Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Класс Паукообразные


22 января 2016, 05:02 | 1 609 просмотров



Цели:

Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.

Развивающая: Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения паукообразных в связи со средой их обитания.

Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Оборудование: презентация.

Место проведения – мультимедийный кабинет.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока

I. Проверка знаний

Тест по теме «Ракообразные». Взаимопроверка. Подведение итога.

Тест «Ракообразные»

Выбери правильный ответ

1. Головогрудь рака состоит из:

а) передней части;

б) передней и задней частей; в) передней, задней и хвостовой частей.

2. Тело рака подразделяется на:

а) брюшко, голову и хвост; б) головогрудь и брюшко; в) хвост и головогрудь.

3. Речной рак имеет:

а) мягкий покров; б) твердый покров.

4. Рак питается:

а) растениями; б) животными; в) растениями и животными.

5. Рак – это:

а) донное животное; б) придонное животное; в) прибрежное животное.

6. Рак – это:

а) водное животное; б) сухопутное животное; в) наземно-воздушное животное.

7. Грудь рака образована:

а) 4 сегментами; б) 6 сегментами; в) 8 сегментами.

8. Брюшко рака состоит из:

а) 7 сегментов; б) 6 сегментов; в) 3 сегментов.

9. В пищеварительную систему рака входят следующие органы:

а) сердце, мышцы, усики; б) глаза, клешни, жабры;

в) рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительная железа, анальное отверстие.

10. В кровеносную систему рака входят следующие органы:

а) сердце, кровеносные сосуды; б) длинные, короткие усики; в) пищевод, желудок.

В выделительную систему рака входят следующие органы:

а) сердце; б) жабры; в) пара зеленых желез.

11. Нервная система рака состоит из:

а) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки;

б) верхних и нижних челюстей; в) хитина.

12. Органы чувств у рака представлены:

а) глазами, короткими и длинными усиками;

б) мышцами и жабрами; в) желудком и кишечником.

13. Дыхательная система рака представлена следующими органами:

а) сердцем; б) жабрами; в) желудком.

14. Хитин – это:

а) неорганическое вещество; б) органическое вещество.

15. Речной рак обитает:

а) в морской воде; б) в пресной воде.

II. Изучение нового материала

Ребята. сегодня на уроке нам предстоит познакомится с еще одним классом типа Членистоногие — это класс Паукообразные. Эти животные вам хорошо знакомы, но обычно не вызывают у вас большого интереса, скорее пренебрежение.

Но может быть кто-то из вас наблюдал за пауками или может нас познакомить с интересными фактами из жизни этих животных?

(рассказ учащихся об интересных фактах из жизни пауков)

– Задача нашего урока: выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека. Запись темы: «Класс Паукообразные.»

Работа в группах:

Каждая группа используя текст (см. ниже) находит особенности внутреннего строения паукообразных, составляет кластер.

Общая характеристика класса.

Класс Паукообразные включает до 62.000 видов.

Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др. Все они животные наземные, кроме паука-серебрянки. Многие плетут паутину.

В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих. Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика, используя опорные сигналы.

– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.

На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

Особенности внутреннего строения паукообразных.

Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки (рис. 92). В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают ее объем и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие.

Паук-крестовик не может питаться твердой пищей. Поймав добычу, например какое-нибудь насекомое, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остается только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.

Кровеносная система у пауков незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубочки или двойного ромба, расположенной на спинной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды.

В теле циркулирует гемолимфа.

Дыхательная система. Органы дыхания у паука — легочные мешки и трахеи. Легочные мешки, располагаются снизу, в передней части брюшка. Эти легкие развились из жабр далеких предков пауков, обитавших в воде. У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей — длинных трубочек, доставляющих кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.

Выделительная система представлена двумя длинными трубочками — мальпигиевыми сосудами.

Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки маль-пигиевых сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.

Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.

Система размножения. Раздельнополые животные.

Оплодотворение у пауков внутреннее. Самец переносит сперматозоиды в половое отверстие самки при помощи особых выростов, расположенных на передних ногах.

Самка через некоторое время после оплодотворения откладывает яйца, оплетает их паутиной и формирует кокон

Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром на большие расстояния — происходит расселение пауков.

Защита кластеров.

Вывод: 2 отдела тела: головогрудь и брюшко, 4 пары ходильных ног, хелицеры, ногощупальца, паутинные бородавки. Питаются насекомыми. Питание внекишечное. Органы дыхания – легочный мешок и трахеи. КС незамкнутая. В теле циркулирует гемолимфа., Выделительная система – мальпигиевы сосуды. Нервная система – головогрудной нервный узел. Раздельнополые.

Закрепление. Выполнение интерактивного задания.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

§ 42, раздел «Класс Паукообразные»

Автор:
Гаухар БАЯЛИЕВА учитель химии и биологии. средней школы-гимназии имени Бикен Римовой. Каратальский район, г. Уштобе.