Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

МЕНТАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА – ВЫГОДНАЯ ИНВЕСТИЦИЯ В БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ


25 марта 2016, 11:29 | 1 470 просмотров


Казахстан – молодая страна, которая уверенно заявляет о себе в мировом сообществе и ставит перед собой высокие цели. В нынешнем году Глава государства Нурсултан Назарбаев представил новый стратегический национальный план – «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства», в котором определил главные направления развития страны, нашего общества на ближайшие годы.

Образование всегда было и будет стратегически важной сферой человеческой деятельности, важнейшим ресурсом страны, который обеспечивает ее экономический рост и конкурентоспособность. А потому все страны мира, стремясь укрепить свои конкурентные позиции, стараются развить именно данную сферу.

Нововведения продиктованы самой жизнью, требованиями нашего времени и послужат развитию страны. Одним из нововведений в Казахстанской системе образования является ментальная математика.

Ментальная математика – это форма вычисления, основанная на системе устного счета, которая производится благодаря возможностям разума. Другими словами, математические вычисления выполняются в уме, без использования каких-либо дополнительных инструментов, таких как компьютер, калькулятор, бумага или карандаш. Освоив менар, как иначе называют ментальную математику, ребенок сможет производить в уме любые вычисления за долю секунды.

На начальных этапах обучения ученики производят арифметические вычисления с помощью абакуса. Затем вычисления производятся без абакуса, но его образ сохраняется перед глазами и ученик использует его виртуально, что способствует одновременной работе обеих полушарий мозга.

Абакус – один из древнейших инструментов для проведения математических расчетов, созданный в Китае более 5000 лет назад. Приспособление представляет собой деревянную доску со спицами и косточками. Всего в абакусе 4 ряда, в каждом из которых по 10 цифр. В качестве аналога можно привести обыкновенные русские счеты. Отличие заключается в количестве спиц и косточек на них, принцип работы примерно одинаков: при счете используется техника двух рук и четырех пальцев – больших и указательных. Сначала ученики обучаются работать с настоящим абакусом за счет перебирания косточек. В течение последующих тренировок детей учат создавать перед глазами образ виртуальногоабакуса и решать арифметические задачи на ментальном уровне.

Суть ментальной математики заключается не столько в умении быстро считать в уме, сколько в развитии следующих навыков:

• фотографической памяти;

• концентрации внимания;

• уверенности в себе;

• творческого мышления;

• воображения и образного мышления.

В возрасте от 4 до12 лет у детей интенсивно развиваются нейронные связи между правым и левым полушариями мозга. Если эти связи не развивать, то со временем их невозможно восстановить. Левое полушарие отвечает за логику, речь, письмо, изучение языков, в то время как правое полушарие ответственно за развитие творческих способностей человека, воображения, пространственного мышления. В школах внимание уделяют преимущественно развитию левого полушария, в то время как потенциал правого полушария остается нераскрытым.

Занятия ментальной математикой способствуют развитию правого полушария и, что еще более важно, созданию нейронных связей между полушариями.

Учеными доказано, что устный счет способствует развитию нейронных связей и в будущем помогает быстро решать задачи любой сложности. Производя расчеты на абакусе, древних счетах, ребенок работает двумя руками, что развивает мелкую моторику рук и стимулирует работу обоих полушарий мозга. Как это происходит?

При решении математической задачи, цифры распознаются левым полушарием. Когда ребенок начинает считать ментально, он представляет абакус, и при этом задействовано уже правое полушарие. При ответе, ребенок называет цифры, где снова работает левое полушарие.

Китайский философ Конфуций высказал такую мудрость: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Эти лаконичные фразы отражают сущность человеческих способностей как нельзя лучше.

Наибольшую пользу для развития возможностей человеческого мозга приносят действия, а не только просмотр или чтение информации. Ментальная математика многократно это доказала.

Программа работает уже в 52 странах мира (США, Канада, Великобритания, Австрия, Испания, Австралия, Япония, Малайзия, Таиланд, Китай и др.).

В Японии дети в обязательном порядке изучают соробан (японские счеты) в младших классах. Такой подход к образованию уже дал результаты. Японские школьники из года в год побеждают на международных математических олимпиадах, что стало даже традицией.

В Китае решать задачи с трехзначными числами дети умеют уже в детском саду. Взгляните сами — кажется невероятным, но это факт. Однако смысл Ментальной математики вовсе не в навыке считать в уме. Это всего лишь полезный побочный эффект. А сами счеты — не «калькулятор» и даже не математический тренажер.

В Казахстане существуют школы «Ментальной арифметики» которые обучают детей технике быстрого счета, но они функционируют лишь на платной основе, т.е. обучаться в этих школах имеют возможность лишь часть казахстанских детей. Мы предлагаем включить уроки ментальной математике в обязательную школьную программу. Ведь нынешние школьники – это будущее нашей страны. Обучение ментальной математики в Казахстанских школах – выгодная инвестиция для нашей страны.

Автор:
Гаврилова Е.Н. преподаватель кафедры математики и МПМ ЖГУ имени И.Жансугурова Кокенова К.Д. студентка 2-го курса специальности «математика» ЖГУ имени И.Жансугурова