Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Детские проблемы — взрослые решения


11 декабря 2015, 04:15 | 2 055 просмотров



Нередко школьные конфликты, которые взрослые стараются не замечать, или, наоборот, решать слишком активно, привлекая правоохранительные органы, оборачиваются серьезными последствиями для детей.

В редакцию «Юридической газеты» обратилась жительница г.Алматы. Женщина обеспокоена нездоровой обстановкой в классе, где учится ее 12-летняя дочь. По ее словам, уже длительное время между одноклассниками происходят конфликты, а последний случай и вовсе шокировал родителей. Сразу двое учеников оказались на больничной койке с диагнозом «сотрясение головного мозга» после очередной перепалки подростков, переросшей в драку.

Как утверждает женщина, ее девочка — совсем не скандальный ребенок, но все же оказалась невольной участницей неприятных инцидентов в школе и даже жертвой очередных «разборок». Сотрясение мозга, которое получила девочка, можно вылечить, но душевную рану, полученную ребенком, исцелить сложнее, считает она. Наказать виновных по сей день не удалось. Администрация школы и городское Управление образования не предприняли никаких мер по отношению к зачинщикам драки, утверждает обратившаяся. Сейчас она пытается найти справедливость, обратившись в прокуратуру города, с требованием поставить виновных на учет в подразделение по делам несовершеннолетних.

— Виновные хотят уйти безнаказанными: школа и инспекция по делам несовершеннолетних не хотят никого наказывать. Это значит, что мою дочь можно и дальше избивать?! Если родители не могут защитить своих детей, и организация, которая за них ответственна, не хочет ничего делать, то дети остаются один на один со своей проблемой. И тут у них возникают суицидальные мотивы. Вот откуда появляются эти суициды, о которых сейчас много говорится в Казахстане. Люди не могут понять причину, почему дети заканчивают жизнь самоубийством. А причина в том, что родители хотят, но не могут защитить своего ребенка. Не дождавшись помощи, он видит только один выход. В этом нежном возрасте дети должны понять, что есть справедливость, — говорит мама пострадавшей девочки. За ответом мы обратились в школу. Зам. директора по воспитательной работе не отрицала, что неприятный инцидент в стенах учебного заведения был. Драка произошла во время перемены. В ней участвовали и девочки, и мальчики. Все «герои» школьной «разборки» были немедленно приглашены в кабинет директора, их родителей сразу же известили о случившемся, рассказывает завуч. Уже дома родители двух школьников вызвали «скорую помощь».

— Шестиклассники не смогли найти общий язык. Кто-то кого-то обозвал, потом толкнул. Но это дети, сегодня они ссорятся, а завтра опять общаются. Их детское недопонимание попросту переросло во взрослую «войну». Теперь это уже дело принципа родителей. Неоднократно с детьми и их родителями беседовал директор школы, занятия с подростками вел школьный психолог, участковый инспектор проводил профилактические беседы. Мы поручили руководство классом учителю с большим стажем работы. Педагогический коллектив предпринимал все попытки предотвратить конфликты с детьми, но теперь в примирении нуждаются скорее родители, — считает зам. директора учебного заведения.

На наш официальный запрос в Управление образования г. Алматы по поводу мер, предпринимаемых для устранения и предупреждения конфликтов между учащимися школ, дан следующий ответ. Управлением утвержден Приказ по предупреждению несчастных случаев и пресечению правонарушений, драк среди несовершеннолетних в учреждениях образования на 2014-2016 годы. При поступлении заявлений от родителей Управление образования г. Алматы создает комиссию по проверке указанных фактов, в состав которой входят работники данного ведомства, сотрудники ДВД, заместители директоров школ по воспитательной работе. Приглашается сам заявитель, выясняются обстоятельства конфликта, после чего принимаются соответствующие меры. Еженедельно по четвергам проводятся заседания Штаба по всеобучу, где каждый случай рассматривается индивидуально.

— С детьми и родителями проводятся беседы, а при необходимости дела передаются в комиссию по делам несовершеннолетних, — сообщает зам. руководителя Управления образования г. Алматы Г. Амиртаева.

В школах города работают 243 психолога, более 200 социальных педагогов, которые проводят профилактику правонарушений среди подростков. Психологи используют методы наблюдения, диагностики, по результатам которых составляется коррекционно-развивающая программа.

Количество правонарушений среди подростков уменьшилось с работой на территории школ инспекторов полиции. С детьми, склонными к девиантному поведению, школьные инспекторы проводят беседы, посещают подростков на дому, проводят совместные рейды. В прошлом учебном году на внутришкольном учете состояло 129 несовершеннолетних. На начало 2015-2016 учебного года состоят 120 детей.

Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно, кому труднее, считают психологи. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.

Мы обратились за комментариями к детскому психологу, президенту общественного фонда «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Маргарите Ускенбаевой.

— Надо понимать, что если дети проявляют жестокое отношение к сверстникам, к одноклассникам, то за этим стоят определенные причины. Это связано с индивидуальными особенностями. Бытует мнение, что жестокости стало больше, и в детской среде в том числе, это можно связать с тем, что повышается темп жизни и очень много стрессогенных факторов. Наиболее слабым звеном являются дети, они более уязвимы с психологической точки зрения, потому что их психика не до конца сформировалась. Более того, они подражают, видят насилие на экранах, в Интернете сейчас это в открытом доступе. Родителям не всегда удается управлять этим процессом. Дети видят ежедневно сцены жестокости, и современные игры носят элементы насилия, — рассуждает психолог.

По ее словам, у детей может быть разная форма поведения дома и в коллективе. Дома это может быть послушный, покладистый ребенок, а в школе наоборот. Ребенок в зависимости от среды ведет себя по-разному, в некоторых случаях он считает, что должен защищаться, поэтому проявляет агрессию. Как родителям это распознать? Конечно, обратить внимание на вспышки ярости, агрессии. Не пугаться, не наказывать ребенка, не криминализировать его активность. К сожалению, такая прак­тика есть, когда активность ребенка криминализируется вплоть до того, что его помещают в закрытые учреждения, коррекционные школы.

— Необходимо обратиться к невропатологу, пройти курс лечения. Детская нервная система на стадии формирования, ребенок не всегда может себя контролировать. Я призываю относиться к агрессивности и жестокости детей с точки зрения заботы о них. И в первую очередь это ответственность родителей. Если же конфликт между детьми произошел, то родителям и педагогам необходимо вместе разбираться в ситуации, и исходить прежде всего из интересов детей. У меня был в практике такой случай, когда мальчика «выставили» из школы, весь класс был настроен против него, родители возмутились, что он толкнул девочку, и она ударилась о батарею. Бывают крайние случаи, и родители имеют право на защиту своего ребенка, но все же надо прийти к согласию и понимать, что это дети. И с каждым ребенком вести психологическую работу.

В школах, по мнению М. Ускенбаевой, должна проводиться системная работа психологов, педагогов с детьми и их родителями. Необходимо примирять конфликтующие стороны, разъяснять им особенности детской психологии, о которой родители не знают. Специалисты должны учитывать тот факт, что сегодня очень часто рождаются дети с внутричерепным давлением, психоневрологическими заболеваниями, полученными вследствие тяжелой беременности и ряда других факторов. Это сказывается на их поведении, и они не могут совладать со своей гиперактивностью.

Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Конфликт формирующейся личности может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, неуверенностью в себе и близких людях, а также из-за стрессов. Это большие проблемы маленького человека, справиться с которыми помогут поддержка и забота взрослых.

Автор:
Салтанат ШОРАЙ