Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО ПРИ АЗ ТАУКЕ ХАНЕ


17 августа 2015, 10:15 | 5 873 просмотра



Внук знаменитого казахского хана Есима, сын и преемник хана Джангира Салмака хан Тауке царствовал в Казахском ханстве около 35 лет (1652 – 1715/18 гг.). Эпоха его правления навсегда запечатлелась в исторической памяти населения региона как «золотой век» истории казахского народа. По мнению историка А. Левшина: «Сей золотой век, о котором вспоминают они (казахи) со вздохами, есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы».

После смерти Жангир-хана, последовавшая в ходе поединка с будущим джунгарским хунтайджи молодым Галданом, ханская власть в Казахском государстве в 1680 году перешла к Тауке. Своей мудрой политикой он заслужил у народа прозвище благословенный Тауке – Аз Тауке. Еще в юные годы Тауке получил поручение от отца возглавить посольство, направляемое к уйгурскому хану Абдаллаху, и с этой дипломатической миссией удачно справился, проявив при этом прирожденный талант дипломата и переговорщика.

Матерью хана Тауке была джунгарская принцесса – дочь хунтайджи Батура. Однако, несмотря на кровное родство, хан Тауке относился к калмакам с беспощадностью воина, проявляя завидный патриотизм.

В первой четверти XVIII века международное положение Казахского ханства было очень сложным. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком - башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства.

Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинениями калмыков власти казахских ханов. Но при хунтайджи Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, однако с приходом к власти хунтайджи Галдан-Бошоктау (1670-1697) походы эти возобновились. А после воцарения хунтайджи Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых драматических событий.

В связи с присоединением к Казахскому ханству значительной части родов и племен соседних кыргызов и каракалпаков, хан Тауке правил и теми, и другими, непосредственно через их биев – Кокыма Карашору и Сасык бия. Заключив удачный союз с каракалпаками и киргизами, Тауке-хану удалось создать военный блок против ойратов. Это позволило несколько ослабить джунгарский натиск, хотя он продолжался и привел к исчезновению нескольких южных городов страны. Джунгарская экспансия подрывала хозяйство и торговлю, лишало государство значительных людских ресурсов.

За годы царствования хана Тауке крупные вторжения джунгар произошли в общей сложности трижды. Им удалось захватить весь север Казахстана, подчинив своей власти земли от Алтая до Волги. Начав наступление широким фронтом, хан Аз-Тауке к 1670 году освободил все казахские земли, в результате чего калмакский народ оказался разорванным на две части: на жителей собственно самой Джунгарии на востоке и племена Камыкской орды на западе за рекой Волгой. Интересно, что возглавивший один из походов ойратский царевич Ончон был взят казахскими батырами в плен.

В 1681 году конница джунгар проникла за реку Чу и вторглись в Ферганскую долину. Устремившись к городу Сайраму, но, не взяв крепости, ойратская конница вынуждено отступила. Однако на следующий год поход повторился, и богатый город был разграблен. Многих сайрамцев-горожан постигла участь попасть в плен, они были уведены на территорию Джунгарского ханства, где стали рабами.

В годы Тауке-хана калмыкско-казахские войны следовали одна за другой; наиболее значительные из них имели место в 1711-1712,1714,1717 гг. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состоялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.

Во время одного из нападений джунгар на город Туркестан его спасло лишь присутствие здесь с войсками Тауке-хана. В противном случае Туркестан разделил бы участь других городов, подвергшихся полному разграблению.

Несмотря на отдельные удачи хана Тауке в мелких сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертысу, Тарбагатаю и в Жетысу, все дальше отступая на восток.

Неровными были взаимоотношения Казахского ханства с узбекскими владетелями. Изнутри его подтачивали бесконечные распри крупных феодалов. В народе нарастало брожение и недовольство трудностями своего положения.

И все же положение удалось спасти Тауке-хану. Помня, что в самые тяжкие годы для своего государства его предки ханы Касым и Есим начинали с внутренних реформ хан Тауке решил продолжить их дело. Укрепление Казахского государства произошло именно в период его правления.

Прежде всего, Тауке-хану удалось нормализовать политическую ситуацию в государстве. Он принял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, консолидации народа, против сепаратизма знати с помощью степной аристократии – биев, составляющих значительную элитарную социальную группу.

Для управления народом на местах были утверждены в звании верховных биев: в Старшем жузе – Толе Алибек, в Среднем – Каз даусты Казыбек, в Младшем жузе – Айтике, в Кыргызской орде - Кокым-бий Карашоры, в орде каракалпаков – Сасык-бий. Имя бия орды алаш, объединившей группы других мелких родов, неизвестно. Отдельные роды, отделения, поколения управлялись своими биями. Ежегодно бии на один-два месяца собирались у ставки Тауке «Ханабад» на холме Культобе, на левом берегу реки Ангер, что в сорока верстах на юг от Ташкента.

Окружив себя биями, посредством совета биев Тауке-хан повел борьбу с сословием чингизидов, выступавших против ханской власти. Этим самым Тауке настойчиво добивался централизации и в противовес царевичам чингизидам создал совет биев. Совет биев он превратил в важнейший орган, расширил права биев в судебном производстве. Совет стал постоянным учреждением, решающим важнейшие вопросы внешней и внутренней политики ханства, объединенного на основе централизованной демократии.

На Культобе под Ташкентом был созван курултай трех жузов. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев такими широко известными в народе личностями, как Толе би, Казыбек би, Айтике би.

Собрание биев «Ханабад» разрабатывало законы государства, обсуждало важнейшие государственные проблемы. Бии избирались мужским населением и представляли интересы тех или иных тайпов и родов. Они также были уполномочены выбирать хана из числа прямых наследников ханского престола, согласно устоям военной демократии. Данные функции, исполняемые собранием биев «Ханабад», позволяют говорить о нем как о парламенте кочевого государства.

Хан Аз-Тауке совместно с Собранием биев «Ханабад» завершил строительство государственной административной и судебной системы, приблизил к реалиям своего времени законы ханов Касыма Великого и Есима Бесстрашного. В расширенном и уточненном виде они устраивали общественную жизнь казахов вплоть до конца XIX века и известны как законы «Жеты Жаргы» - «Семь уложений».

Тауке хан считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества. Первое серьёзное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Бийские советы превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных отношений. Таким образом, авторитет власти среди простого народа стремительно рос, что позволило динамично развивать политическую ситуацию в стране.

Реформы Тауке-хана коснулись и правовой системы. Свод законов под названием «Жети Жаргы» (Семь установлений) был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным преданиям, Тауке собрал на Культобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов. К сожалению, этот юридический документ не дошел до нас в начальной его редакции. Отдельные его фрагменты представлены в книге известного исследователя А. Левшина, который записал его из уст казахов.

Со ссылкой на казахские предания творцом принято называть хана Тауке. Он будто бы собрал для совета трех биев – Толе-бия из Старшего жуза, Казыбек-бия из Среднего жуза, Айтеке-бия из Младшего жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. Согласно другому преданию, Тауке - хан собрал в урочище Культобе (Сырдарьинская область) семь биев и «эти бии соединили старые обычаи ханов Касима и Есима в новые обычаи, называемые «Жети Жаргы». Поэтому в научной литературе «Жети Жаргы» именуется также «Уложением» хана Тауке или «Законами» хана Тауке.

По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с джунгарами. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения.

В «Жети Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

К пяти главам из свода законов хана Касыма дополнительно были прибавлены еще две главы, т.е. свод законов «Жеты-Жаргы» состоял из 7 разделов. Этот свод законов - свод обычного права казахского народа.

Согласно «Жети Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Хан - единственный властитель всех родовых объединений, всех земель ханства; решение хана при дележе и перераспределении земель является окончательным; хан имеет право объявления войны и заключения мира, он является верховным командующим войсками; хану принадлежит право ведения переговоров с дру­гими государствами; хан имеет право выносить смертные приговоры, исполняя функции верхов­ного судьи; хану принадлежит право издавать законы и обязательные для всех приказания.

«Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами, усилило ханскую власть. По «Жеты-Жаргы» все главы родов и племен были обязаны ежегодно являться на народное собрание. Явившиеся без оружия на совет не допускались и лишались права голоса.

Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие. Вместе с тем, Тауке стремился ограничить власть султанов, укрепить централизацию путем управления тремя жузами через ответственных биев.

Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство и др.

Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек.

К правовой ответственности привлекали с 13 лет. За убийство беременные женщины не привлекались к ответственности. Вступление в брак разрешалось с 13-летнего возраста. Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до семи поколений. Раз­мер калыма устанавливался в зависимости от зажиточности, происхождения или родовитости. В случае смерти жены разрешалось жениться на ее сестре.

Ныне знакомясь с текстом «Жеты-Жаргы» не следует забывать, что они создавались в свое и для своего времени и, были актуальными еще долго после них. Во всяком случае, «Законы хана Тауке» - есть самый фундаментальный и яркий памятник законотворчества казахов прошлого.

Еще хану Тауке на время удалось преодолеть внутренние междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушили единство, чем незамедлительно воспользовались соседи. Ч. Валиханов писал: «Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни киргизского (казахского) народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание, увеличивали их бедствия».

И все же в период правления хана Тауке внутреннее и внешнее положение Казахского ханства, повторимся, оставалось крайне сложным. Ханы трех казахских жузов (Старшего, Среднего и Младшего) стремились отделиться от Казахского ханства и независимо править, хотя формально подчинялись великому хану. Султаны внутри каждого жуза также стремились к самостоятельности, не признавая власть малого хана. Это привело ханство к политической раздробленности. Однако Тауке удалось стабилизировать политическое положение в стране.

Хан Тауке прилагал значительные усилия по укреплению единства народа. Он опирался на помощь кыргызов и каракалпаков. В 1710 году близ Каракумов состоялся курултай трех жузов для решения вопроса об организации отпора джунгарам. Было сформировано народное ополчение.

Хан Тауке сумел объединить под своей властью все три жуза. Внешняя политика Тауке была направлена на создание союза казахов, кыргызов и каракалпаков перед лицом джунгарского нашествия. Тауке стремился поддерживать мирные отношения с Бухарским ханством.

Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье, а столицей государства стал Туркестан.

Хорошо отзывались о казахском правителе и в других государствах. Широко известны два похвальных отклика о Тауке - хане. Один из них принадлежит этнографу А. Левшину, назвавшему Тауке Ликургом Орд Казачьих». Второй отзыв, более взвешенный и сдержанный, принадлежит известному русскому дипломату М. Тевкелеву, в котором он аттестует Тауке как человека умного и глубоко почитаемого казахами.

Тауке-хан продолжил политическую линию Есим-хана, направленную на военное и политическое присутствие в Уйгуристане. Вообще-то, казахский хан традиционно поддерживал владетеля Чалыша и Турфана в борьбе против хана Яркенда. В одном из сражений семитысячный корпус воинов Тауке-хана помог Султан-Махмуду овладеть Яркендом и стать ханом всего Восточного Туркестана-Уйгуристана.

Открытая поддержка Российской империи военных планов Джунгарского ханства и полностью подвластная ей Калмыкской орды хана Аюки на Волге привели к осложнению казахско-русских взаимоотношений. Как пример этих напряжений может служить арест тобольским губернатором посла Тауке-хана мырзы Кельди, в свою очередь казахский хан отдал распоряжение насильно удерживать у себя посланцев России. Эти события требовали срочных дипломатических переговоров. В 1694 году Аз-Тауке направляет специального посланника к русскому царю Петру I с предложениями возобновления дружеских отношений между государствами.

Тауке хан, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, искал потенциальных союзников для создания военно-политического союза против джунгар. Тауке хан, решив пойти на сближение с Россией, намеривался заключить военный союз. Однако при Петре I внешняя политика России принимает классический имперский характер. Начиная с Петровской эпохи, в русских официальных документах владетель Казахстана не упоминается с титулом «царь». Более того, российское правительство начинает открыто поощрять казахских султанов ближайшего Младшего жуза к сепаратизму, признавая за ними право именовать себя ханами наравне с Тауке-ханом. Первым начинает самостоятельные переговоры с российскими властями султан Каип. Он и султан Абулхаир (не путать с Абулхаир-ханом), игнорируя мирную политику своего хана Тауке, совершил поход с 30 тысячами воинов и чугунными пушками-фузиями на Джунгарское ханство. Эта авантюра закончилась полным разгромом казахского войска на реке Аякоз – западной границе Джунгарии в конце 1617 года. Свою победу джунгарский хунтайджи развивает наступлением на Жетысу в 1618 году – в год смерти Аз-Тауке.

Конечно, жизнь хана Тауке изобиловала событиями, подчас весьма сложными. Однако, наделенный мудростью и поистине умом государствен-ного мужа, он умел выходить из трудных положений, если не всегда победителем, то, во всяком случае, без серьезного урона и поражений, как для себя, так и для своего государства. Суммируя все сказанное можно сделать вывод, что Тауке хан был сильным государем и последним из казахских ханов, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза.

Аз-Тауке правил долго и успешно, а умер глубоким стариком. Последнее успокоение он нашел в Туркестане – своей столице, с которым была связана большая часть его жизни. Хан Аз-Тауке был похоронен в царском некрополе мавзолея Ходжа Ахмета Ясауи.

Самое важное достижение правления Тауке-хана (конец XVI – начало XVII вв.), имеющее огромное внешнеполитическое значение, это то, что Казахское ханство стало единым государством. Тауке-хан – стал одним из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесшим неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе.

Однако после смерти Тауке-хана, единое Казахское ханство распалось на три независимых жуза и во всех трех жузах появились свои ханы, родословная которых очень запутана. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, которые, однако, не имели особых названий, и хан каждого жуза соответственно именовался ханом Ұлы жуза, ханом Орта жуза, ханом Кіші жуза.

Мало того, относительное спокойствие при Тауке-хане продолжалось недолго. Набеги джунгар на казахские земли стали происходить регулярно: и в 1710-11, в 1713 и 1718 годах. В 1724-25 гг. джунгары подвергли разгрому города Туркестан и Ташкент, а в 1723 год - год «Великого бедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Спасая свои жизни, многие бежали в Среднюю Азию, что не могло не обострить отношения с местным населением; иные откочевали на запад, на Эмбу, до Яика, Ори и Уя, потеснив из их окрестностей ногайцев, башкир, волжских калмыков, а также своих сородичей, казахов Младшего жуза.

Экономическая и политическая обстановка Казахского ханства вновь осложнилась: государство было сильно ослаблено непрекращающимися набегами джунгар, междоусобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии, строительством военных укреплений России по периметру границ с Казахстаном. Так что дальнейшие этапы политической, экономической и этнокультурной истории казахов связаны уже со временем колонизации Россией казахских земель.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед