Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Школьная линейка у коновязи


9 сентября 2016, 16:27 | 555 просмотров



Считается, что первые казахские школы светского образования были созданы в 1861 году. Но недавно историки откопали свидетельство того, что еще за двадцать лет до этого в ставке Жангир-хана при его покровительстве была создана школа для детей. А в 1841 году он открыл центральную школу при ханской ставке, которая готовила казахских детей к поступлению в российские учебные заведения. Все затраты на ее содержание Жангир-хан взял на себя. До самой смерти (1845 год) он содержал школу за собственный счет и лично экзаменовал обучавшихся. По сути, Жангир-хан был первым учителем этой школы, а его помощником являлся Садриддин Аминов.

А до этого обучение казахских детей проводилось в мектебах (низшие школы) и медресе. Основное внимание уделялось чтению Корана. Родители платили мулле, а также должны были делать ему подарки. Богатая феодально-байская верхушка посылала своих детей на учебу в Омск, Петропавловск и Семипалатинск, а также в Ташкент и Бухару.

Один из основоположников казахского просвещения Мурасин писал: «Не имея настоящей школы, кочевники отдают своих детей в выучку к односельчанам-грамотеям. Таким образом, возникло нечто вроде частных школ. Что такое обучение может дать – догадаться нетрудно».

После вхождения Казахстана в состав Российской империи в Великой степи появляются первые учебные заведения, дающие элементарное светское образование. В 1789 году в Омске открывается первое Азиатское училище, а в 1864-м – кадетский корпус, созданный на базе Сибирского казачьего войскового училища. В числе первых питомцев этого кадетского корпуса был Шокан Валиханов.

Существовала казахская школа и при Оренбургской пограничной комиссии. В нее было принято 30 учащихся, в том числе и Ыбырай Алтынсарин. Школа просуществовала 19 лет и выпустила 48 грамотных молодых людей. На первых порах преобладало преподавание мусульманской религии, но затем были введены новые учебные дисциплины: история, математика, география и геометрия.

В 1857 году в Омске была открыта школа для казахских детей, готовившая главным образом переводчиков. Она просуществовала почти четверть века, а затем была преобразована в пансион для десяти казахских и десяти русских воспитанников. В 1865 году в Омске открылась еще одна школа для казахских детей, а в 1869 году при местной гимназии были созданы отделения переводчиков восточных языков и военных писарей. Но выпускники этих школ работали не только по специальности, но и несли свет просвещения – учили казахских детей и открывали школы.

Открытие начальных народных школ в Казахстане относится к 60-м годам XIX века и связано с именем Ыбырая Алтынсарина. Кстати, он был первым казахом, который получил назначение на должность учителя Тургайской школы. Алтынсарин разъезжал по аулам, разъясняя кочевникам значение светского образования. Собрав народные средства и вложив свои сбережения, он приступил к строительству школы, которая открылась 8 января 1864 года. Степняки называли ее первой ласточкой, а Ыбырай Алтынсарин по этому поводу написал знаменитое стихотворение «Кел, балалар, оқылық!». 

Благодаря инициативе Алтынсарина в 1887 году в Иргизе открылось первое женское училище, где обучалось 15 девочек-казашек. В последующие годы подобные учебные заведения появились в Тургае, Кустанае, Карабутаке и Актюбе. А еще одной из главных заслуг Ыбырая Алтынсарина является открытие в 1883 году в городе Орске первой казахской Учительской школы.

Царским указом от 30 июня 1886 года туркестанскому генерал-губернатору было разрешено открыть русско-туземные школы. К 1913 году их число в Туркестанском крае увеличилось до 167, а контингент учащихся составил 7 328 человек. В качестве учебников были приняты «Книга для чтения», «Главные правила русского правописания» и учебники арифметики, разработанные туркестанским педагогом Граменицким. Кроме того, дети учились по учебникам «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» Ыбырая Алтынсарина, его же «Киргизская хрестоматия», а также «Сборник арифметических задач» Арженникова. В некоторых школах применялись учебные книги Ушинского, Льва Толстого и Тихомирова. При всех своих недостатках, русско-туземные школы имели прогрессивное значение: они знакомили население Туркестана с русским языком, а это давало возможность знакомиться с мировой литературой и способствовало росту грамотности местного населения.

Конечно, те первые школы не идут ни в какое сравнение с сегодняшними. Но именно они были первыми ласточками казахского народного просвещения.

Автор:
Эрик АУБАКИРОВ. «Экспресс К».


Комментарии


Комментариев нет.

Контент устарел, комментирование закрыто