Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Эстетическое воспитание детей раннего возраста в Доме ребенка.


1 апреля 2016, 08:06 | 1 193 просмотра



Я работаю в доме ребенка уже больше двадцати лет. Мы воспитываем наших деток от рождения до четырех лет. Наш педагогический коллектив старается всесторонне развивать наших воспитанников. « Одной из задач всестороннего гармонического развития личности является эстетическое воспитание, которое также надо начинать в раннем возрасте. Дети очень восприимчивы. На их эстетическое развитие очень рано начинает влиять все окружающее, поэтому надо вдумчиво отнестись к внешнему оформлению обстановки ребенка».(Н.Аксарина)

В нашемДоме ребенка уже с главного входа ребенок видит яркое оформление; красивые вазоны с цветами, яркую мягкую мебель, с любовью оформленные групповые комнаты. Наши воспитанники, хоть и лишены родительского дома, окружены уютом и теплом; у нас создан синтез детского садика и квартиры с домашней обстановкой. Зная требования эстетики, что «ребенку повседневно нужны яркие разнообразные впечатления, отвечающие требованиям художественного вкуса. Стены детской комнаты должны быть окрашены в спокойные, светлые и теплые тона. Мебель должна быть не только удобной и гигиеничной, но и красивой по форме, окраска ее должна радовать глаз». В нашем Доме ребенка все соответствует этим требованиям.Эстетика присутствует во всем: во внешнем виде ребенка и окружающих его взрослых, в хороших манерах, в культуре поведения. Дети с первых лет жизни усваивают то, что они повседневно видят и слышат вокруг себя. Красота несовместима с неряшливостью, беспорядком, грубостью.Надо с ранних лет приучать ребенка следить за своим внешним видом, обращением с другими, за чистотой и порядком вокруг, воспитывать у него отрицательное отношение ко всему грязному, неопрятному.

Все приведенное выше является лишь предпосылкой для эстетического развития. Всего этого еще недостаточно, чтобы у ребенка возникли эстетические чувства. Они не появляются сами по себе, их надо специально культивировать. В этом отношении большую роль играет поведение близких ребенку людей. Они должны вызывать у ребенка понимание прекрасного и воспитывать стремление и любовь к нему. Воспитатель в Доме ребенка заменяет малышу маму. Меня так и называют- «Мама Наташа». Мне приходится обращать внимание детей на эстетическую сторону явлений, вещей, их качеств и соответствующее мое отношение к ним .«Посмотри, какой красивый цветок, как он хорошо пахнет»,— говорю я, любуясь цветком, выражая при этом явное удовольствие. Тем самым я вызываю у ребенка соответствующие чувства.

Очень много для развития эстетических чувств может дать природа. Надо активно воспитывать у детей интерес, любовь и бережное отношение к ее явлениям (идет снег: «Смотри, как все бело, красиво вокруг». «Что это на небе? Это радуга зеленая, красная, голубая; какая же ома красивая»), растительному и животному миру («Как хорошо пахнут цветы», «Тише, послушай, как поет птичка», «Это ветер играет листочками, и они тихо-тихо шелестят. Давай постоим, послушаем», «Осторожно, осторожно, а то бабочка испугается и улетит»).

Большие возможности для эстетического развития в раннем детском возрасте заложены в художественном слове. Ребенку нет еще и года, а он уже радуется, слушая «ладушки», «сороку-белобоку», «гуленьки» и другие народные потешки и шутки-прибаутки. Более старших детей привлекают стихи и сказки. Ребенок 2—3 лет слушает их, затаив дыхание, не спуская глаз с лица взрослого и без конца просит рассказать еще и еще.

Очень радует детей совместное со взрослым, а в дальнейшем и самостоятельное рассматривание иллюстраций, которые при правильном их объяснении взрослыми, помимо расширения кругозора и развития речи, воздействуют и на чувства ребенка, в том числе на эстетические. Последнее возможно только в том случае, если изображения на картинке действительно художественные.

Одной из доступных в раннем детстве форм эстетического воспитания является проведение музыкальных занятий и вообще включение в жизнь детей музыки, песен, плясок.

В нашем Доме ребенка регулярно проходят утренники, праздники! Дети очень радуются нарядной одежде, гостям, украшенному актовому залу.

Основные задачи музыкального воспитания — вызвать у детей радость, яркие художественные впечатления, воспитывать любовь к музыке, развивать способность воспринимать музыку и активно на нее откликаться (пение, пляска, детские игры под музыку).

«Музыка воспринимается детьми раньше других видов искусства. Но только художественная и простая музыка вводит ребенка в мир прекрасного. Поэтому музыкальный материал занятий должен отличаться художественностью и простотой (это мелодии народных песен или песни, сочиненные композиторами специально для детей). Тематическое содержание песен, игр и показов, а также движения игр и плясок должны быть интересны и доступны детям, соответствовать возрастным особенностям и уровню развития детей группы» (Т. С. Бабаджан).

Из приведенного следует, что эстетическое воспитание тесно связано с умственным и нравственным воспитанием. При бедном кругозоре, недоразвитии речи, задержке умственного развития трудно воспитывать эстетические чувства, вызвать у ребенка понимание прекрасного. Эстетическое развитие способствует расширению запаса представлений, понятий (ребенок видит уже не просто небо, но небо чистое, голубое, красивое или серое в тучах). Ребенок, в какой-то мере художественно развитый, по-иному относится к окружающей действительности. Например, если он умеет любоваться цветком или бабочкой, ему не захочется смять их и бросить, и если он увидит, что это сделал другой, то будет до слез переживать, что бабочку или цветок погубили.

Наряду с проведением утренников мы проводим показ кукольных спектаклей, театральных постановок, устраиваем Дни Рождения и тд. Основная задача их — дать детям радость, обогатить их новыми яркими впечатлениями, внести разнообразие в их жизнь. У детей проявляются эмоции, что в свою очередь дает толчок в развитии речи. К сожалению, наши детки позднее « домашних» начинают говорить. Поэтому очень важна роль эстетического воспитания! Дети искренне чувствую красоту и так важно, нам взрослым, сделать все возможное, чтобы наши дети увидли этот мир красивым!

Автор:
Наталья Зубкова , воспитатель второй категории ГУЗ « Областной специализированный Дом ребенка г.Талдыкорган»