Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Мы должны выходить на следующий этап инновационного развития


11 сентября 2015, 11:07 | 2 221 просмотр



«Приблизительно 10% учебников в нынешнем году были не пригодны к дальнейшему использованию»

«Дошкольные организации у нас развиваются более чем активно»

Уважаемые читатели, в очередной раз, мы предоставляем вашему вниманию печатную версию программы «Слуги народа», которая освещалась на телеканале КТК. Как общественно - педагогическое издание, мы не могли не опубликовать, весьма насыщенное и отвечающее на многие вопросы системы образования, интервью с участием Министра образования Аслана Саринжипова.

- Аслан Бакенович, спасибо, что Вы в очередной раз нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Итак, начался новый учебный год. Как на Ваш взгляд мы к нему подготовлены, потому что вопросы есть в частности у родителей, и по качеству обеспечения учебниками..?

- Учебный год начался, для нас это большой праздник! Пользуясь, случаем хочу поздравить всех школьников, учителей и родителей с этим праздником. Это большая ответственность для нашего Министерства. В этом году мы начали подготовку заранее. Относительно учебников это подготовка началась ровно год назад. Вы знаете, что она начинается с утверждения перечня учебников. Мы активно должны до конца года поработать, чтобы утвердить перечень рекомендуемых учебников, он должен быть готов уже в первых числах января, и мы начнем закладывать деньги в местных бюджетах. Области будут работать, заключая договора приблизительно до марта месяца. В марте начнется доставка учебников на места.

- В связи с изменением курса тенге не будет финансовых сложностей в этом вопросе? Все планы выполнены будут?

- Ситуация как вы видите непростая. Все происходящее отражается на бюджете. Но мы Министерство свои интересы будем отстаивать. В этом году мы будем добиваться от областей, чтобы они закладывали деньги не только на цикл фондирования, но и на следующий год у нас на очереди стоят учебники первого, седьмого и восьмого классов. Та проблема, которая раскрылась в этом году – это состояние библиотечных фондов. Мы покупаем учебник на 4 года…

- Извините, что перебью, а за качествам учебников следят?

- За изначальным качеством и содержанием следит экспертиза. Но один важный момент, в будущем мы будем предлагать механизмы по ответственности самих учеников и их родителей. То есть если они получают учебник, пользуется им один год, то и должны вернуть его в хорошем состоянии потому, что им должны будут пользоваться еще три последующих поколения учеников. Сейчас, по закону, мы обеспечиваем каждого школьника бесплатными учебниками, но, к сожалению, зачастую к бесплатному отношение как к бесплатному, думаю, вы понимаете. Приблизительно 10% учебников в нынешнем году были не пригодны к дальнейшему использованию, хотя их закупали в прошлом году. Эту разницу мы пока не закладываем в бюджет. Но в этом году мы намерены предлагать, чтобы на пополнение библиотечного фонда и книг, которые были закуплены в прошлые годы, местные бюджеты выделили деньги…

- То есть это ответственность местного бюджета?

- Да, местный бюджет должен: во-первых, выделить деньги, во-вторых, заключить договора и, в-третьих, проследить за тем, чтобы договора были исполнены издательствами и поставщиками в срок, качественно и так далее. Были примеры, когда попадались бракованные учебники, и поэтому хочется надеяться на большую ответственность издательств выпускающие такие книги.

- Данные учебники переделывались?

- Да, обязательно. У нас открыто несколько горячих линий - это очень хороший источник информации для нас. Наши департаменты по контролю качества на местах оперативно доводят сведения до Управления образования, и мы пытаемся такие вопросы оперативно решать. В этом году подготовка у нас прошла более комплексно, здесь нужно отдать должное и управлениям образования областей. Большую работу провели. Мы отработали все 250 районов. По обеспечению в этом году ситуация лучше чем в прошлом, но потенциал для совершенствования еще есть. Будем работать и постараемся , чтобы в 2016 было лучше чем сейчас.

- Аслан Бакенович, чему сейчас учат в школе, и есть изменения? Эти изменения фундаментальные или тактические? И каков смысл 12-го обучения, потому что по-прежнему остаются вопросы, вплоть до того, как будут обучаться девочки, ведь многие из них в положении оказываются уже к 17 годам и как мальчики будут сразу со школьной скамьи в армию идти?

- Вы затронули несколько системных вопросов. На данный момент мы предлагаем серьезные изменения в методике преподавания. Вот как Вы спросили: чему сейчас учат? Нынешняя система основывается на своего рода «знаниевом подходе». То есть школьники должны запомнить определенное количество информации. И затем через ЕНТ мы можем оценивать, насколько хорошо они ее запомнили. Оценивание привязано к методике преподавания. Но в предыдущие пять лет, мы предлагаем перейти на новый стандарт, поскольку это требования времени. Сейчас любому человеку поступает большой поток информации, поток новых знаний, новых научных достижений, это все распространяется очень быстро. В этой ситуации мы должны помимо получения знаний, научить ученика обретенные знания применять, самому искать новую, необходимую информацию, мыслить, задавать вопросы, выражать свою точку зрения, работать в команде и так далее. Другими словами, чтобы наш выпускник был конкурентоспособен, мы должны научить его навыкам ориентирования в новом информационном мире. Для этого нам нужно пересмотреть методики преподавания. Необходимо модернизировать учителя, чтобы он сам обладал необходимыми навыками и мог эти навыки передать своим ученикам. В этом суть нового подхода. И это подтверждают международные тесты, в которых мы участвуем. Весной этого года пять тысяч наших учеников 9 классов принимали участие в одном из таких тестирований. Они помогут нам видеть и проделывать сравнение. К примеру, в 2012 году Казахстан по применению полученных знаний среди учеников был на 50 месте, а какую позицию мы займем в 2015 году, еще предстоит узнать. Но результаты будут готовы лишь в следующем году. Для того, чтобы нам двигаться к тридцатке, нам как раз нужно развивать навыки, компетенции, способности критического мышления.

- Одним словом мы должны уметь, то, что умеют они, те, кто сейчас в тридцатке?

- Да, и это как раз является сутью нового стандарта образования. На данный момент мы разработали и утвердили стандарт начальной школы. Это предшкольная подготовка и 1-4 класс. Также разработали проект стандарта основной школы – 5-9 класс. И до конца года мы будем активно обсуждать проект с экспертным сообществом, с педагогами, родителями, депутатами для того, чтобы максимально его адаптировать к местным требованиям, учесть все пожелания. И к концу года мы должны иметь готовый стандарт, на основе которого в дальнейшем будут разрабатываться учебные программы.

- А мнение родителей тоже учитывается?

- Обязательно.

- Как они могут высказать свою точку зрения?

- У нас есть несколько площадок, которые мы создали специально для этого. К примеру, общественный совет, республиканское родительское собрание, через эту сеть мы собираем все пожелания. Какие-то моменты мы можем видеть, какие-то видят родители. Мы это все собираем, для того, чтобы наш стандарт был современный, модернизированный и учитывал специфику требования сегодняшней ситуации.

- Скажите, пожалуйста, Ваше отношение к тому, что возраст учения в школе продлен, и сложности могут возникнуть в любых ситуациях, о которых я помянул выше?

- Стандарт двенадцатилетнего обучения – это стандарт международный. Его суть в том, что за 10 лет все ученики должны получить необходимый объем образования, и после ученик может выбрать уже рабочую профессию, либо продолжить обучение по академической траектории. Во втором случае он должен также определиться с направлением, то есть выбрать техническое или гуманитарное. И здесь мы также хотим заложить некую гибкость в старшую школу и дать ученику больше выбора. Чтобы он мог выбрать, как изучать предмет, по стандартному уровню или углубленному. Соответственно под это должна подстроиться школа, в первую очередь преподаватели, по это мы должны подстроить нашу систему учебников. Должны быть учтены обеспечение и оснащение учебных классов. В общем, это такая большая, комплексная работа.

Также, мы до конца года примем и утвердим второй государственной программы «Развитие образования и науки» с 2016 по 2020 год. Она утверждается Указом Президента.

- Первый этап программы на Ваш взгляд успешно завершен?

- В целом те задачи, которые закладывались во многом решены. Если, к примеру, взять дошкольное образование, за пять лет мы вырастили процент охвата с 30 до 80. Даже план перевыполнили. Дошкольные организации у нас развиваются более чем активно. Как государственные, так и частные. По среднему образованию мы эксперименты закончили, на основании этого разработали новый стандарт, который мы начнем запускать в скором времени. Относительно профессионально-технического образования мы создали основу для развития дуального обучения, то есть практического обучения на предприятии. В высшем образовании есть ВУЗы, которые вошли в рейтинги, то есть в 300 лучших. Мы развили университетскую науку. Допустим, если приводить сравнение с Россией, у нас очень активно работают исследователи и ученные в университетах.

- Финансовая база есть для этого?

- По новому Закону о науки, создана новая система, благодаря которой университетская наука и развилась. Сейчас независимо от того, университет это, институт или малое инновационное предприятие все имеют право участвовать в конкурсе на получение научных грантов. Раньше деньги распределялись конкретно по институтам…

- За эти деньги бились, кричали о коррупционной составляющей, о заинтересованности…

- Да, теперь для этого есть независимая экспертиза. Университет может также наравне с институтом подавать заявку на получение научных денег. Эта открытая конкурентная система, которая принята в развитых странах, в США, в Англии, она сейчас срабатывает. Мы видим, что количество наших международных публикаций растет ежегодно на 30-40%%. То есть мы создали некий научный потенциал. Это примерно 25-30 тысяч ученных, которые производят некий интеллектуальный продукт, востребованный зарубежом. К примеру, если вашу статью берут на публикацию в какой-либо международный журнал, то значит в ней, есть что-то новое, актуальное.

- Наши скажут, деньги заплати и опубликуют, даже если нет научной новизны...

- Международные журналы, которые входят в международную базу данных, они следят за качеством. Для того чтобы попасть в этот журнал есть редколлегии и так далее. Конечно, не все идеально, но в целом тренд заложен, и, то, что идет активный рост публикаций и интеллектуального потенциала неоспоримо. Задача второго этапа переориентировать данный потенциал на решение конкретных проблем в нашей экономике и индустрии. Мы должны до конца года принять Закон о коммерциализации. То есть предстоит работа над тем, чтобы науку связать с производством. Создать целую систему стимулов с тем, чтобы ученные работали над предпринимательством, бизнесом и производством. А производство должно иметь стимулы привлекать на работу наших ученных. Это большая задача, которую в следующие пять лет мы должны решить. Мы все видим, что зависимость от сырья создает нам проблемы, поэтому мы должны выходить на следующий этап инновационного развития. Стыковка науки и производства сейчас будет иметь ключевое значение.

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА, Продолжение печатной версии разговора с Министром образования РК ожидайте в следующем номере нашего издания.