких примеров взаимодействия, как, скажем, в КТЖ и КазАТК, немало, но явно недостаточно. Проблема в невнимании, слабом использовании имеющегося потенциала взаимодействия учебными заведениями и работодателями», – считает Алшанов.

В конечном итоге кому-то из сторон будет необходимо сделать шаг навстречу. Кто сделает его первым, тот и получит наибольшую выгоду от происходящего. В случае если инициатива будет исходить со стороны университетов, они смогут гармонизировать учебный процесс, а головной боли куда пристроить студентов после выпуска станет меньше. Если это сделает работодатель, то в скором времени он сможет получить более-менее подготовленного работника. Другими словами, создать живую, динамичную систему с непременной обратной связью двух сторон. Однако результат такого симбиоза можно будет наблюдать только лет через пять, так как процесс формирования долог, а путь тернист.

«Необходимо наладить конструктивный диалог между системой профессионального образования и ассоциациями работодателей по обеспечению отраслей экономики и социальной сферы кадрами соответствующей квалификации. Нужна четкая программа взаимодействия. Палата предпринимателей должна инициировать создание отраслевых учебных центров доквалификации, доспециализации выпускников вузов, как это делается во многих развитых странах мира. Работодатели должны предметно заниматься участием в госзаказе, выделять собственные гранты, формировать профессиональные стандарты, рабочие учебные планы и программы. Вузы должны более тесно сотрудничать с работодателями, шире разъяснять тенденции экономики и производства, готовить специалистов, ориентированных на перспективу», – резюмирует Алшанов.

Автор:
Адина Байкинова «Капитал».