Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


28 мая 2010, 01:03 | 4 082 просмотра



Цель урока:

- дать понятие о сложноподчиненных с придаточными определительными, показать структуры этих предложений; помочь учащимся приобрести навык активного использования их в речи;

- совершенствовать пунктуационные навыки; способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания, умению анализировать;

- воспитать интерес к чтению книг.

Тип урока: урок первичного усвоения.

Метод: словесный, практический, наглядный.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, схемы.

Ход урока.

І Организационный момент. Психологический настрой.

ІІ Подготовка к восприятию новой темы.

1 Проверка посредством вопросов:

- Какие предложения называются сложноподчиненными предложениями?

- Какие по значению бывают придаточные?

- Как можно определить тип придаточных предложений?

2 Ответы подтверждаются примером на интердоске.

3 Доска по таблице.

1) Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

По смыслу придаточные могут быть:

- одно слово;

- словосочетание;

- все главное предложение.

2) Виды можно определить:

- по вопросам;

- по союзу союзного слова;

- синтаксические роли, указательные слова.

3) Основные виды придаточных по значению:

- определительные поясняют одно слово;

- изъяснительные глагол-сказуемое;

- обстоятельственные ко всему главному.

ІІІ Новая тема. Постановка цели урока. Слово учителя.

-Какой общий признак имеют следующие предложения?

Чтобы ответить на этот вопрос нам надо

знать:

1 Строение

сложнопод-го

2 Средство связи

уметь:

1 Выделять главные и придаточные предложения предложения

2 Указать союз или союзное слово

3 Правила постановки запятой

3 Определять типпридаточных.в сложноподчиненном предложении

Какой?

[ Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, ] (который определяет культуру человека)

Какой?

[ Тот человек, (который любит Родину), должен служить ей. ]

[ Тот + сущ. —— P% P% P%, (который), P% P% P% ].

[Дом, (в котором нет книг,) подобен телу без души. ]

[ сущ., ( в котором...) , ].

IV Вывод о сложноподчинненых предложениях с придаточными определительными.

Заполнить таблицу.

V 1 Работа по таблице «Изменение союзного слова определительного местоимения который».

который:

по родам;

по числам;

по падежам.

2 Работа с доской. Читают предложения, добавляя окончания союзного слова и прилагательного.

В зале прекрасная картина, которая привлекла внимание.

В зале прекрасный стенд, который привлекал всеобщее внимание.

В зале было прекрасное произведение живописи, которое привлекло внимание.

В зале были прекрасные картины, кото рые привлекали внимание.

VІ Работа по учебнику.

1 Выполняют упражнение письменно.

2 Индивидуальная работа по карточкам.

а) Исправьте ошибки, замените в исправленном виде. (-ого)

Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней. (-ая)

На соревнованиях победила команда 9 «а» класса, которые набрала больше очков. (-ая)

Дед относится к тому поколению, которые участвовали в войне.

б) Замените союзное слово который, словами где, куда, откуда.

Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.

Село, из которого мы выехали, скоро скрылось в тумане.

VІІ Рефлексия.

-На какой вопрос отвечает придаточное определительное?

-К какому слову главного предложения относится?

-Чем прикрепляется к главному?

-Могут ли быть в главном предложении указательные слова?

Синтаксический разбор.

[ Я люблю книги ], ( в которых герои приходили на помощь людям, боролись за правду, побеждали зло). (повеств., невоскл., СПП с придаточнымм определит. с словом которых.)

VІІІ Домашнее задание.

ІХ Выставление оценок учащимся с комментированием

Х Итог урока: Что мы закрепили?

Чему научились?

На что вам нужно обратить внимание?

Удовлетворительны вы своей работой в классе?

Автор:
Ж.АБДРАХМАНОВА, учитель русского языка и литературы, школы-гимназии №14, г.Талдыкорган