Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Короткая жизнь – яркое музыкальное творчество


19 октября 2015, 04:47 | 1 322 просмотра


Кадырша Курманов – композитор, наш земляк, уроженец земли Жетысу Талдыкорганского района в этом году 28 сентября ему исполнилось 85 лет. Он является одним из тех художников, наделенных от природы ярким музыкальным талантом и внимательным взглядом на реалистическое восприятие действительности. Его жизненный путь пришелся на трудные для нашей Республики довоенный и послевоенный периоды. Формирование К.Курманова как будущего профессионального композитора пришлось на годы учебы в Алматинской консерватории им.Курмангазы, которую, к великому сожалению ему не довелось завершить учебу. Преждевременная трагическая смерть оборвала его творческий взлет, но и то что он успел сделать явилось скромным вкладом в развитие песенной музыкальной культуры Казахстана.

Кадырша Курманов родился в 1930 году в селе Сагабиен, Аксуского района, Талдыкорганской области. Но в голодные годы (1931-1933гг.) мальчик в раннем возрасте остался без родителей. Родственники с двухлетнего возраста определили ребенка в детский дом по месту рождения, а затем в детский дом пос.Жансугурова, где он воспитывался до 1945г.

В 1945 году по заявлению и решению Талдыкорганского облоно переехал жить к родственникам на ст. Уштобе. Здесь, в 1948 году окончил 10 классов средней школы. Однако, в связи с материальным затруднением, Кадырша не стал поступать в ВУЗ, а устроился на работу старшим кондуктором поездов Матайского отделения железной дороги. Проработав один год, Кадырша по состоянию здоровья уволился и с сентября 1949 года устроился на работу в качестве учителя средней школы №16 г.Уштобе, где он проработал вплоть до 1953 года т.е. до поступления в Алматинскую консерваторию.

Надо сказать что предшествующие годы, детские и юношеские прошли в тесном соприкосновении с музыкальным искусством своей родины, благодатной земли края Жетысу, издревле славившейся богатыми музыкальными традициями, и в особенности народно - профессиональной песенной культурой. Эти годы были обозначены проявлением и развитием природного музыкального таланта будущего композитора.

Живя в детском доме и учась в школе, Кадырша с ранних лет увлекся музыкой, пением и игрой по слуху на домбре, мандолине, активно участвовал во всех культурно - массовых мероприятиях, непременный участник школьных смотров, художественной самодеятельности. Он любил на инструментах импровизировать, подолгу заниматься музыкой, вслушиваясь в отдельные звуки, строя аккорды и вслух воспроизводя услышанную мелодию. Кадырша, часто слушая по радио в исполнении казахского оркестра народных инструментов им.Курмангазы точно воспроизводил их, подбирая по слуху такие кюй, как Балбырауын, Адай, Каражорга и другие. Так же он воспроизводил по слуху все популярные песни и пел их в собственном сопровождении. Ведь именно благодаря этим качеством как «слухач» смог преподавать уроки музыки и пения в процессе работы учителем в школе. Все друзья, коллеги и старшие товарищи, восторгаясь его музыкальным талантом, советовали поступать в музыкальный ВУЗ.

И вот, в 1953 году, молодой Кадырша в возрасте 23 лет, без музыкального образования, блестяще сдав творческий экзамен: пением и игрой на домбре покорил комиссию и был принят в Алматинскую консерваторию им.Курмангазы на факультет народных инструментов по классу домбры.

Кадырша, в стенах консерватории окунается в мир музыки, впервые сталкивается с нотной грамотой и музыкальным инструментом - фортепиано. Он, жадно впитывает все что звучит, с упоением занимается теорией музыки, гармонии, сольфеджио, изучает историю музыки и много слушает музыку.

Его природный музыкальный слух помогает быстро осваивать музыкальную грамоту и музыкальный репертуар. Одним из первых педагогов по инструментовке и дирижированию был уже известный в то время Заслуженный деятель искусств, композитор Л.Хамиди. Именно, этот педагог обратил внимание на способности Кадырши в области сочинения музыки. Способный студент стал брать уроки и консультации по композиции, каждый раз приносил своим пробы мелодии песен и кюйев. Л.Хамиди, каждый раз поощряя в этой области начинающего композитора, посоветовал ему перевестись на композиторское отделение. Воодушевленный Кадырша, уже мечтал быть композитором, согласно рекомендации Л.Хамиди, а также заявления и одобрения комиссии был переведен на 3 курс композиторского отделения и зачислен в класс композиции Народного артиста КазССР Е.Брусиловского. Разумеется, на композиторском отделении требовалось огромной отдачи и комплексных музыкальных знаний, однако, Кадырша, одержанный мечтой и целеустремленностью, старался оправдать доверие своего педагога и мэтра казахской профессиональной и музыки.

Ежедневные занятия с раннего утра до позднего вечера, жизнь в общежитии на окраине города, маленькая стипендия и скудное питание, все это сказалось на его здоровье. В 1956 году по состоянию здоровья, связи с болезнью Кадырша был вынужден взять академический отпуск, вернулся на учебу через год. За время отпуска он продолжал творческую деятельность, работал преподавателем детской музыкальной школы г.Талдыкоргана по классу специального фортепиано и теоретическом дисциплинам. Через год вернувшись в консерваторию, Кадырша вновь окунулся в творческий мир, напряженная учеба, контакты с выдающимися в то время композиторами М.Толебаевым, Е.Брусиловским, А.Жубановым, Е.Рахмадиевым, Л.Хамиди, посещения оперного театра и филармонические концерты - все это, несомненно сказалось на воспитание и формирование будущего композитора. Однако, трагическая смерть оборвала жизнь молодого, начинающего талантливого композитора, так и не закончив консерваторию. За время учебы в консерватории на отделении композиции, студент Кадырша, помимо учебно - творческих заданий, создал ряд произведений в основном вокальных песен и романсов высокохудожественные по форме и стилю. Они вышли в печати и исполнены мастерами искусств в записи и трансляции по Казахскому Республиканскому радио. Все эти произведения были допущены и одобрены Союзом композиторов Казахстана.

Для композитора, не достигнувшего и 30-ти лет жизни слишком малый срок, чтобы выучиться, получить высшее профессиональное образование, плодотворно созидать и оставить значительное музыкальное наследие, начиная с песни и кончая оперой, как это сделал выдающийся композитор, наш Мукан Толебаев.

Земля Жетысу, в лице К.Курманова земляка, ученика и последователя М.Толебаева могла бы обогатиться новыми вершинами творчества этого глубокого и тонкого таланта, самородка из народа, подававшего большие в своем творческом развитии, но увы, этим ожиданиям не суждено было сбыться. Внезапная смерть прервала творческий полет Кадыршы Курманова, как промелькнувший метеор на музыкальном небосклоне, но и то, что он оставил нам, потомкам, всё его творчество пронизано извечно силой красоты, добра и человечности. Нам, потомкам, Жетысуцам этот миг надо помнить и сохранить его память.

Автор:
Валитов Г.Г. Айнеков М.С. ДМШ им.Н.Тлендиева г.Талдыкорган