Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Хочу отметить одно: все правила необходимо соблюдать!


25 июня 2015, 13:20 | 2 374 просмотра



Уважаемые читатели предоставляем вашему вниманию печатную версию телевизионной программы телеканала КТК «Слуги народа». На вопросы ведущего отвечает Министр образования и науки РК Аслан Саринжипов.

От главного представителя системы образования вы узнаете: почему погибли четверо студентов? Кто виноват в трагедии? Каковы итоги ЕНТ? Что с теми, кто попался КНБ? В чем причина суицидов? Кто управляет нашими детьми?

Кто проверяет качество учебников? От чего они разваливаются? Кто их печатает? Повысят ли зарплату учителям? Передадут ли контроль над ВУЗами частникам? Почему отдельные университеты напоминают бизнес структуры? Сколько уже закрыли? Для чего вообще ВУЗы? Что с детсадами, аварийными школами и трехсменкой? Как поссорились Аслан Бакенович и Азат Турлыбекович?

- Аслан Бакенович, спасибо Вам, что нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Трагедия произошла в колледже, детишки погибли от удара током…Я понимаю, что сейчас даже с моральной точки зрения не допустимо строить разные догадки. И мы должны оперировать фактами. Скажите, пожалуйста, какие меры предприняты, чтобы установить, что на самом деле произошло и выяснить, кто был виноват?

- Вы правильно сказали, в первую очередь - это большая трагедия! Большая трагедия, как родственников и близких, так и для системы образования, в общем. Мы создали комиссию, которая детально изучит все факты, все обстоятельства, и когда будут результаты, мы их обязательно обнародуем. Пока все мероприятия не окончены, и я бы не хотел строить какие-либо догадки. Когда будут результаты этой комиссии, мы это все объявим.

- Чтобы избежать манипуляции и разных инсинуаций, нам нужно понять, что произошло, для не допущения этого в дальнейшем и определить: на какой стадии было допущено то, что привело к трагедии…

- Все обстоятельства, все причины наша комиссия детально изучит. Это наша обязанность.

- Аслан Бакенович, закончилось ЕНТ…Как Вы вообще оцениваете результаты? Есть ли тенденции на улучшение качества образования, либо наоборот? И как бы Вы могли прокомментировать скандалы с подставными лицами и с тем, что, по сути, для некоторых, образование носит не столько духовный оттенок обогащения, сколько материальный?

- Я, наверное, с удовлетворение должен отметить, что по всем показателям, по которым мы оцениваем ЕНТ, в этом году Единое национальное тестирование показало более высокие результаты. Во-первых, средний балл по стране стал выше на 2,5 балла. Количество детей, которые прошли пороговый уровень, у нас также повысился. Немалое количество детей, которые набрали результаты выше 100 баллов, это тоже не плохой показатель. Количество детей подтвердивших знак «Алтын Белгі» выросло на 5 %. В целом результаты ЕНТ не плохие. Администрирование ЕНТ, организация всех мероприятий, думаю, регионы и наши департаменты отработали не плохо. Общая оценка руководства по проведению ЕНТ – высокая. Этому, способствовал ряд усовершенствований, который мы ввели. Как вы знаете, мы предложили выставлять в аттестаты среднеарифметическую оценку. То есть оценки ЕНТ и те оценки, которые ученик получал в течение года.

- То есть это более объективно и человек от случаев практически перестает зависеть да?

- Да, это более объективно и более справедливо. И по той информации, которую мы собрали с населения, практически все опрошенные отнеслись к этому новшеству положительно. Если ученик в течение всего периода учился хорошо, а на ЕНТ мог разволноваться или, к примеру, еще какие-то факторы сыграли там свою роль, его предыдущая работа аннулируется. Второе, мы использовали информационные технологии, благодаря которым все результаты были доступны в онлайн режиме в Интернете. Ажиотажа вокруг результатов, когда родители, ученики в пунктах проведения по несколько часов ожидали результатов – не было. Всего этого удалось избежать, все посмотрели свои оценки через Интернет. Об этом мы так же получили положительный отклик. Системы и сервера сработали хорошо. В день у нас было до 3000 посещений. Что касается различных инцидентов, они всегда были и, наверное, всегда будут сопровождать такие крупные массовые мероприятия. Случаи были разные, вплоть до курьезных, вы сами наверняка уже знаете.

- Случаи с подставными лицами и переодеванием…Как известно всего таких подставных лиц было обнаружено 18…

- Все это действительно обсуждалось. Здесь хочу отметить одно: все правила необходимо соблюдать! Мы работаем в тесной координации с местными исполнительными и правоохранительными органами. Относительно того, чтобы обеспечить объективное и честное проведение ЕНТ…

- Вам было направленно письмо относительно вышесказанных ситуаций, пятого июня, как раз. С просьбой о том, чтобы Вы разобрались… Была ли какая-то реакция на это?

- В течение проведения ЕНТ мы получали ряд сводок от правоохранительных органов, от местных исполнительных органов, старались реагировать на все сигналы. Благодаря чему группа подставных учеников была обнаружена. В соответствии с правилами эти ученики были лишены права сдавать ЕНТ…

- А какова их судьба теперь? Если человек попался на подобном мошенничестве, он имеет права пересдать ЕНТ, или он должен год ждать и думать над тем, что натворил?

- До 15 числа июня, работала специальная комиссия, которая рассматривает все случаи. Случаи могут быть разные, но мы не можем никого лишать права пересдавать ЕНТ. То, что касается нарушения закона, которое влечет за собой административную и уголовную ответственность. Это все в компетенции правоохранительных и судебных органов. Они в соответствии с обстоятельствами этих дел будут принимать решения.

- Аслан Бакенович, очень много в последнее время говорят об участившихся случаях суицидов у детей… Много осуждений на эту тему. Каково Ваше мнение, в чем причина этих явлений и как система образования может помочь детям? Чего не хватает в семье, в школе, может быть общество стало совсем другим? Почему ребенок не справляется с этим?

- Это проблема многогранная, психологическая. Часто это связанно с вопросами здоровья. У нас есть специальная межведомственная комиссия, в которой мы рассматриваем эти вопросы и принимаем определенные решения на национальном уровне. Данный вопрос находится на очень жестком пристальном контроле. Все случаи рассматриваются отдельно. Но я бы хотел обратить внимание на то, что в 2014 году число подростковых суицидов у нас в стране снизилось на 30% в сравнении с предыдущим годом. В 2013 году было отмечено 290 случаев, в 2014 уже 190. Работа была проведена очень большая. У нас работает 8000 психологов. В каждой школе есть психолог, который выделяет среди школьников группу риска, работает с этими детьми, работает с их родителями. Педагоги автоматически подключаются к этому вопросу. Но как вы отметили, причин множество. Здесь ответственность как педагогов и системы образования в целом, так и ответственность родителей в семейном воспитании. Статистика показывает, что большинство из детей, совершивших суицид - это дети из неблагополучных семей. То есть что-то было не в порядке дома…

- Все-таки социально-экономический фактор играет здесь свою роль?

- Конечно. Этот фактор здесь четко прослеживается. Второй фактор: сейчас большое давление на детей оказывает информация. С развитием информационных технологий дети имеют доступ к безграничным ресурсам информации. Государство должно обратить внимание на сайты, которые популяризируют эти идеи. Сайты, которые пропагандируют насилие и другие негативные явления. Мы, как система образования совместно с правоохранительными органами с ведомствами, которые отвечают за информационную политику, должны совместно разработать определенную систему мер, чтобы оградить детей от влияния такого вида информации.

- Здесь получается вопрос жизни и смерти?

- Это очень важный вопрос. В развитых странах, в международном сообществе приняты определенные правила этики. К примеру, случаи суицида массово не тиражируются…

- Психологи об этом и говорят, что такие случаи провоцируют детей на совершение аналогичных поступков…

- Да, совершенно верно. Ребенок попросту пытается привлечь к себе внимание. В анализе, который проделывает ЮНЕСКО, в отношении защиты прав детей, они так же обращают на это огромное внимание. Во многих странах есть этические коды, которые соблюдают СМИ, к примеру, никогда детально не раскрывать совершенный суицид.

- Это регламентировано, или это на уровне этики, то есть по умолчанию?

- В большинстве СМИ это на уровне этики, саморегулирования, когда определенное средство массовой информации, самостоятельно принимает такой этический код.

- Своего рода разделяют ответственность за человеческие жизни…

- Это очень тонкий момент, где от этики и профессионализма СМИ очень многое зависит. В большинстве случаев, телевидение и печатные СМИ соблюдают это правило. Большой вопрос сегодня это, конечно же, Интернет-СМИ. Здесь никакой этики, и контролировать сложно.

- Вы успеваете контролировать своих собственных детей, на какие сайты они заходят? Чем занимаются?

- Такой вопрос есть. Но мы можем думать, что мы контролируем, но уверенно никто не сможет ответить. Потому что сегодня Интернет везде. Смартфоны, планшеты…Детей очень сложно ограничить. Конечно, есть определенные технологические методы, но и они не всегда срабатывают. Опять же вопрос воспитания, привития правильных ценностей, вопрос навыка. Это то, о чем мы говорим в новых стандартах образования. Мы должны научить детей разбираться в информации, находить ее, и правильно делать выводы. Без этого далее будет очень сложно, потому что прогресс в сфере IT будет идти дальше. Он несет какие-то положительные стороны, но здесь есть и риски. Как представители системы образования, и как родители мы должны быть к этому готовы.

- Аслан Бакенович, много вопросов к тому, что происходило в парламенте…Это и критика за качество учебников, так и критика за качество изготовления. В могучей руке народного избранника рассыпался учебник…Либо столь велика была его сила, либо столь ужасно было качество учебника? И еще один вопрос, из-за чего на самом деле у Вас возникла полемика с Азатом Перуашевым депутатом Мажилиса Парламента РК?

- Я считаю, что я высказал свое мнение. И какого-то глобального конфликта, я здесь не вижу. В моих планах не было кого-то оскорбить…

- Насколько важна аккредитация ВУЗов? Насколько важно, чтобы государство сохраняло все-таки контроль над тем, что предлагают потребителю..? И как можно выбрать и не ошибиться?

- Вопрос качества образования – это то, что сегодня так требует общество! Есть разные подходы. Конечно, аккредитация в некоторых странах осуществляется за счет государства, государство и оплачивает и реализует. В европейских странах государство через аккредитацию контролирует качество образования. Если возьмем, к примеру, США там нет государственного стандарта в высшем образовании. Есть полная академическая свобода, высокая культура, этика. И каждый ВУЗ несет ответственность за свой диплом... Но они действительно ответственны.

- Как при нашей коммерциализации многих ВУЗов, когда они фактически занимаются бизнесом, можно отдавать это на откуп и лишать государство контроля?

- В наших условиях, когда мы видим, что отдельные ВУЗы, выдают дипломы, не обеспечивая их качественным образованием, считаю, что государство обязано контролировать качество и проверять работу таких ВУЗов.

- Естественно их руководство крайне не довольно будет этими мерами?

- Там где ВУЗ действительно является источником теневых и коррупционных доходов, конечно. В целом, общая мировая тенденция сходиться на том, что высшие учебные заведения являются организациями не для прибыли – non-profit. Учреждение соответственно будет платным, но любой полученный доход должен идти на развитие самого университета, и не должен выводиться оттуда в виде каких-либо дивидендов.

- Мы дошли до этого уровня?

- К сожалению, у нас есть ВУЗы, которые являются коммерческими организациями. Их акционеры имеют права извлекать прибыль. Кроме того есть большая проблема своего рода «серых схем». Даже если этот ВУЗ зарегистрирован как некоммерческая организация. В итоге ломается весь основной принцип. У нас сейчас 126 ВУЗов. В прошлом году пять ВУЗов мы вынуждены были закрыть, поскольку они не соответствовали тем требованиям, которые к ним предъявляются.

- Часто задают и этот вопрос… Будет ли своего рода укрупнение? Потому что у нас были случаи, когда международный университет с каким-нибудь узбекским профессором располагался в трехкомнатной квартире…

- Сегодня таких случаев нет! Большая работа была проделана. В прошлом году мы получили поручение Главы государства, о создании специальной комиссии по модернизации ВУЗов, которая конкретно занималась бы этим вопросом. Эта комиссия начала активную работу, в нее мы приглашаем руководителей частных и государственных ВУЗов. Где мы пытаемся проанализировать их работу, их видение, стратегию. Мы заслушиваем результаты тех проверок, которые были проведены нашим комитетом контроля. Также, огромную работу провели совместно с генеральной прокуратурой. Мы признательны нашим коллегам, очень много проблем выявили. По результатам этих проверок были приостановлены лицензии целого ряда ВУЗов. Кстати, об аккредитации: из 70-и наших частных ВУЗов, которые имели аккредитацию более 10-и не прошли аттестацию. У нас сразу же возникли вопросы к частным аккредитационными агентствам, к качеству их работы. То есть они получают определенную плату, проводят аккредитацию, но аккредитация это специальный сертификат качества, на который смотрят в первую очередь сами потребители, то есть студенты.

- А кто имеет права эти сертификаты выдавать?

- Аккредитацию проводят два частных агентства, которые сегодня у нас в Казахстане существуют. В целом это направление правильное, мы должны стремиться к независимой аккредитации, но пока мы не готовы полностью передать им все функции контроля качества. Из-за чего же вообще вышла та ситуация с которой начался на разговор об аккредитации. Дело в том, что депутатами парламента в Законе об образовании была принята поправка о том, что с 2017 года комитет контроля от министерства образования не имеет права проводить аттестацию ВУЗов, и весь контроль качества будет проводиться аккредитационными агентствами.

- То есть все в частные руки?

- У нас есть международные аккредитационные агентства, которые работают в основном с крупными ВУЗами. Но это не так просто и это не так дешево. Серьезные вложения со стороны ВУЗов. Поэтому всем ВУЗам одновременно пройти международную аккредитацию невозможно. В этой связи мы выступаем за то, чтобы мы двигались в сторону независимой частной аккредитации, но при этом данные агентства должны повышать качество своей работы, и могли нести ответственность перед студентами и их родителями, которые платят деньги и должны получить качественное образование. До 2017 года у нас есть переходный период, за который мы должны обеспечить рост качественных аккредитационных агентств в Казахстане. Мы в Администрацию Президента внесли, и согласовали предложение, что отказ от гос. аттестации состоится в 2017 году. Соответственно мы попросили, чтобы действие поправки, также было перенесено на 2017 год. Нам нужен некий переходный период, иначе, если мы откажемся от гос. аттестации ВУЗов в 2015 году, как просят депутаты, очень сложно будет предсказать последствия. Те же депутаты через какое-то время будут нам задавать вопросы: Как вы смотрите за качеством образования? И у нас не будет инструментов…В этом весь вопрос.

- С учебниками, что произошло? Кто-нибудь сейчас контролирует, то, что пишут в учебниках? И вопрос качества – это вопрос дешевизны?

- Мы вопрос качества учебников с вами уже обсуждали. У нас выстроена целая система на трех уровнях. По закону, мы как министерство образования, отвечаем за разработку стандарта и учебных программ…

- Печатают то где учебники? Китайцы нам печатают?

- Смотрите ситуация такая, издательства разрабатывают учебники здесь, привлекая авторские коллективы. Затем, поскольку это бизнес, издательства сами принимают решение, где им печатать готовые учебники. И у нас есть информация, факты, что иногда учебники печатаются за рубежом. В основном это там, где дешевле в Китае, в Турции. Но сейчас мы хотим поставить вопрос, о том, чтобы поддержать местных производителей, которые отвечают непосредственно за распечатку этих изданий. Мы планируем вести переговоры с издательствами, потому что нас подобные ситуации тоже не устраивают.

- Аслан Бакенович, какое место в мире мы сегодня занимаем по уровню образования и какова тенденция?

- Очень хороший вопрос. Недавно проходил Всемирный экономический форум, который является автором глобального индекса конкурентоспособности, в котором мы как страна занимаем 50-е место. И на последнем форуме был обнародован новый индекс «Индекс развития человеческого капитала». По этому индексу Казахстан в 2015 году занял 37-е место.

-За счет чего?

- Если проанализировать доклады и сравнение с другими странами, у нас в стране повысился охват дошкольным образованием. Очень большой шаг за пять лет. С 30% мы увеличили охват до 80%. Второе – это универсальное среднее образование. Все дети имеют доступ к получению среднего образования.

- Как обстоят дела с трехсменным образованием?

- Глава государства включил в программу «Нұрлы жол» организацию образования. В соответствии с национальным фондом выделены средства и за счет этих денег в 2017 году мы должны решить проблему трехсменных и аварийных школ. Уже сейчас мы активно работаем с областями по этим вопросам.

-Аслан Бакенович, Главой государства перед страной сейчас поставлены грандиозные задачи. Естественно возникает вопрос кадров. Кто нам будет эти кадры готовить, и насколько они будут соответствовать тем намеченным планам по качественному росту нашего благосостояния по индустриализации и прочим важнейшим параметрам?

- Действительно Глава государства объявил очень серьезную программу профессиональных реформ. Ведется работа по наполнению программы «100 шагов». Образованию здесь уделяется огромный акцент, сейчас мы разрабатываем второй этап госпрограммы развития образования. Упор делаем на: первое – обновление программ в средних школах. Мы должны отойти от ориентации на знания, и добавить компетенции. Наши ученики хорошо усваивают знания, но теперь должны учиться навыкам использования этих знаний. Для этого у нас разработан новый стандарт, в котором акцент идет также на подготовку учителей в педагогических ВУЗах и повышения квалификации учителей, которые уже работают в школах. Это приблизительно более 300 тысяч учителей нужно повышать их уровень…

- Зарплату тоже нужно повышать…

- Сейчас работает национальная комиссия, которая ставит вопрос о том, чтобы привязать зарплату учителя к средней страновой зарплате.

- Вы имеете в виду комиссию по модернизации?

- Да комиссию по модернизации, которую возглавляет сейчас Карим Каримханович. Очень активно идет работа в последние дни, подготавливается целый ряд мероприятий в рамках госпрограммы образования. Там же учитываются наши изменения в законодательство, которые должны обеспечить эти реформы. С 2016 года по 2020 год мы должны серьезно повысить качество образования. Опять возвращаюсь к результатам ЕНТ, мы видим, что успеваемость наших учащихся в стране растет. В первую очередь это, конечно же, благодаря нашим учителям, которых я, пользуясь, случаем хотел бы поздравить с успешным завершение ЕНТ, с окончанием учебного года, и поблагодарить за хорошую работу в целом. Успеваемость страны повысилась на 2,5 балла!

Спасибо большое Аслан Бакенович, и удачи Вам в вашей нелегкой работе!

Автор:
Печатную версию подготовила Айгерим ТУРГАНБАЕВА