Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Где Казахстанцы учатся за рубежом?


17 августа 2015, 10:03 | 2 340 просмотров



Всё ча­ще и ча­ще слы­шим мы о том что кто-то пос­ту­пил и учит­ся вне Ка­захс­та­на. Да­вай­те же пос­мотрим, ку­да в кон­це ле­та от­ве­зут на­ших ка­захс­тан­ских уже сту­ден­тов са­молё­ты и по­ез­да. Где же гры­зут гра­нит на­уки свет­лые го­ловы сов­ре­мен­ности?

На пер­вом мес­те по вы­бору ВУ­Зов — Рос­сия. И это вов­се не уди­витель­но: ко­му бы не за­хоте­лось учить­ся на язы­ке ко­торым сво­бод­но вла­де­ешь в зна­мени­тых уни­вер­си­тетах Моск­вы, Санкт Пе­тер­бурга, Но­воси­бирс­ка или Томс­ка? Уни­вер­си­теты, прос­лавлен­ные с вре­мён Пет­ра Пер­во­го и Ека­тери­ны Ве­ликой, пре­дос­тавля­ющие луч­шее об­ра­зова­ние по­коле­ни­ям на­ших ро­дите­лей про­дол­жа­ют от­ве­чать бе­зуп­речной ре­пута­ции, поль­зу­ясь осо­бой по­пуляр­ностью, пре­дос­тавляя выс­шее об­ра­зова­ние по тех­ни­чес­ким спе­ци­аль­нос­тям аби­тури­ен­там. А так же не ус­ту­пая по уров­ню по­пуляр­ности эко­номи­чес­ким и уп­равлен­ческим спе­ци­аль­нос­тям, а так же сту­ден­там, же­ла­ющим изу­чать ме­дици­ну.

Сог­ласно рей­тин­гу 2013-го го­да пер­вая пя­тер­ка са­мых по­пуляр­ных по мне­нию сту­ден­тов, уни­вер­си­тетов Рос­сии:

1. Тю­менс­кий Го­сударс­твен­ный Неф­те­газо­вый Уни­вер­си­тет

2. Мос­ковс­кий го­сударс­твен­ный тех­ни­чес­кий уни­вер­си­тет им. H. Э. Ба­ума­на

3. Мос­ковс­кий го­сударс­твен­ный ма­шиност­ро­итель­ный уни­вер­си­тет (МА­МИ)

4. Мос­ковс­кий го­сударс­твен­ный уни­вер­си­тет им. М. В. Ло­моно­сова

5. Го­сударс­твен­ный уни­вер­си­тет уп­равле­ния, Моск­ва

Сис­те­ма как школь­но­го, так и ВУЗ-овс­ко­го об­ра­зова­ния Рос­сии прак­ти­чес­ки не от­ли­ча­ет­ся от ка­захс­тан­ской, бу­дучи не­ког­да час­тя­ми од­ной и той же сис­те­мы об­ра­зова­ния СССР, что и прив­ле­ка­ет ка­захс­тан­ских аби­тури­ен­тов.

Но, как из­вест­но, юно­шес­кий мак­си­мализм, осо­бая тя­га к прик­лю­чени­ям и исс­ле­дова­нию не­из­ве­дан­но­го, но­вого и слож­но­го яв­ля­ют­ся от­ли­читель­ны­ми чер­та­ми мо­лодых лю­дей в воз­расте 17–18 лет. Имен­но эти ка­чест­ва и под­талки­ва­ют их к пе­ре­ез­ду за гра­ницы род­ной стра­ны, в даль­нее за­рубежье, к бо­лее глу­боко­му изу­чению иност­ран­но­го язы­ка, к по­ис­ку че­го-то но­вого и не­обыч­но­го.

Ки­тай, гра­нича­щий с на­шей стра­ной, эк­зо­тичес­кая смесь тра­диций ста­рины и го­ловок­ру­житель­ных не­боск­ре­бов ма­нит не стра­шащих­ся изу­чения ми­ри­адов иерог­ли­фов, на­ших шко­ляров, уст­рем­ля­ющих­ся на Вос­ток в древ­нюю стра­ну.

Каж­дый уни­вер­си­тет в Ки­тае име­ет свои пра­вила пос­тупле­ния. Для то­го, что­бы быть при­нятым на ба­калавр­скую прог­рамму в го­сударс­твен­ный вуз, на­до быть не стар­ше 25 лет и иметь ат­тестат о сред­нем об­ра­зова­нии. Хо­роший уро­вень ки­тай­ско­го язы­ка не­об­хо­дим для всех уни­вер­си­тетс­ких прог­рамм. В не­кото­рых уни­вер­си­тетах есть под­го­тови­тель­ные кур­сы, од­на­ко, как пра­вило, ву­зовс­кой под­го­тов­ки они не да­ют.

Сту­дент-иност­ра­нец, же­ла­ющий пос­ту­пить в ки­тай­ский вуз на ба­калавр­скую прог­рамму дол­жен иметь ат­тестат об окон­ча­нии сред­ней шко­лы. Уро­вень зна­ния ки­тай­ско­го язы­ка для пос­тупле­ния на язы­ковые кур­сы зна­чения не име­ет.

За мно­гие го­ды со­оте­чест­вен­ни­ки сту­ден­ты-ак­ти­вис­ты ка­захс­тан­ских сту­ден­ческих ор­га­низа­ций Ки­тая из го­родов Пе­кин, Шан­хай, Си­ань, Гу­анч­жоу и Уханьуже ус­пе­ли ос­но­вать сту­ден­ческие ор­га­низа­ции, по­мога­ющие толь­ко что при­быв­шим сту­ден­там, да­бы не чувс­тво­вали они се­бя оди­ноко на чуж­би­не.

Ни для ко­го не сек­рет, что анг­лий­ский язык пре­вали­ру­ет сре­ди ос­таль­ных иност­ран­ных язы­ков в школь­ном об­ра­зова­нии. Ко­неч­но, для мно­гих ос­новная при­чина, по ко­торой они на­чина­ют учить анг­лий­ский язык, — это его ста­тус «язы­ка 21 ве­ка». Поч­ти каж­дый школь­ник Ка­захс­та­на, ви­дя стро­ку в учеб­ни­ке по анг­лий­ско­му: «Lon­don is a ca­pital of Gre­at Bri­ta­in,» предс­тав­лял се­бя, сто­ящим на бе­регу Тем­зы, ря­дом с Вест­мин­стерс­ким Аб­батс­твом, слу­ша­ющим ча­сы на баш­не Биг Бе­на, от­би­ва­ющие пять ча­сов ве­чера — вре­мя пить чай… И мно­гие из этих сту­ден­тов при­ложи­ли не­малые уси­лия к то­му, что­бы пос­ту­пить в один из уни­вер­си­тетов Ту­ман­но­го Аль­би­она.

Об­ра­зова­ние и ста­рые уни­вер­си­теты Ве­ликоб­ри­тании всег­да ма­нили к се­бе иност­ран­ных сту­ден­тов. Раз­ли­чия меж­ду ста­рыми и но­выми уни­вер­си­тета­ми Ве­ликоб­ри­тании пос­те­пен­но сти­ра­ют­ся, но все еще су­щест­ву­ют. Но­вые уни­вер­си­теты Ве­ликоб­ри­тании, тес­но свя­зан­ные с про­мыш­ленны­ми и тор­го­выми предп­ри­ятиями, стре­мят­ся сфор­ми­ровать свои учеб­ные прог­раммы, ис­хо­дя из зап­ро­сов ра­бото­дате­лей. Ста­рые уни­вер­си­теты Ве­ликоб­ри­тании так­же вы­ходят на этот путь, ста­ра­ясь на­ладить свя­зи с мест­ной и на­ци­ональ­ной эко­номи­кой. Тем не ме­нее, в них до сих пор пре­об­ла­да­ют те­оре­тичес­кие дис­ципли­ны — фи­лосо­фия, ли­тера­туро­веде­ние, ис­то­рия, ес­тест­вен­ные на­уки.

Сей­час обу­чение в бри­танс­ких шко­лах, сред­нее и выс­шее об­ра­зова­ние в Анг­лии ста­ло дос­та­точ­но дос­тупно уча­щим­ся из Ка­захс­та­на. Ко­неч­но же, не все меч­та­ющие об Окс­фор­де пос­ту­пили в са­мый прес­тижный уни­вер­си­тет пла­неты. Од­на­ко, Уни­вер­си­теты Лон­до­на и Кемб­рид­жа, Глаз­го и Эдин­бурга, Ман­честе­ра и Бир­минге­ма еже­год­но рас­па­хива­ют две­ри сот­ням на­ших со­оте­чест­вен­ни­ков, ко­торые при­ез­жа­ют ту­да и как по­беди­тели кон­курсов, по­лучив­шие сти­пен­дии, и как са­мос­то­ятель­но пос­ту­пив­шие сту­ден­ты.

Для пос­тупле­ния в уни­вер­си­тет в Анг­лии на прог­раммы ба­калав­ри­ата, не­об­хо­димо сдать бри­танс­кие эк­за­мены A-le­vels или ус­пешно за­кон­чить обу­чение по ев­ро­пей­ской прог­рамме In­terna­ti­onal Bac­ca­la­ureate. Для иност­ран­ных сту­ден­тов су­щест­ву­ет прог­рамма Fo­un­da­ti­on. Этот курс по­дой­дет вы­пуск­ни­кам ка­захс­тан­ских сред­не­об­ра­зова­тель­ных школ. Су­щест­ву­ют раз­личные кур­сы Fo­un­da­ti­on, нап­ри­мер, в об­ласти биз­не­са и эко­номи­ки, ди­зай­на, пра­ва, гу­мани­тар­ных и тех­ни­чес­ких спе­ци­аль­нос­тей, компьютер­ных тех­но­логий и фар­ма­коло­гии, го­товя­щие сту­ден­тов к пос­тупле­нию на со­от­ветс­тву­ющие фа­куль­те­ты уни­вер­си­тетов Анг­лии.

Уро­вень язы­ка (IELTS), не­об­хо­димый для пос­тупле­ния в уни­вер­си­теты Ве­ликоб­ри­тании: Fo­un­da­ti­on: 5.5 – 6.5; Ба­калав­ри­ат: 6.0 – 6.5; Ма­гист­ра­тура и МВА: 6.5 – 7.0

Ге­ог­ра­фичес­ки на­ходясь бли­же к Ка­захс­та­ну, Ве­ликоб­ри­тания за­час­тую «по­беж­да­ет» при вы­боре анг­ло­языч­но­го ВУ­За. Но не смот­ря на даль­ность и не­об­хо­димость предп­ри­ятия тран­сатлан­ти­чес­ко­го пе­релё­та, Со­еди­нен­ные Шта­ты Аме­рики прак­ти­чес­ки не ус­ту­па­ют по по­пуляр­ности вы­бора иност­ран­но­го ВУ­За сре­ди аби­тури­ен­тов. Фак­ту вы­бора США так же спо­собс­тву­ют мно­гочис­ленные прог­раммы, спон­си­ру­емые Гос. Де­пар­та­мен­том аме­риканс­ко­го пра­витель­ства, да­ющие воз­можность на­шим сту­ден­там по­лучить бесп­лат­ное выс­шее об­ра­зова­ние.

США в предс­тав­ле­нии мно­гих про­дол­жа­ют ос­та­вать­ся стра­ной безг­ра­нич­ных воз­можнос­тей, стра­ной сво­боды и ис­полне­ния же­ланий, ведь по­лучив выс­шее об­ра­зова­ние в США, мож­но расс­чи­тывать на перс­пек­тивную карьеру в лю­бой стра­не ми­ра. Ог­ромное ко­личест­во язы­ковых школ, уни­вер­си­тетов, кол­леджей и биз­нес-школ прив­ле­ка­ют сту­ден­тов со все­го ми­ра, ведь аме­риканс­кие ВУ­Зы стре­мят­ся от­ве­чать са­мым пе­редо­вым тре­бова­ни­ям, как в сфе­ре те­оре­тичес­ких раз­ра­боток, так и в об­ласти прак­ти­чес­ких исс­ле­дова­ний. Здесь, по­жалуй, луч­шее тех­ни­чес­кое ос­на­щение учеб­ных прог­рамм, а воз­можнос­ти для на­чина­юще­го исс­ле­дова­теля не ог­ра­ниче­ны и уже са­ми по се­бе сти­мули­ру­ют ин­те­рес к изб­ран­ной спе­ци­аль­нос­ти. Мно­гие све­тила в раз­личных об­ластях зна­ний счи­та­ют за честь при­ез­жать в ВУ­Зы США и чи­тать лек­ции. В рей­тин­ге выс­ше­го об­ра­зова­ния из ста луч­ших уни­вер­си­тетов ми­ра аме­риканс­кие ву­зы за­нима­ют око­ло 70–80 по­зиций.

На­ибо­лее прив­ле­катель­ны­ми спе­ци­аль­нос­тя­ми для ка­захс­тан­ских сту­ден­тов яв­ля­ют­ся биз­нес и уп­равле­ние (ме­недж­мент), пра­во, тех­ни­чес­кие средс­тва свя­зи и компьютер­ные на­уки.

В США не су­щест­ву­ет чет­ко­го оп­ре­деле­ния са­мого по­нятия «выс­шее учеб­ное за­веде­ние». В прин­ци­пе лю­бое учеб­ное за ве­дение, осу­щест­вля­ющее даль­ней­шую под­го­тов­ку пос­ле окон­ча­ния сред­ней шко­лы, так на­зыва­емые post­se­con­da­ry scho­ol, мо­гут с рав­ной сте­пенью ве­ро­ят­ности на­зывать­ся «кол­леджем», «шко­лой», «инс­ти­тутом» или да­же «уни­вер­си­тетом».

Про­цеду­ра при­ема и от­бо­ра аби­тури­ен­тов в ву­зы США за­висит от их прес­тижнос­ти. В стра­не от­сутс­тву­ют еди­ные тре­бова­ния к аби­тури­ен­там. В част­нос­ти, в од­ни ву­зы на­бор осу­щест­вля­ет­ся пу­тем кон­курс­ных эк­за­менов, со­бесе­дова­ния, тес­ти­рова­ния, для дру­гих единс­твен­ным ус­ло­ви­ем яв­ля­ет­ся на­личие сред­не­го об­ра­зова­ния (нап­ри­мер, отк­ры­тый при­ем в 2-го­дич­ные кол­леджи). Об­щим тре­бова­ни­ем при пос­тупле­нии в вуз яв­ля­ет­ся предс­тав­ле­ние до­кумен­тов об окон­ча­нии пол­ной сред­ней шко­лы; пе­речень изу­чен­ных в шко­ле пред­ме­тов и по­лучен­ных по ним оце­нок; об­щее ко­личест­во бал­лов по тес­там, ха­рак­те­рис­ти­ки, ре­зуль­та­ты со­бесе­дова­ния при пос­тупле­нии.

В пос­ледние го­ды Че­хия так же на­чала на­бирать обо­роты. Воз­можность обу­чения на анг­лий­ском язы­ке, от­но­ситель­ная ге­ог­ра­фичес­кая бли­зость к Ка­захс­та­ну, и ко­неч­но же не­высо­кие це­ны на об­ра­зова­тель­ные прог­раммы бе­зус­ловно прив­ле­ка­ют аби­тури­ен­тов так же как и воз­можность жить в ев­ро­пей­ской стра­не, с бо­гатой древ­ней ис­то­ри­ей, бо­гемс­ким хрус­та­лём, дву­мя ты­сяча­ми сред­не­веко­вых зам­ков, и не­пов­то­римым мик­сом не­мец­кой и чешс­кой куль­тур, в ко­торых, как это ни стран­но, на­ши со­оте­чест­вен­ни­ки очень быст­ро и лег­ко адап­ти­ру­ют­ся к жиз­ни.

Выс­шее об­ра­зова­ние на анг­лий­ском язы­ке в Че­хии плат­ное, в то вре­мя как на чешс­ком язы­ке — бесп­лат­ное, как для мест­ных, так и для иност­ран­ных граж­дан. Так что, же­ла­ющие по­лучить бесп­лат­ное ев­ро­пей­ское об­ра­зова­ние, мо­гут изу­чить до­пол­ни­тель­ный иност­ран­ный язык и сме­ло уст­рем­лять­ся в Че­хию.

Тур­ция, из­вест­ная ка­захс­тан­цам боль­ше в сфе­ре ту­риз­ма, на са­мом де­ле ни­чуть не ус­ту­па­ет в пре­дос­тавле­нии ВУ­Зовс­ко­го об­ра­зова­ния иност­ран­ным сту­ден­там. Быс­шее об­ра­зова­ние в Тур­ции де­лит­ся на ба­калав­ри­ат и ма­гист­рат, по окон­ча­нии ко­торо­го, сту­дент по­луча­ет дип­лом и со­от­ветс­тву­ющую уче­ную сте­пень. Дип­ло­мы ту­рец­ких вы­зов очень це­нят­ся в Ев­ро­пе и США, так как на­ход­чи­выми тур­ка­ми бы­ли ус­пешно за­имс­тво­ваны и имп­ле­мен­ти­рова­ны луч­шие прак­ти­ки и об­разцы ев­ро­пей­ской и аме­риканс­кой сис­тем об­ра­зова­ния. Стам­буль­ский Уни­вер­си­тет и Сред­не-вос­точный тех­ни­чес­кий уни­вер­си­тет в Ан­ка­ре яв­ля­ют­ся круп­ней­ши­ми и на­ибо­лее по­пуляр­ны­ми ВУ­Зами Тур­ции.

Зна­ние ту­рец­ко­го язы­ка яв­ля­ет­ся кри­тичес­ким фак­то­ром для за­чис­ле­ния на уче­бу. Уро­вень вла­дения ту­рец­ким оп­ре­деля­ет ор­га­низа­ция OSYM, за­яв­ле­ние в ко­торую не­об­хо­димо прис­лать лю­бому иност­ран­но­му сту­ден­ту, же­ла­юще­му пос­ту­пить на уче­бу в один из ВУ­Зов Тур­ции.

Не­мец­кий язык за­нима­ет в Ка­захс­та­не третье мес­то по по­пуляр­ности. Это не­уди­витель­но – на­ши стра­ны свя­зыва­ют глу­бокие куль­тур­ные от­но­шения, а по­тому изу­чение не­мец­ко­го язы­ка ос­та­ёт­ся перс­пек­тивным для ус­пешно­го пост­ро­ения карьеры уже на про­тяже­ние мно­гих де­сяти­летий. Обу­чение в Гер­ма­нии – это прек­расный шанс при­об­щить­ся к од­ной из бо­гатей­ших и ин­те­рес­ней­ших куль­тур ми­ра, а сре­ди ев­ро­пей­ских стран Гер­ма­ния яв­ля­ет­ся од­ним из ре­корд­сме­нов по ко­личест­ву ис­то­ричес­ких па­мят­ни­ков и ар­хи­тек­турных со­ору­жений. Осо­бо сто­ит от­ме­тить ка­чест­во и ос­на­щён­ность не­мец­ких школ, в свою оче­редь – ква­лифи­кация и про­фес­си­она­лизм не­мец­ких пе­даго­гов тра­дици­он­но счи­та­ют­ся од­ни­ми из луч­ших в ми­ре. И мо­лодежь стре­мить­ся по­лучить об­ра­зова­ние в Гер­ма­нии, пред­по­читая ее пе­дан­тичность спо­кой­ствию род­ных мест.

Ис­то­ричес­ки сло­жилось так, что не­мец­кие уче­ные сос­лу­жили осо­бо важ­ную роль в об­ра­зова­тель­ной сис­те­ме Рос­сии, ведь имен­но с прив­ле­чения нем­цев на­чалось тех­ни­чес­кое раз­ви­тие Рос­сии при Пет­ре I, и опи­ра­ясь имен­но на не­мец­кую сис­те­му об­ра­зова­ния зак­ла­дыва­лось об­ра­зова­ние Рос­сий­ское, а поз­же СССР, и да­лее об­ра­зова­ние не­зави­симо­го Ка­захс­та­на. И се­год­ня у на­шего и не­мец­ко­го об­ра­зова­ния ос­та­лись об­щие чер­ты. Нап­ри­мер, га­ран­ти­рован­ное бесп­лат­ное об­ра­зова­ние. При­чем в Гер­ма­нии выс­шее об­ра­зова­ние бесп­лат­но, как для жи­телей стра­ны, так и для иност­ран­ных сту­ден­тов. Иск­лю­чение, как и у нас на ро­дине, сос­тавля­ют част­ные шко­лы и уни­вер­си­теты.

Иност­ран­ные аби­тури­ен­ты мо­гут пре­тен­до­вать на мес­то в ВУ­Зе на рав­ных с нем­ца­ми. Но из-за раз­ни­цы в про­дол­жи­тель­нос­ти школь­но­го обу­чения, вы­пуск­ник сред­ней ка­захс­тан­ской шко­лы, при же­лании по­лучить выс­шее об­ра­зова­ние в Гер­ма­нии, дол­жен оту­чить­ся еще 3 го­да в не­мец­кой шко­ле или 2 го­да в ка­захс­тан­ском ВУ­Зе до пос­тупле­ния в не­мец­кий уни­вер­си­тет. Кро­ме это­го, все иност­ран­ные аби­тури­ен­ты долж­ны сдать эк­за­мен на зна­ние не­мец­ко­го язы­ка.

Од­на­ко, как и го­вори­лось ра­нее, тя­га к прик­лю­чени­ям и осо­бен­но жиз­ни в эк­зо­тичес­ких стра­нах ма­нит сту­ден­тов не толь­ко в прес­тижные име­нитые ВУ­Зы с ми­ровы­ми име­нами… И са­мой эк­зо­тичес­кой, и как вы­яс­ни­лось, стра­ной, не тре­бу­ющей ви­зы для ка­захс­тан­цев (по край­ней ме­ре на пе­ри­од 30 дней), а так же стра­ной, где мож­но по­лучить прек­расное об­ра­зова­ние на анг­лий­ском язы­ке в три, а то и че­тыре ра­за де­шев­ле, чем в лю­бой дру­гой анг­ло­языч­ной стра­не, яв­ля­ет­ся Ма­лай­зия.

Ма­лай­зия предс­тав­ля­ет со­бой од­ну из са­мых эк­зо­тичес­ких и в то же вре­мя быст­ро раз­ви­ва­ющих­ся стран Азии с ее гар­мо­нич­ным со­чета­ни­ем раз­но­об­разных эт­но­сов и куль­тур. Зна­мени­тая сво­ими девс­твен­ны­ми тро­пичес­ки­ми ле­сами, чис­ты­ми пес­ча­ными пля­жами, бес­по­доб­ны­ми морс­ки­ми ко­рал­ла­ми и иде­аль­ны­ми мес­та­ми для под­водно­го пог­ру­жения, это стра­на обе­ща­ет вам за­меча­тель­ное обу­чение и пре­быва­ние. Уче­ба в Ма­лай­зии – это не­забы­ва­емый опыт, со все­ми счаст­ли­выми и труд­ны­ми мо­мен­та­ми сту­ден­ческой жиз­ни в чу­жой стра­не, где сто­имость уров­ня жиз­ни нам­но­го ни­же по срав­не­нию с дру­гими стра­нами, как Бри­тания или США или Син­га­пур. Ма­лай­зия пре­дос­тавля­ет сту­ден­там ка­чест­вен­ное об­ра­зова­ние по дос­тупным средс­твам, приз­нанную меж­ду­народ­ную ква­лифи­кацию, от­ме­чен­ную наг­ра­дами и ка­чест­вом, подт­вер­жден­ным бри­танс­ки­ми уни­вер­си­тета­ми. И к то­му же Ма­лай­зия — мно­гона­ци­ональ­ная и мно­гокуль­тур­ная, мир­ная стра­на, жи­тели ко­торой с ра­достью го­товы прий­ти на по­мощь в лю­бой си­ту­ации.

Су­щест­ву­ет мно­жест­во спо­собов по­пасть на уче­бу в за­рубеж­ный ВУЗ у на­ших сог­раждан: плат­ное пос­тупле­ние со спе­ци­аль­ной под­го­тов­кой, сту­ден­ческие об­ме­ны, прог­раммы по­выше­ния ква­лифи­кации, в том чис­ле МВА, и по­луче­ние гран­та. Но в це­лом, не важ­но едет ли вы­пуск­ник сред­ней ка­захс­тан­ской шко­лы учит­ся в Гар­варде, Окс­фор­де МГУ, учит­ся ли он или она по сти­пен­дии или его учё­бу оп­ла­чива­ют ро­дите­ли или спон­со­ры… Лю­бое за­рубеж­ное об­ра­зова­ние вне род­ной стра­ны по­выша­ет не толь­ко кон­ку­рен­тоспо­соб­ность бу­дуще­го спе­ци­алис­та, осо­бен­но в ус­ло­ви­ях фи­нан­со­вого кри­зиса, но и об­щую жиз­неспо­соб­ность. Жизнь за ру­бежом, тем бо­лее уче­ба не прос­та, но дан­ный пе­ри­од жиз­ни не­сет в се­бе бес­ценный жиз­ненный опыт, ко­торый учит то­лерант­нос­ти, на­ход­чи­вос­ти и са­мос­то­ятель­нос­ти и адап­та­ции к раз­но­об­разным ус­ло­ви­ям, как за гра­ницей, так и в род­ной стра­не.

Автор:
© Agen­cy Es­say.kz 2014