28 мая 2010, 01:03 | 4 082 просмотра
Цель урока:
- дать понятие о сложноподчиненных с придаточными определительными, показать структуры этих предложений; помочь учащимся приобрести навык активного использования их в речи;
- совершенствовать пунктуационные навыки; способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания, умению анализировать;
- воспитать интерес к чтению книг.
Тип урока: урок первичного усвоения.
Метод: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, схемы.
Ход урока.
І Организационный момент. Психологический настрой.
ІІ Подготовка к восприятию новой темы.
1 Проверка посредством вопросов:
- Какие предложения называются сложноподчиненными предложениями?
- Какие по значению бывают придаточные?
- Как можно определить тип придаточных предложений?
2 Ответы подтверждаются примером на интердоске.
3 Доска по таблице.
1) Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
По смыслу придаточные могут быть:
- одно слово;
- словосочетание;
- все главное предложение.
2) Виды можно определить:
- по вопросам;
- по союзу союзного слова;
- синтаксические роли, указательные слова.
3) Основные виды придаточных по значению:
- определительные поясняют одно слово;
- изъяснительные глагол-сказуемое;
- обстоятельственные ко всему главному.
ІІІ Новая тема. Постановка цели урока. Слово учителя.
-Какой общий признак имеют следующие предложения?
Чтобы ответить на этот вопрос нам надо
знать:
1 Строение
сложнопод-го
2 Средство связи
уметь:
1 Выделять главные и придаточные предложения предложения
2 Указать союз или союзное слово
3 Правила постановки запятой
3 Определять типпридаточных.в сложноподчиненном предложении
Какой?
[ Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, ] (который определяет культуру человека)
Какой?
[ Тот человек, (который любит Родину), должен служить ей. ]
[ Тот + сущ. —— P% P% P%, (который), P% P% P% ].
[Дом, (в котором нет книг,) подобен телу без души. ]
[ сущ., ( в котором...) , ].
IV Вывод о сложноподчинненых предложениях с придаточными определительными.
Заполнить таблицу.
V 1 Работа по таблице «Изменение союзного слова определительного местоимения который».
который:
по родам;
по числам;
по падежам.
2 Работа с доской. Читают предложения, добавляя окончания союзного слова и прилагательного.
В зале прекрасная картина, которая привлекла внимание.
В зале прекрасный стенд, который привлекал всеобщее внимание.
В зале было прекрасное произведение живописи, которое привлекло внимание.
В зале были прекрасные картины, кото рые привлекали внимание.
VІ Работа по учебнику.
1 Выполняют упражнение письменно.
2 Индивидуальная работа по карточкам.
а) Исправьте ошибки, замените в исправленном виде. (-ого)
Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней. (-ая)
На соревнованиях победила команда 9 «а» класса, которые набрала больше очков. (-ая)
Дед относится к тому поколению, которые участвовали в войне.
б) Замените союзное слово который, словами где, куда, откуда.
Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.
Село, из которого мы выехали, скоро скрылось в тумане.
VІІ Рефлексия.
-На какой вопрос отвечает придаточное определительное?
-К какому слову главного предложения относится?
-Чем прикрепляется к главному?
-Могут ли быть в главном предложении указательные слова?
Синтаксический разбор.
[ Я люблю книги ], ( в которых герои приходили на помощь людям, боролись за правду, побеждали зло). (повеств., невоскл., СПП с придаточнымм определит. с словом которых.)
VІІІ Домашнее задание.
ІХ Выставление оценок учащимся с комментированием
Х Итог урока: Что мы закрепили?
Чему научились?
На что вам нужно обратить внимание?
Удовлетворительны вы своей работой в классе?