Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Школьный террариум


19 октября 2015, 04:53 | 1 523 просмотра



С началом нового учебного года разразились два крупных скандала, связанных с проявлением детской жестокости и насилия в казахстанских школах. Не то чтобы это уже тенденция, но мы все чаще сталкиваемся с такими случаями, что не может не тревожить. Обозреватель САМ беседует на эту тему с человеком, отдавшим немалую часть своей жизни школьной педагогике и хорошо знающим тему изнутри. По понятным причинам он пожелал остаться инкогнито.

Насилие - не норма, но реальность

- Скажите, в наших школах насилие есть?

- Да, есть. Разное - и физическое, и психологическое. Это проявляется в разных формах: драки, просто унижение достоинства друг друга путем психологического прессинга. Такие ситуации часто возникают, когда в класс приходят новые ученики. И детский коллектив таким "своеобразным" способом пытается проверить новичка на прочность, на выдержанность, на психологическую устойчивость. Явление это носит повсеместный характер и существует практически в каждой школе и в каждом классе.

- Приходилось слышать мнение, что насилие в современной школе стало нормой. Что вы думаете по поводу такой постановки вопроса?

- Я считаю, что это не столько норма, сколько реалии нашей жизни. В плане того, что для наших детей это становится некой формой самореализации. Одна из тенденций современной жизни состоит в том, что большинство взрослых (будь то родители или учителя) живут как бы в своем замкнутом мире. Первые озабочены тем, как заработать. Учителя же, с моей точки зрения, в большинстве своем не стараются особо вникать в проблемы своих учеников. А раз так, то это уже и не совсем учителя, а просто какие-то урокодатели. Между тем учитель должен не оставлять без своего внимания ни одного ребенка. Необходимо не просто следить за успеваемостью и дисциплиной своих учеников, а знать его жизнь изнутри: чем он живет, чем дышит, что волнует и тревожит его. Не зная этих вещей, учитель не будет иметь представления о том, кто сидит у него в классе.

Современные родители любят рассуждать о том, что именно мы - школа и учителя - должны воспитывать детей. В принципе, это правильная постановка вопроса, но при этом как-то забывается, что основы воспитания закладываются все-таки в семье. А потому очень важно, чтобы родители и учителя работали рука об руку. Но, как это ни печально, я с полной ответственностью могу заявить, что практически ни в одной школе вы не встретите конструктивного тандема "родитель - учитель".

Да, есть классные руководители, но зачастую их работа носит откровенно дежурный характер: контроль за посещаемостью и успеваемостью. А ведь есть неплохой и достаточно эффективный опыт работы прежней эпохи. Например, тот же "совет отцов". Пропустил ребенок без уважительной причины занятия или попросту сбежал с уроков, тут же вызывали родителей для выяснения причины. Казалось бы, частный момент, но очень важный в плане профилактики тех же правонарушений. Сегодня такой формы работы практически нет либо он отодвинут на последний план.

Школа нуждается в поддержке

- А это не связано с тем, что как-то незаметно, исподволь наша школа становится казенным предприятием по предоставлению образовательных услуг, и из нее уходит сугубо воспитательная функция?

- Да, воспитательный аспект работы в сегодняшней школе фактически пущен на самотек. Как это ни странно, но сегодня никто не помогает ей в плане профилактики детской жестокости в школах и вне нее. Если бы проводились какие-то семинары, на которых узкопрофильные специалисты учили школьных учителей распознавать косвенные признаки неуправляемой детской агрессии… Но этого нет и в помине. В итоге каждый учитель варится в собственном соку. Один учитель пытается что-то в этом плане сделать, а другой, увы, просто закрывает на все глаза.

И хотя учителя изучают предмет "психология" и имеют представление об основах детской психики, сегодня этого мало.

- Вы имеете в виду, что современные учителя не совсем владеют методикой такой дисциплины, как конфликтология?

- Да. Таких навыков нет, а они бы не помешали учителям в практической работе. Тем более в аспекте особенностей проявления современной детской психологии. Не зря же конфликтология возникла как отдельная научная отрасль. А если вспомнить, что любой детский коллектив имеет ощутимый конфликтогенный потенциал, то кому, как не школьным учителям, необходимо владеть методологией предупреждения их возникновения? Но ни общество, ни государство об этом как-то не задумываются. А как только случается какое-то ЧП, "стрелочниками" стопроцентно объявляются именно учителя.

Даже если в современных педвузах и преподают основы методики разрешения гипотетических конфликтных ситуаций, пути их преодоления, но, как правило, начинающие учителя в большинстве своем не умеют применять их на практике.

Инкубация и всходы жестокости

- Школа делится на три звена - начальная школа, среднее звено и старшие классы. На какой стадии начинает проявляться жестокость детей по отношению друг к другу?

- В начальную школу ребенок приходит спокойный и адекватный, практически во всех штатных и нештатных ситуациях он ведет себя нормально. Что происходит дальше? На мой взгляд, мы сами в какой-то степени способствуем тому, что ребенок становится жестоким. Приблизительно с класса 3-го возрастает психологическое давление на него.

Мы постоянно делаем ему замечания за поведение, промахи, невыученные уроки и т.д. Таким образом, происходит подавление психики ребенка, он начинает возбуждаться и, чтобы доказать нам обратное (в том смысле, что он не такой, каким его преподносят), начинает проявлять агрессию.

В среднем звене атмосфера вокруг ученика меняется коренным образом. Появляется много новых предметов и, соответственно, много новых учителей. И тут дает о себе знать старая школьная болезнь, когда у каждого учителя появляются свои "любимчики" и, скажем так, "нелюбимчики". Такая метаморфоза также очень сильно влияет на детскую психику. Как результат, именно в среднем школьном звене (приблизительно с класса 6-го) происходит заметный всплеск проявления детской жестокости.

Условно говоря, начальная школа - это своеобразный "инкубационный" период, а в средней школе всходят "ростки". В старших классах этот процесс приобретает почти лавинообразный характер.

Утерянная связь

- Наверное, все-таки корни этого явления кроются не только в школе?

- Однозначно. Ребенок не приходит в школу из какого-то вакуума. Любая внутрисемейная конфликтная ситуация отражается на его состоянии и реакциях в школе. Ведь не секрет, что большинство родителей заняты своими проблемами - работа, необходимость зарабатывать деньги, текущие проблемы и т.д. Как правило, ребенок стоит, увы, в конце этого списка. По моим наблюдениям, сегодня среднестатистический родитель уделяет своему ребенку максимум час времени. И то не всегда. Но этого очень мало, чтобы прочувствовать ребенка, понять его проблемы и тревоги. Разве что элементарно проконтролировать его, сделал ли он уроки, какие получил оценки, где он находится, чем занят. Увы, но такова реальность. И если ребенок не доставляет особых хлопот, то он фактически остается вне зоны интересов родителей.

Многие родители не понимают, что их ребенок нуждается в простом внимании. Когда же этого нет, у него возникает ощущение, что он никому особо не нужен. Отсюда стремление хоть как-то выразить свое "Я", но при этом ребенок не знает, как это сделать. И проявление агрессии - один из способов, в котором маленький человек видит путь своего самовыражения и самоутверждения. Не думаю, что открываю для кого-то Америку, но все обстоит именно так.

Нередко детская жестокость проявляется из-за отсутствия возможностей конструктивного самовыражения в правильном русле - в спорте, в кружках по интересам, еще в каких-то формах. Школьные учителя не успевают охватить всех учеников, родителям некогда, а результат известен. Поэтому очень важна взаимосвязь между школой и родителями, а она почти утеряна.

Эволюционный сбой на фоне "чернухи"

- А что скажете по поводу влияния внешней среды?

- Ну, это бесспорно - Интернет, телевидение. Ведь там много бесполезной, бессмысленной и зачастую негативной информации. Все эти компьютерные игры, все эти "стрелялки", "убивалки" и прочий мусор. То, что дети видят в виртуальном мире, они стараются перенести или попробовать в мире реальном. Таков закон возраст­ной психологии.

К тому же вся атмосфера современной жизни насквозь пропитана флюидами насилия и жестокости. Причем я имею в виду не только интернет и зарубежные фильмы. Взять те же новостные программы - там же однозначно превалирует "чернуха": там убили, здесь застрелили, еще где-то расчленили. Вопрос: а где отечественные программы про культуру? Потом мы удивляемся: откуда эта жестокость в наших детях?..

Дети впитывают все, что им дают родители, школа, окружающая действительность. И если им никто не дает позитивной информации, не показывает положительных примеров, не объясняет преимуществ светлых сторон жизни (а они же есть вокруг нас, как бы тяжело ни было) - как у него будет развиваться позитивное человеческое и личностное "Я"?

Пока же на сегодняшний день психология наших детей формируется в общей атмосфере страха, насилия, неуверенности в завтрашнем дне, недоверия к базовым институтам общества. И временами возникает такое подспудное ощущение, что все это делается преднамеренно. А ведь изначально психика любого нормального ребенка настроена исключительно на восприятие только позитивного. Кто виноват, что на каком-то этапе происходит своего рода эволюционный сбой? Думаю, что только мы, взрослые. И учителя, и родители, и остальная часть общества.

Многим невдомек, что наши дети элементарно боятся подойти к нам со своими проблемами. Например, разве секрет, что в школах существует практика нелегальных поборов? И зиждется она на банальном страхе, в котором держат учеников те, кто этим занимается. Кто-нибудь задумывался, почему ребенок боится рассказать об этом?

Ему страшно, что, если он пожалуется, его затем поймают и изобьют. Но если бы у нас была разработана система выявления организаторов такой мерзкой практики и последующего показательного наказания, то это явление быстро сошло бы на нет. Неужели наши соответствующие структуры не в состоянии провести такую работу? Лично я никогда в это не поверю.

Если бы дети, подвергающиеся такой форме унижения, знали и были уверены, что нет ничего страшного в том, чтобы прийти и рассказать обо всем, что это никакое не "стукачество", что ты никого на "сдаешь", что ты просто рассказываешь о вещах, которые отравляют твою жизнь! Но этого ничего нет, и поэтому у наших детей формируется "вывернутая" психология, с ложными ценностями, фальшивыми идеалами, неконструктивными жизненными установками. И потому они боятся, что их осмеют, подвергнут остракизму, навесят на них ярлык труса и ябеды.

По большому счету, детская жестокость - это подсознательное моделирование детьми взрослого общества. Дети видят, что происходит в жизни взрослых, и черпают все оттуда. Они впитывают все увиденное, услышанное и пытаются повторить, но уже на своем уровне.

Где же ты, инспектор?..

- С недавних пор в наших школах ввели штатные единицы инспекторов по делам несовершеннолетних. Их работа не внесла позитивную тенденцию в плане упреждения проявлений дет­ской жестокости?

- К сожалению, нет, серьезного перелома не произошло. Скажу откровенно и честно: на данном этапе наши инспектора работают не на качество, а на количество. Ситуация следующая. Инспектор сидит в школе и получает установку в течение полугода выявить и поставить на учет ИДН пять человек. Такова суть его работы. Она больше направлена на банальную отчетность.

Считаю, что если бы их работа была ориентирована на искоренение и профилактику правонарушений, а не на то, чтобы как можно больше детей поставить на учет за какие-то провинности, то толку было бы больше. Во многих школах инспектора вообще не появляются, и любой директор в приватной беседе подтвердит это. Правда, зачастую это происходит не из-за нерадивости самих инспекторов. Просто их часто задействуют по линии УВД города на других направлениях, а школа остается как бы на остаточном принципе.

Работа большинства инспекторов оставляет желать лучшего. Пройдитесь по школам и спросите, как часто они читают профильные лекции, проводят профилактические беседы. За все годы, с момента их появления в школах, я могу вспомнить только одного инспектора, который был на своем месте. Потому что он работал каждый день, в тесном контакте с администрацией школы, всегда находился в гуще школьной жизни, знал в лицо и детей, и их родителей. Стоило ему уйти, и все вернулось на круги своя. Исходя из наблюдений, большинство инспекторов приходят в школы пересидеть год-другой, а потом уйти на новое место работы. Ощутимой организаторской помощи от инспекторов в школах нет.

Зарисовки с натуры

- Влияет ли на проявление детской жестокости социальный фактор?

- Влияет. Парадокс заключается в том, что случаев проявления жестокости больше наблюдается с участием детей из обеспеченных семей. В одной из центральных школ нашего города несколько лет назад произошло ЧП, когда два старшеклассника организовали вооруженное разбойное нападение на квартиру. Причем организатором преступления выступил ребенок из обеспеченной семьи, а его соучастник был как раз из социально уязвимых категорий населения.

В этой связи хотелось сказать еще об одной тревожащей тенденции. Зачастую обеспеченные родители банально "откупаются" от своих детей - деньгами, вещами: "лишь бы он не трогал нас". Но эти горе-родители не понимают или не хотят понять, что такой подход портит детей еще больше. Так делать нельзя ни в коем случае! Это путь в никуда. Чем больше ребенок получает незаслуженных благ, тем выше становятся его запросы. И, чтобы удовлетворить их, такие баловни судьбы пускаются во все тяжкие.

- Школьная "дедовщина" имеет место?

- Год на год не приходится. Бывали ситуации, когда старшие школьники заставляли работать на субботниках вместо себя других. Но такие вещи упредить легче, потому что это сразу бросается в глаза. Все зависит от того, как администрация и учителя организовывают внешкольные и внеклассные мероприятия. Если есть четкая организация и строгий контроль, никаких эксцессов не бывает.

Откуда берется школьная "дедовщина"? Из дворов, а дворовые установки перебороть очень даже непросто. А еще она подпитывается из некоторых других сегментов общественных отношений.

- Как педагог, вы можете объяснить природу жестокости среди старшеклассниц?

- Может, я скажу странную вещь, но, по моему мнению, это связано с феминизацией общества. Ведь не секрет, что современное общество - это общество самоутверждающихся женщин. И эта тенденция не могла не отразиться на психологии современных девочек и девушек. Отсюда психологический прессинг, которому старшеклассницы, да и не только они, подвергают своих ровесниц. Бывает, и драки случаются. А чему тут удивляться? Ведь из жизни уже давно ушло такое понятие, как воспитание женственности. И хотя в казахстанских школах есть специальная программа по воспитанию девушек, но она пока еще не очень глубоко проработана и не дает должной мотивации.

Издержки школьного матриархата

- А такой фактор, как малочисленность, а зачастую отсутствие в школах учителей-мужчин влияет на рост проявлений детской жестокости? Все-таки, если бы учителей-мужчин было больше, то, соответственно, было бы больше мужского начала в воспитательной работе…

- Тут даже нечего обсуждать, настолько все очевидно. И проблема эта многократно поднималась на школьных педсоветах. В лучшем случае в отдельных школах нашего города учителя-мужчины составляют порядка десяти процентов от общей численности учителей. Подчеркиваю, в лучшем случае. А так и того меньше. А какой мужчина пойдет работать в школу при сегодняшних зарплатах?

В школах, где есть муж­ское ядро, учителя-мужчины поголовно входят в советы по профилактике правонарушений, и это, смею вас заверить, дает должный эффект. В любом случае дети сразу чувствуют, что в школе появилась мужская рука, и это очень важно в плане профилактики негативных моментов. Строгая учительница и строгий учитель - это все-таки немного разные вещи. Мужское начало в школах необходимо и важно.

Спасительная триада

- Каков ваш прогноз по поводу наблюдаемой тенденции? Она будет сохраняться или все же пойдет на убыль?

- Хотелось бы подчеркнуть следующее. Если правильно выстроить воспитательную работу в школе, если заниматься профилактикой внутришкольных и межподростковых конфликтов, если иметь штат квалифицированных школьных психологов и социальных работников, то тогда проявления детской жестокости можно будет если не искоренить, то хотя бы упредить. Это мое глубокое убеждение.

Но воспитательная работа должна быть построена так, чтобы в ней не были задействованы только лишь школьные педагоги. Здесь должна быть связка "школа - родители - общество". Или "родитель - учитель - ребенок".

Если мы не создадим или не возродим жесткой и эффективной воспитательной системы в школах в триаде, о которой я уже сказал, то негативная тенденция будет нарастать. Если родители и учителя будут зациклены только на зарабатывании денег, то тенденция также будет нарастать. И об этом стоит задуматься уже сейчас. Необходимо кардинально пересмотреть формы и содержание воспитательной работы в школах. Она однозначно отстает от существующих реалий.

Сейчас в школе этим занимаются один завуч по воспитательной работе, один социальный педагог, плюс один психолог. Но этого явно недостаточно. Должна быть большая группа социальной службы, как, например, в школе №105, в штате которой три социальных педагога. И когда у них случается какой-то инцидент, то с детьми и родителями работают именно социальные педагоги.

А в обычных школах только один социальный педагог, которого загружают и основной работой, и массой побочных дел. И у него фактически не остается времени заниматься своей непосредственной работой. В каждой школе должно быть по два-три социальных педагога, два-три психолога. Только тогда будет иметься возможность охватить всех детей.

Как педагог, я не снимаю со школ и учителей их долю ответственности за обсуждаемое нами явление. Да, есть недоработки, где-то недоглядели, а где-то проявили равнодушие. Но школа не есть замкнутая система. Свою долю ответственности должны признать и разделить с нами и родители, и общество. Только совместными усилиями можно будет повернуть тенденцию вспять.

Автор:
Кенже Татиля. «Central Azia Monitor».