Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО СЕРДЕЦ…


11 декабря 2015, 04:05 | 2 224 просмотра



Вы когда-нибудь встречали человека, который всю свою жизнь неустанно находится в поисках гармонии с окружающим миром. Во всем: в личной жизни, в работе, в общении с людьми. Человека, неутомимо пытающегося найти повсюду только лучшее, нужное, полезное? Не встречали? А мы встретили. И сегодня расскажем вам, уважаемые читатели, ее отнюдь не простую, но довольно интересную историю...

Людмила Сеитовна Кенжегарина - преподаватель общественных дисциплин, таких как: история, культурология, философия, социология, политология, религиоведение и экономика. Всю свою жизнь она была преподавателем и по сей день, будучи уже на пенсии, имея за плечами огромнейший багаж опыта и знаний, она остается неизменна в своем профессиональном предпочтении. С первого взгляда и с первого слова ее собеседник отметит, что довольно редко, в наше время, можно встретить столь благовоспитанного, высокообразованного, интеллигентного человека, который при всем при этом остается скромным и ведет с вами беседу так мягко, что как говорится "слушал бы и слушал". Тем более что в рассказе Людмилы Сеитовны о себе, есть немало интересного. Но обо всем по порядку...

Либо я найду свой путь, либо проложу его сам. Ф. Сидней

- Мы попросили нашу собеседницу рассказать нам о своем детстве и о том, почему она выбрала для себя профессию учителя?

- Большую роль в том, что я стала преподавателем, сыграла моя первая учительница Валентина Ивановна Старикова. Она была из тех людей, о которых говорят: "Учитель от Бога...". Будучи учителем начальных классов, Валентина Ивановна практиковала интересную методику: отправляя в среднее звено один класс, и возвращаясь к обучению первоклашек, она брала несколько пятиклассниц и назначала их вожатыми к новопришедшим малышам. Не знаю, почему она выбрала меня, но я, перейдя на обучение в пятый класс, по ее просьбе стала вот такой вот, пионервожатой. Помню, что мне нравилось помогать ребятам, а они очень быстро меня полюбили и всегда радушно приветствовали. Я помогала им по различным предметам, и уже тогда заметила, как мне нравится разъяснять, раскрывать этим детям, то, чего они еще не знали, хотя и у самой знания были не велики, - смеясь, рассказывает нам Людмила Сеитовна.

- Именно тогда я и определилась с будущей профессией, и больше никогда даже не рассматривала для себя что-то другое. Стать учителем, было не только мечтой, это превратилось в мою основную цель. Я чувствовала в этом свое призвание...

До девятого класса наша собеседница проучилась в Железнодорожной школе № 51 города Уштобе. Но в силу семейных обстоятельств выпускной класс в 1969 году окончила в городе Талдыкорган, после чего не раздумывая, поступила на исторический факультет в КазГУ.

- Набранных мною баллов хватило только для поступления на казахское отделение, - вспоминает Людмила Сеитовна. - Я знала, что для меня это будет слишком сложно и поступила на заочное отделение, параллельно работая вожатой в школе им. В.И. Ленина. Но чуть позже поняла, для того чтобы стать хорошим преподавателем истории, обучаться на заочном отделении не достаточно. Ведь ты практически проходишь мимо самого интересного: многочасовых лекций - рассказов, музейных практик, археологических раскопок и многого другого. Если бы я училась на заочном отделении, то возможно никогда не увидела бы Бухару, Самарканд, Ташкент и другие исторические города, в которых мне довелось побывать. И поэтому решение перейти на очное обучение, было на тот момент самым правильным.

- Людмила Сеитовна, поделитесь с нами наиболее ценными воспоминаниями о своих студенческих годах?

- Период учебы и параллельной работы вожатой, пожалуй, наиболее сильно запомнился мне тем, что я повстречала замечательных людей, повлиявших на мое профессиональное становление. К примеру, всегда останусь благодарна директору школы им. В.И. Ленина тех годов, Федору Петровичу Рачкован, который поддерживал меня и многих преподавателей во всех начинаниях и замыслах. А также навсегда запомню своего преподавателя с университета Сару Абунасыровну Касыболатову, которая однажды произнесла фразу, заложившую в моем сознании идею: каким же должен быть настоящий учитель?

-Я помню, как однажды, во время ее занятия, наша группа сильно расшумелась, наверное, в силу возраста и энтузиазма. Нас было немало и мы ее практически не слушали, и тут она без криков, но довольно громко сказала: "К огромному сожалению, я знаю, что не все из вас станут достойными преподавателями, но я сейчас, изо всех сил, стараюсь ради тех, кто все же хочет стать таковым..."! Именно эти ее слова заставили меня задуматься о том, как стать достойной внимания своих преподавателей, и в будущем стать достойной уважения своих учеников?! И я думаю, что каждому из тех, кто выбирает обучение других людей своей профессиональной деятельностью, тоже стоит об этом подумать...

- А что ожидало Вас после окончания университета?

- После окончания КазГУ устроилась на работу, но признаться, труд не был для меня чем-то новым, ведь я всегда была в деле... Работала в детском дворовом клубе, преподавая танцы, была пионервожатой в летнем лагере. Еще в начале карьеры, я поняла: какой же это нелегкий труд, быть учителем! На наших плечах помимо огромной ответственности за каждого обучаемого тобой ребенка, лежит множество обязанностей, невыполнение которых может привести к определенным последствиям. Осознавая это в полной мере, я начала думать, как сделать этот труд посильным для преподавателей и как освободить их от ненужной и лишней работы? И знаете, я ведь на тот момент даже предположить не могла, что эти размышления впоследствии и станут неким, своего рода смыслом моей жизни...

- Расскажите об этом?

- С радостью. Однажды когда я уже работала в медицинском колледже города Талдыкорган, на свое занятие я решила пригласить одного из сильнейших преподавателей в городе, свою бывшую одноклассницу Наталью Геннадьевну. Она радушно согласилась и внимательно наблюдала за процессом занятия. После чего, я с огромным энтузиазмом спросила ее: "Наташа, ты видела, как я работаю, как замечательно отвечают мои ученики?". На что услышала ее строгий ответ: "Ну и что? Все так работают. Все учителя работают только с активными и сильными учениками..."! Ее слова поразили меня на столько, что я просто не знала, что ответить. Ведь действительно, я не замечала, что у меня на занятиях были активны только определенные ученики, а большинство просто предпочитали, молча наблюдать. И тут к моим мыслям об освобождении преподавателей от лишнего труда, прибавилась еще одна: как задействовать всех студентов, чтобы даже самые пассивные из них проявляли себя? Изначально у меня появилась технология, которая называлась "РИНГ" - работа инициативными группами, но позже я заметила, что «игра не стоит свеч». И мне пришлось отказаться от нее. Обе проблемы не давали мне покоя, пока однажды обучая студентов основам экономики, мне не довелось познакомиться с технологией "Канбан", которую успешно использует японская фирма по производству автомобилей "Toyota".

Новое начало привычного старого

- Разве имеет данная технология что-то общее с обучением студентов?

- С первого взгляда, не имеет, но именно это стало моим собственным открытием. Изучая технологию "Канбан" я поразилась тому, что компания, использующая ее во всех сферах своей деятельности, имела продуктивность в 100 раз лучше, чем остальные подобные компании. Возник обычный человеческий интерес, я прочла множество литературы и когда поняла смысл данной технологии, вдруг представила ее аналогичное действие в нашей системе образования. Изначально, это казалось чем-то нереальным, однако, позднее когда я внедрила некоторые аспекты технологии "Канбан" в учебный процесс, и поняла, что ее усовершенствование - является ответом на все мои вопросы и решением множества проблем отечественного образования.

- В чем же суть внедренной Вами технологии?

- Это удивительно, но "Канбан" пробовали внедрять в производство множество стран, однако успешно применить смогли только японцы. Думаю здесь свою роль сыграл их менталитет. Дело в том, что основными аспектами данной технологии являются такие принципы как: "Точно во время", "Не делай ненужной работы...", и так скажем «Нетерпимость к излишнему бумаготворчеству и всему, что усложняет процесс производства». Эти три принципа, я взяла за основу. К примеру, метод "точно в срок". Как применить его на занятиях? Для начала отмечу, что технологию «Канбан» можно применять и в школах и учебных учреждениях других уровней. Давайте для примера возьмем обычный школьный урок. Всем учителям известно насколько сложно за 45 минут, проверить домашнее задание и объяснить ученикам новую тему. Ты не успеваешь опросить всех и в итоге, как я уже говорила выше, у тебя на уроке работает определенная инициативная группа, а другие ученики остаются "не при делах". Но когда я написала свою методическую разработку и стала применять технологию "Канбан" на занятиях, все кардинально изменилось! Работая в школе, я делила 45 минут урока на: 20 минут - опрос домашнего задания и 25 минут - объяснение новой темы (в колледже времени в 2 раза больше). Распределила класс на группы, каждая группа выбирала своего капитана, после чего все до единого получали четкие цели, задачи, а также я ограничила время ответов. В школе по опросу домашнего задания один ученик отвечал буквально по минуте. И ребята укладывались «точно во время».

- Если говорить в общих чертах, то основные выгоды, полученные при внедрении технологии «Канбан» это: домашние задания ученики стали выполняться на 90-100%; интерес к предмету вырос до 80-100%; средняя успеваемость в группе по предмету выросла с 3.5- 4 до 4-4.5 баллов; загруженность преподавателя снизилась более чем в два раза; повысился уровень самомотивации и интерес к самообразованию учащихся; задания из урока в урок стали выполняться качественнее, рациональнее и эффективнее. Также здесь формируется умение организовывать не только свою деятельность, но и деятельность всей группы, но самое главное для учителей это то, что организационный этап на уроке сократился до одной минуты!

- Не подрывает ли подобная экономия времени качество получаемых учеником знаний?

- Нет, учитель здесь выигрывает, как и ученики. Даже больше, их ответы становятся четкими, конкретными, все как говориться, по полочкам и под контролем. Когда я увидела «Канбан» в действии, моему удивлению не было предела! Я признаться сама не ожидала, что дети, которые обычно предпочитают, молча выполнять письменные задания, и которых все привыкли воспринимать как молчаливых, не инициативных троечников, начинают активно участвовать в занятии, и подтягивают уровень успеваемости. Это было моей первой победой!

- Интересно, а что же помогает "не отвечающим ученикам" активизироваться именно на Ваших занятиях?

- Я думаю, формальное отсутствие учителя... Учитель на таком занятии не проверяющий, как мы привыкли думать, а наблюдатель, помощник, союзник. К тому же из-за работы в группах ребята понимают, что отвечать здесь придется всем без исключения, а благодаря тому, что они изначально получают четкие задания, они уже знают очередность своего выступления. К примеру, после объяснения новой темы идет закрепление, и тут один раскрывает цель урока, второй рассказывает главное в теме, третий дополняет, четвертый делает выводы. Каждому определенное задание, справиться с которым не составляет труда и не отнимает много времени, а когда, отвечая один за другим, ребята видят, в какую картину складывается этот пазл, их глаза загораются живым интересом, потому что это сделали они сами. Самостоятельно изложили домашнее задание, совместно с учителем раскрыли для себя новую тему урока и самое главное все уловили. Плюс ко всему здесь неплохую роль играет здоровое чувство конкуренции, сопровождаемое вопросом: как это все могут, а я нет? Все участвуют в процессе, и никто не хочет выбиваться. Технологию можно применить на всех, будь это ученик начальных классов в школе или студент колледжа, ВУЗа. Каждый раз, когда я использовала технологию "Канбан" на своих занятиях, то ощущала складывающееся чувство ритма. Как заведенный конвейер... Это интересно! Интересно в первую очередь самим ученикам. Они начинают проявлять инициативность, а разве это, не то чего добивается вся система образования?

Кстати должна заметить, что аналогичная ситуация складывается и на семинарах, которые я провожу среди самих преподавателей. Реакция практически одинаковая. Только учителя радуются больше потому, что понимают насколько технология "Канбан" облегчает им работу. Сколько времени они экономят, сколько проблем обходят стороной.

- Есть ли минус в Вашей технологии?

- Я часто слышу этот вопрос на семинарах. Вы знаете в технологии "Канбан" нет как таковых минусов. Но признаюсь, в ней есть трудности. Для того чтобы полностью применить технологию, сам преподаватель должен обучиться ей, и уже потом обучая вырабатывать навык у своих учеников. Даже самый профессиональный педагог, будет, как минимум месяц осваивать технологию. Месяц, нужен для того, чтобы привести в действие системообразующий фактор. Каждый год в медицинском колледже, я работала с новой группой. Приходят ребята, и ты говоришь им: на моих занятиях, мы будем работать по технологии "Канбан" и месяц я учила их работать по ней, хотя я сама, автор этой технологии.

«Это необходимо передать людям»

- Выходит, что Вы изобрели новую обучающую технологию, которая очень просто решает насущные проблемы отечественного образования, освобождая учителей и при этом улучшая качество образования. Можно узнать пробовали ли Вы рассказать о своем открытии вышестоящим инстанциям?

- Да, я действительно надеялась быть услышанной и понятой своим собственным Министерством, пыталась донести до них, что "Канбан" - это и есть решение множества проблем, но каждый раз, когда я приходила и пыталась чего-то добиться, мне говорили: "Мы же вам не мешаем, работайте!" Я делала несколько попыток, но безуспешно. И действительно, все, что мне оставалось – это работать самостоятельно. Пока я преподавала, то не могла в полной мере продвигать «Канбан». Проводила семинары только на каникулах. Так продолжалось до тех пор, пока я не вышла на заслуженную пенсию и не написала собственную книгу…

- На начальном этапе, я базировалась только лишь на методические рекомендации. Однажды на одном из моих семинаров присутствовала кандидат педагогических наук, доцент кафедры содержания методов обучения Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Валентина Тихомирова. Она, молча, слушала все то, что я рассказывала и объясняла, а в конце подошла ко мне и попросила дать ей на один день свою методическую разработку вместе с рекомендациями. На следующий день она пришла и сказала мне: «Людмила Сеитовна, пишите книгу! Ваша технология – уникальна! Это все необходимо передавать другим людям…». Она с радостью написала рецензию к моей технологии, в которой говорилось, что ««Канбан» - это достижение в области дидактики и технология может быть представлена для широкого профессионального изучения и внедрения в практику учебных заведений всех уровней системы образования». Естественно меня очень обрадовала и вдохновила ее реакция, я начала светиться этой идеей, стала, уверена в себе и приступила к написанию книги под названием «Модель учебного сотрудничества в тянущей технологии «Канбан»». Она вышла в свет в 2000 году.

«Методику можно пояснить, технологию нужно видеть...»

- Проводить семинары – дело не из легких. Будь то школы, колледжи или ВУЗы. Я свою технологию начала внедрять с города Талдыкорган непосредственно с медицинского колледжа. И здесь хочу высказать огромную благодарность директору медицинского колледжа Серику Максимовичу Джансенгирову, за то, что он, не смотря на сложности, поддержал меня и не отверг мое нововведение.

Должна отметить, что «на ура» проходят семинары в педагогических ВУЗах, ведь там и преподаватели и студенты понимают, что имеют прямое отношение к данной технологии. Это, можно сказать, их «ежедневный хлеб». Но и другие учебные заведения начинали всерьез интересоваться технологией «Канбан». К примеру, после проведения семинара в Республиканском медицинском колледже в городе Алматы, преподаватель стоматологии Елена Индершиева стала преподавать свои занятия, по моей методики.

- Когда Вы приходите в то или иное учебное заведение, с чего начинаете свои семинары.

- Во-первых, я сразу говорю, что если объяснять «Канбан» на словах, уйдет слишком много времени. Поэтому я прошу познакомить меня с двумя учителями и уже у них прошу разрешение провести одно или два занятия по теме, которую они мне предоставят, но по моей технологии. Такой подход намного упрощает разъяснение всех нюансов. Получается своего рода интегрированное занятие, на котором я слежу за методикой, а их преподаватель за содержанием. Единственный барьер в моих семинарах – это языковой. Я провожу семинары на русском. Однако стала замечать такую тенденцию: в Казахстане языковой барьер особо никому не мешает, и не останавливает человеческого общения. Ярким примером этому, был Шымкент, где я проводила семинар на русском, для казахоязычных учителей, они слушали, понимали, но отвечали на казахском и вопросы задали на казахском, а я их понимаю, но разъяснение веду на русском. Слаженно, прекрасно, не в каждой стране такое встретишь.

- Также огромную роль в поисках продвижения технологии «Канбан» сыграла моя поездка в Белоруссию. Я проработала там две недели, но до сих пор благодарна тем преподавателям, которые участвовали в моем семинаре. Помню, как одна из учителей заявила: «Мне так хочется поскорее окончить эти курсы, чтобы быстрее начать работать по вашей технологии!». Я посчитала это своей личной победой, и думаю, что имела право. Ведь это было не так легко решиться поехать в другую страну, с чем-то новым, неизвестным и начать доказывать людям, что так вот лучше, а так проще.

- Можно узнать, почему именно Белоруссия? И как вам удалось продвигать «Канбан», ведь на это наверняка нужно было специальное разрешение?

- Мне сказали, что в этой стране по сей день чувствуется дух Советского Союза, и государственная система исключает какой-либо формализм, а это соответственно давало мне надежду, на то, что меня в любом случае не только выслушают, но и постараются понять. Так и случилось. Если честно я была даже немного поражена. Представьте, я прихожу в Министерство образования Белоруссии, и говорю: «Я могу записаться на прием к Министру?», а человек на посту так удивленно спрашивает: «А почему вы сразу не зайдете?». Я признаться даже не знала, что ответить и переспросила «…и что я прямо сейчас, вот так просто, могу идти?», он улыбнулся и говорит «…нет, ну паспорт, то покажите!». Представляете?! Это ведь элементарное человеческое отношение, уважение к народу. Пройдя в указанный им кабинет, встретилась с секретарем в приемной, объяснила ей суть своего визита, она, внимательно выслушав меня, сказала: «Давайте мы не будем беспокоить министра, а попробуем решить ваш вопрос в отделе среднего образования, где вам помогут скоординировать ваши дальнейшие действия. Если же вы столкнетесь с какими-либо проблемами, то соответственно сможете встретиться с министром…». Но, мне не пришлось возвращаться, потому что меня приняли и заинтересовались предложением о проведении семинаров. С отдела среднего образования меня направили на Республиканский факультет повышения квалификации. Две недели я выступала перед собравшейся аудиторией, и в полной мере изложила им суть технологии «Канбан». Я не встретила ни одного порицания, все видели результат и удивлялись, почему в моей стране меня проигнорировали… Но знаете, я рада хотя бы тому, что мне в моей работе никто не мешает. У меня нет в планах, идти против общепринятой системы. Я просто хочу, помочь учителям, пусть их будет немного, но если моя технология облегчит им работу, я буду счастлива! Есть одна замечательная притча, которая всегда когда я слышу ее, приятно тревожит мою душу: «Однажды один человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке -миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь их в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это, же просто глупо! - возмутился человек. - Оглянись мальчишка! Здесь миллионы морских звёзд, берег усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.

Вот и у меня, спустя 13 лет работы такими звездочками стали: Светлана Юрьевна Грибанова – учитель средней школы имени Ленина в городе Талдыкорган, Елена Владимировна Индершиева – преподаватель стомотологии Республиканского медицинского колледжа, Алена Анатольевна Гордычева – преподаватель предмета «Слесарь по ремонту автомобилей», Каратауского колледжа № 2. Вы только взгляните как их предметы различны, но все они сумели применить «Канбан» и достигли успеха.

- Замечательная притча! Людмила Сеитовна, а поменялись ли Ваши собственные взгляды на мир, с открытием данной технологии?

- Да, я очень сильно изменилась, многое для меня стало очевидным, а у людей знаете, есть такое природное качество – делиться. Если ты видишь сам, тебе хочется, чтобы и другие увидели, если ты понял сам, ты хочешь, чтобы и другие поняли. И в такие моменты любой человек должен набраться такого глобального спокойствия, иначе он рискует испортить все, за что берется… Всему свое время. Каждому дано понять что-то в свой определенный срок. Я прошла через многое, да я пыталась бороться с системой, за очевидную справедливость, доказывала людям, где-то даже сердилась на них. Знаете, были такие моменты, когда я буквально падала на колени и думала, что я не поднимусь. Но меня поддерживали мои родные, моя семья. Одно я поняла точно и запомню, пожалуй, на всю жизнь, вокруг нас очень много людей, которые однажды упав все же, не сумели подняться и теперь живут по принципу: «Я на коленях, и тебя опущу…». Мне очень жаль, что такое явление вообще существует!

- Скажите, какой стаж работы за Вашими плечами?

- Когда я уходила на пенсию, стаж работы был 41 год. Если считать деятельность в образовании, которой я занялась после, то уже 46 лет.

- 46 лет профессионального стажа, Вы в полной мере можете быть аналитиком образования. Скажите, как Вы лично относитесь к современной отечественной системе образования?

- Говорить о современном образовании можно довольно долго, и взгляды на него самые, что ни на есть различные. В нем можно найти аспекты, которые выводят наше образование на высокий уровень, но можно, к сожалению, найти и отрицательные моменты. Когда я недавно слушала Послание Нурсултана Абишевича Назарбаева народу, то обнаружила в его словах, то с чем я абсолютно солидарна. Президент подчеркнул, что знания и профессиональные навыки стали ключевыми ориентирами в современной системе образования, подготовки и переподготовки кадров. Он также выделил приоритеты. Насколько я помню это: развитие системы ответственности в сфере образования, и здесь речь шла именно об ответственности социальной. Также он отметил в своей речи о модернизации методик и сделал акцент на знаниях и профессиональных навыках.

- С чем же из вышесказанного Вы солидарны?

- С социальной ответственностью. Возможно, это прозвучит строго, и будет строго по отношению к учителям и преподавателям в целом, но это необходимо. Потому что качество образования никогда не должно страдать из-за неграмотных преподавателей. Я думаю, что в будущем наш Президент будет говорить уже и о материальной ответственности в сфере образования, как об этом мечтал А. С. Макаренко – гениальный педагог, получивший всемирное призвание, свидетельством которого стало известное решение ЮНЕСКО (1988 г.) XX века. Это еще и Джон Дьюи, Георг Кеншентейнер, Мария Мантессори. Антон Семенович говорил о создании отдела контроля, который мог бы сказать различным педагогическим портачам: «У вас голубчики, девяносто процентов брака… Уплатите будьте добры из своего жалования». Это высказывание наверняка помнят люди, заставшие Советский Союз. Аналогичное высказывание я запомнила от выпускника КазГУ моих студенческих лет В. Шкляра. Он говорил: «Задача из задач разгрузить учителя (ведь он делает массу дел, которые ничтожны и для учителя и для ученика, вредны для общества). Надо думать о защищенности учителей от ветров перемен, наличия здорового консерватизма в государстве, отсутствие экспериментов ради экспериментов. Ведь за них кто-то должен отвечать по верхней шкале строгости». Я тоже считаю, что каждый учитель должен отвечать за качество предоставляемых знаний. Нельзя быть халатным в вопросе воспитания, мы создаем личности, будущее поколение. Это ответственность, огромнейшая ответственность…

- Людмила Сеитовна поделитесь с нами своими планами на будущее?

- Я планирую работать, пока есть силы, буду продвигать «Канбан». И надеюсь в скором времени встретиться на моем пути такой человек, который правильно оценит значимость технологии, правильно поймет мои стремления. Я не хочу, чтобы технология была навязана учителям или детям. Нет! Я хочу, чтобы все просто поняли, сколько проблем она решает, как много времени она экономит, и как эффективно повышает качество приобретаемых учениками и студентами знаний.

Как досадно порой осознавать, что человек в поисках лучшего, стремиться перенять поведение других, полностью теряя свою собственную индивидуальность. Это досадно, на примере лишь одного человека, а если взять за основу целое государство?..

Если задуматься, то действительно можно заметить, что в Казахстане в любой сфере жизнедеятельности, существуют признаки других, соседних или даже далеко не соседних стран. И образование одна из первых государственных систем наиболее переполненная «заимствованиями». Европейскими стандартами здесь уже никого не испугаешь и даже не удивишь. Постоянные нововведения для преподавательского контингента стали до такой степени обыденным делом, и, не смотря на то, что каждый из учителей твердит, что ни толку, ни пользы от большей половины новшеств нет, они все равно продолжают стараться их внедрять, потому что здесь, как в армии: Приказы не обсуждаются! А вот решают ли принятые - перенятые нововведения, существующие проблемы образования на действии, кажется, никого, особо не интересует. Может быть, действительно пора остановиться и задуматься над вопросом: чем наши преподаватели хуже иностранных? Ведь именно здесь внутри страны пропадают десятки замечательных, колоссальных идей, решающих множество проблем. Эти люди не просто слышали от кого-то о существующих затруднениях, они лично проходили через них, и ведь никто, так как они не болеет за отечественное образование всей душой. Именно это в очередной раз доказала героиня нашего рассказа. Удивительно, но она все свои жизненные достижения считает подарком свыше, и верит в то, что у каждого из нас особое предназначение в этом мире. Возможно, именно поэтому Людмила Сеитовна закончила свое интервью словами Рефаэля Гирша: «Мы порождения Творца – имеем особое предназначение в сотворенном Им мире. Оно заключается в том, чтобы всю нашу энергию, все силы направить на исполнение Божественной воли».

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА Связаться с автором технологии «Канбан» можно по электронному адресу: luda111.ru@mail.ru