Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Став учителем, я установила для себя правило: любое обучение должно идти от души!


18 ноября 2016, 04:15 | 2 154 просмотра



Сегодня, уважаемые читатели, мы хотим познакомить вас с учителем, который имеет такой необычный характер и несет в себе огромный заряд энергии и позитива, что даже просто находясь рядом с ним, у вас невольно появляется желание совершить нечто значимое, доброе и главное полезное для других. А поговорив  с ним,  понимаешь, как же это, оказывается, важно найти в жизни именно свой путь…!

- Светлана Юрьевна Грибанова – учитель начальных классов, высшей категории, КГУ «Средняя школа №2» города Талдыкорган.

О своем желании стать учителем Светлана Юрьевна рассказывает: «Каждый из нас в детстве играл в игру, которую все называли «Школа». Помните, наверное?! Мы с ребятами поочередно менялись, и каждый изображал из себя учителя, а остальные, значит, «ученики» и они должны были его слушать. Так вот, изображать «учителя» мне нравилось до такой степени, что я уже в детстве определила для себя: «Вот она моя будущая профессия!» Что самое удивительное, я ни помню, ни одного раза, когда я мечтала бы о  другом! Даже сегодня, если задать мне вопрос:  хочу ли я поменять профессию? Я отвечу: «Нет!» Если подумать, то я больше ничего и не умею, кроме того, чтобы обучать детей!»

- Родом Светлана Юрьевна из Талдыкоргана.

- Когда была маленькой моим родителям в силу обстоятельств, пришлось уехать в Тургайскую область. Это были времена по Поднятию целины, - продолжает свой рассказ наша собеседница. - Среднее образование получила в Тургайской области. После окончания школы поступила в Панфиловское педагогическое училище, в котором проучилась два года. Окончив его, приняла решение переехать в город Талдыкорган. Здесь у меня жила бабушка. По приезду в город, я, согласно направлению, должна была идти работать в школу имени Гайдара, но побеседовав с директором, узнала, что мне придется немного подождать. Однако, так как, на месте мне не сидится, я отправилась искать работу самостоятельно, но  везде меня ждал один ответ: «Приходите позже!».

В школу Ленина меня прислали с ГорОНО. Мне было передано руководство второго класса. Я обучала их два года, а на следующий уже  набрала свой класс, который состоял из тридцати человек. Ребята очень быстро привыкли ко мне, потому что наше обучение было непростым. Хорошо помню, что мой класс и еще несколько других классов с разных школ были отобраны для проекта, в котором участвовала швейная фабрика, расположенная близ города в зоне отдыха «Дубки». Со школ отбирались классы и на несколько месяцев уезжали туда вместе с учителями. Там мы и лечились, и учились, и осваивали для себя профессии, которые существовали на тот момент на швейной фабрики. Для нас были оборудованы специальные кабинеты. Это были моменты, когда мы и днем и ночью были с нашими учениками! И воспоминания об этих поездках только самые радушные. Они  очень сильно объединяли класс, помогали нам развивать в детях умение дружить и поддерживать друг друга».

- Светлана Юрьевна, насколько мы знаем в данной школе Вы работаете уже 28 лет. А приглашали ли Вас для работы в другие школы?

- Приглашали работать в Назарбаев Интеллектуальную школу, но я отказалась. Куда я пойду? Это моя школа, теперь я отсюда даже с места не двинусь, - шутит наша собеседница. - Здесь все свое, родное. Даже в отношении оформления кабинета. Мы с ребятами оборудовали класс так, как нам удобно, здесь уютно, тепло и светло. Мы обучаемся в нем уже три года, и нас все устраивает.  Запросы, которые были у меня, все удовлетворились. Теперь я даже не знаю чего и желать?

- Скажите, наверное, довольно, тяжело расставаться с учениками, которых вели на протяжении 4-х лет?

- Конечно, нелегко. За эти годы они ведь как родные становятся. Изначально, когда родители приводят своих детей в первый класс, у всех присутствует некое волнение, переживание, ведь я им все-таки чужой человек. Поэтому я с самого начала объясняю: "Вы отдаете мне своего ребенка, и с сегодняшнего дня я буду проводить с ним больше времени, чем вы. Но поверьте мне, я прекрасно знаю, какую роль должна играть в их воспитании. Поэтому прошу мне просто доверится!". Спустя некоторое время родители перестают волноваться, потому что видят, что их детям очень нравится обучение. Иногда складывается ощущение, что мы, учителя, знаем детей лучше, чем их родители. Потому что именно мы, видим ребят в самых разных ситуациях: радостными, задорными, грустными, сердитыми, видим их смех и слезы, наблюдаем за тем, как они умеют дружить. Все эти эмоции в поведении и есть внутренний мир детей! А для любого настоящего учителя внутренний мир ребенка - это самое главное!

- Вы пришли на работу, когда Вам было чуть больше 19 лет. Расскажите, пожалуйста, кто оказывал поддержку и обучал Вас основам профессии?

- Школа Ленина во все времена считается одной из самых сильных в нашем городе. Когда я пришла, здесь, уже был очень сильный блок начальных классов. Меня приняли в тот коллектив, который считался лучшим из лучших. Поэтому мне не оставалось ничего другого кроме, как подстраиваться под его ритм. Здесь работали такие учителя как: Галина Федоровна Клочко, Валентина Григорьевна Дробница, Орынтай Бекешевна Серикова, Надежда Ивановна Торичная и многие другие мои наставницы. Это сильные личности – присутствовать у них на уроках было одно удовольствие; как умело и профессионально они работали с детьми. Из администрации мне особо запомнилась Людмила Петровна Стадниченко. Она работала завучем и обладала небывалым умением - управлять коллективом. Больше всего меня удивляло в ней то, что она никогда не делала замечаний, а лишь направляла. Еще один замечательный профессионал - Маргарита Васильевна Урих. Иногда случается так, что я встречаю ее на улице, и она до сих пор с такой нежностью относится ко мне.

Эти люди не порицали нас за ошибки, и я считаю, подобное качество одним из самых высоких показателей, который только может присутствовать в учителе. Вспоминая о них, мне на ум всегда приходят слова Марка Твена, который сказал: «Держитесь подальше от тех людей, которые пытаются уменьшить вашу значимость. Так всегда поступают маленькие люди. А действительно великие внушают вам чувство, что и вы тоже можете стать великим»!

- Какая главная черта характера помогает Вам добиваться успехов  в своей профессии?

- Став учителем, я установила для себя одно четкое правило: любое обучение должно идти от души. Понять это можно по глазам и по поведению учеников на уроке. Если ты учишь так, чтобы дети смотрели на тебя с заряженным энтузиазмом, значит, ты учишь от души! Плюс ко всему, мне всегда помогало такое качество, как целеустремленность! Иногда друзья в шутку называют меня «танком». Но я сама не могу ответить на вопрос, каким образом в голове рождаются идеи. Бывает, лежишь ночью, пытаешься уснуть, а тут перед глазами картины, как мы с ребятами проводим открытое мероприятие на ту или иную тематику. Все так ярко, красочно и интересно, что просто не возможно не воплотить это в реальность. Благо, что мои ученики и их родители, во всем меня поддерживают и всегда рады новым проектам. Однако за  28 лет работы я  поняла, что одного ребенка воспитать намного труднее, чем тридцать! Поэтому наравне с интересным проведением уроков и мероприятий учитель должен уметь держать дисциплину. Требовать дисциплины от учеников, не соблюдая ее самому, кажется мне нечестным делом. Поэтому каждому учителю нужно стараться всегда, вовремя выполнять возложенные на него обязанности.

- Раскройте маленький секрет: почему родители, в поведении ребенка не могут добиться того, чего учителя в школе добиваются с легкостью?

- Здесь все зависит от отношения родителей к своему ребенку. Родитель может позволить себе расслабить свое чадо, а учитель  этого никогда не делает. Учитель всегда должен понимать: залог успеха – это дисциплина. Не будет дисциплины - не будет урока, а это уже означает, что материал не воспримется, так как нужно. Я расскажу вам случай из своей практики. У меня была одна ученица, умница-умницей! На уроках самый примерный ребенок, и отвечает и поможет другим и все делает, как говоришь. Однако когда она приходила домой,  то с порога бросала свой портфель и начинала всеми командовать. Недавно, спустя несколько лет, я встречаю ее маму и спрашиваю: « Как там Оленька?». Она отвечает: «Ну, все такая же!». Посмеялись, конечно, весело, и тут я снова вспомнила свою фразу: «Да, одного ребенка воспитывать намного труднее, чем тридцать!

- Ваше личное мнение, каким должно быть отношение учителя к своим ученикам?

- Во-первых, учителя не обязаны говорить детям, что они их любят, это прямая обязанность родителей, однако мы должны так относиться к ребятам, чтобы они нашу любовь чувствовали. Когда я строго отношусь к своему классу, то тут же говорю им: «Я строгая не потому, что я злая или мне так хочется вас заставлять. Я строгая, потому что знаю, если мы сейчас не научимся  выполнять поставленные задачи, то у вас обязательно будут возникать сложности позже». Благодаря сдержанной строгости, каждое слово учителя маленьким ребенком запоминается как установка. Установка, которую мы должны доносить мягко, но, одновременно, не допуская в голове ребенка даже мысли о том, что ее можно не выполнять или проигнорировать. Вот когда в начальных классах учитель не делает правильных установок, то и в последующем такого ребенка тяжело будет контролировать как в поведении, так и в обучении.

- Вы говорите тридцать детей легче воспитать, чем одного. Но как, же тогда быть с таким понятием как личностный подход, о котором все говорят?

- Правильно говорят. Без личностного подхода твоей работы попросту не будет. Потому что у каждого ребенка за плечами столько разных нюансов. Учитель должен знать не только самого ребенка, но и частично знать, что происходит у него в семье. Мы не выспрашиваем у них об этом, обычно они рассказывают о своих проблемах и трудностях сами. Но мы должны уметь понимать и прислушиваться, потому что бывает так, что у ребенка дома действительно возникают огромные сложности, что у него просто напросто от всех мыслей и переживаний не входит в голову то, что ты ему пытаешься донести. И в таком случае наша обязанность найти правильный подход.

А обучать тридцать человек легче, потому что ребята здесь работают не каждый сам за себя, а все вместе.  А это, поверьте мне, воспитывает в людях, большое количество хороших качеств.

- Но бывают, же учителя использующие методы крика и порицания, что же тогда происходит с детьми?

- Да, к сожалению, бывают и такие учителя! Но вы только представьте, на ребенка кричат дома, оскорбляют и унижают, и когда он приходит в школу продолжается тоже самое, только вдобавок все это происходит на глазах у его друзей и одноклассников. Подобное не вызовет у него ничего кроме всплеска агрессии и замкнутости. Если это является целью родителей и некоторых учителей, то я бы посоветовала им самим, обратится за соответствующей помощью к специалистам.

- Перечислите несколько Ваших личных «золотых» правил в воспитании детей?

Первое правило: никогда с детьми не разговаривайте, как с детьми. Всегда нужно уметь говорить с ними на равных.

Второе правило: никогда нельзя говорить детям такую фразу: «Я сказал, значит так и будет!» Поверьте мне, это ужасный метод. Ребенку нужно объяснить, почему должно быть именно так! Почему если он сделает, как вы ему говорите, будет лучше. Нужно чтобы он сам убедился в этом, и тогда ждите замечательных результатов в исполнении.

И третье правило: любой учитель, да и просто взрослый человек, должен уметь правильно решать конфликты, которые возникают как между самими детьми, так и между детьми и взрослыми. Решая конфликт правильно, вы не только спасаете ребенка от возникших затруднений, но и будете являеться примером, того как нужно поступать в подобных ситуациях. В школах между детьми конфликты случаются очень часто. Вроде бы только что они мирно играли, а уже смотришь, не поладили. И, обычно, после таких столкновений мы садимся по обе стороны и начинаем разбираться, без криков и взаимных обвинений. Я задаю вопросы одному: «Если бы ты вот таким образом не обозвал второго, он бы сам тебя ударил?». «Нет!».  «Тогда почему ты все-таки решил его оскорбить?» и так далее. Когда разбираешь все по полочкам, плюс расспрашиваешь детей, которые стали свидетелями ссоры, все становится ясным. Действительно виновный признает свою вину, и извиниться ему уже намного легче, а после наступает мир!

- Огромной проблемой в воспитании детей является – лень! Скажите, как стимулировать ребенка на выполнение всех необходимых заданий и при этом побороть данное качество?

- Лень есть у всех! Не только у детей, но и у взрослых. Но вот в отличие от вторых, бороться с ленью детей намного легче, ведь все что для этого требуется – поощрение! Поощрение самыми различными способами. Это может быть и похвала и хорошая оценка, но, к сожалению, это не всегда действует. Поэтому здесь важно наблюдать и выяснить, что именно может повлиять на ребенка, как двигатель в выполнении того или иного задания.

- А в каком проценте в воспитании ребенка должно присутствовать порицание?

- Во-первых, никогда нельзя оскорблять детей! Это ранит их больше чем все остальное. Никогда не оскорбляйте детей! Если хочется сделать какое-то замечание, сделай его, поговорив «с глазу на глаз». Надо уметь в разговоре подвести все так, чтобы ребенок это замечание понял и обнаружил сам. Для примера можно начать с вопросов:  «Как ты думаешь, что ты сделал не так? Для чего я тебя позвал (а)?» И даже если в голосе будет присутствовать строгость, никогда не переходите границ. Установите для себя эти границы.

- Что бы Вы, как профессионал, посоветовали родителям, которые жалуются на то, что новая программа по обучению детей слишком тяжелая и совершенно не понятная, что в последствие при выполнении домашнего задания приводит к крикам и скандалам?

- В обучении детей нельзя допускать того, чтобы требования учителя и требования родителей не совпадали! Категорически нельзя допускать подобного. Иначе, может возникнуть большая проблема.

Проблема в том, что родители видят задание и решают его методом, которому его научили, но научили  30 лет назад. А ребенка сегодня в школе учат выполнять это совершенно иначе, то тут и начинаются споры, в которых, как принято, побеждает родитель, потому что у него есть власть над ребенком и золотая фраза: «Я тебе сказал, значит это так! А ты вот ничего не знаешь!».

Самое главное в выполнении домашнего задания – это разъяснить ребенку, что вначале он должен попробовать и постараться сделать его самостоятельно. Не получается?! Вот тогда то и должен подключиться родитель. Большая проблема у родителей тогда, когда они, начиная с первого класса, сидят со своими детьми за выполнением домашнего задания от А до Я. А загвоздка в чем: вот сел ты в 1 классе, учить уроки, так ты и до 11 класса  рискуешь просидеть вместе с ним. Потому что ребенок привыкает. И он не сядет делать домашнее задание, пока мама не сядет рядом. А маме некогда и вот отсюда и начинаются крики и ругань. Бывают и такие случаи, когда родители хотят поскорее избавиться от назойливого домашнего задания и делают его за своих детей, особенно смешно это смотрится в первом и втором классах. В таких случаях, я прямо в тетради пишу: маме у нас оценка - 5, а ребенку – 2. Родители не понимают, что как бы они не изощрялись, мы все равно знаем, как должны выглядеть буквы и рисунки, когда их пишет ребенок.

- Зачастую можно услышать от детей такую фразу как: «Я не понимаю учителя!». Со временем ты начинаешь замечать, что он прячет дневник с плохими оценками именно по определенному предмету. Как поступать родителям в таких случаях?

- Я советую прислушаться к ребенку. Возможно, он просто отстал от программы и если здесь хорошенько поразмыслить и проанализировать его обучение, то можно выяснить с какого именно момента ребенок перестал понимать учителя. То есть своего рода перекрутить пленку назад и найти причину. Ученик мог прослушать, или пропустить по каким-либо обстоятельствам ту или иную важную тему, а впоследствии, постоянно              сталкиваясь с ней, он рискует запутаться еще больше. Если выясняется, что причина в чем-то другом, то родитель имеет право попросить посещение урока. Садиться и слушать, как объясняет учитель в классе.

- Нам стало известно, что Вы в проведении своих уроков уже два года практикуете систему ДАР, работать по которой Вам лично предложила автор этой технологии - Людмила Сеитовна Кенжигарина. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об этом.

- С Людмилой Сеитовной мы познакомились на семинаре, который она проводила среди учителей нашей школы. Семинар проходил в несколько этапов и надо признаться всем очень понравился,  так как раскрывал для учителей совершенной иной подход к преподаванию и обучению детей. Я помню, что мы активно учувствовали и даже готовили презентации. Но как таковой идеи воплощения пройденного в жизнь у меня на тот момент не возникло. Однако,  чуть позже Людмила Сеитовна позвонила мне и предложила начать работать по системе ДАР. И тут я подумала, а почему бы и не попробовать!?

Договорившись о том, что Людмила Сеитовна все подробно разъяснит как детям, так и их родителям, а так же будет помогать мне, мы приступили к проведению классных часов по технологии ДАР.

Надо признать, результаты меня поразили. Дети были так этим воодушевлены. Потому что им нравилось, во-первых, то, что они готовятся к этим урокам самостоятельно: во-вторых, здесь можно показать себя со всех сторон (все детки это очень любят); в-третьих, на таких классных часах они могут от души и поговорить и поиграть, но одновременно на уроках, проводимых по системе ДАР, ребенок даже не замечает, как с легкостью обучается таким качествам и умениям, которые некоторые ученики не могут приобрести и за все 11 лет обучения.

Темы для проведения классных часов по системе ДАР мы выбираем самые разные. Для начала делим ребят на группы, в каждой группе назначаем капитана, который обязан следить за ходом работы, и учится координировать ее. Потом каждой группе даем определенную тему. В прошлом году темами для проведения классных часов мы выбрали человеческие качества, такие как доброта, вежливость, скромность и так далее. В этом году мы выбрали тематикой: профессии!

Теперь смотрите, каждая группа знает дату проведения своего классного часа. То есть, 8 групп на 8 недель.  Первой группе достается, к примеру, скажем - профессия врача! И дети готовят самые различные задания, игры, инсценировки, слайды, песни, главное чтобы все было связанно с данной профессией.

В процессе мы и сами ребята в первую очередь узнают, значимость данной профессии, ее плюсы и минусы. Группа, проводящая урок учится организованности, собранности, ответственности. А группы-участники обучаются уважительному отношению  друг к другу, самостоятельности, быстрому анализу полученной информации, самокритике, рассудительности, честности и многим другим положительным качествам. Это не просто слова – это дела, которые они выполняют сами. Я в день проведения таких уроков не учитель, я  - наблюдатель. Обычно классные часы по системе ДАР, мы проводим по субботам. И совсем недавно я услышала от родителей вопрос: «Что особенного вы делаете в субботу? Раньше мы не могли заставить ребенка вставать и идти в школу, а сейчас он сам убегает туда, да еще и с таким энтузиазмом!»

- Ваши выводы, что именно изменилось с тех пор, как вы начали применять систему ДАР на практике?

- Дети стали самостоятельными, они наконец-то научились показывать свои знания в нужном аспекте. Они теперь умеют показать не только себя, но и свою группу. Я, как учитель,  заметила, что практически не делаю ребятам замечаний. Почему? Потому что они всегда заняты. И что мне больше всего нравится, я никогда не знаю, каким будет урок! Они готовятся, репетируют, выдумывают, сами по себе. Раньше они советовались со мной, а нынче уже полностью все готовят сами. Одним словом, я очень рада, что столкнулась с системой ДАР, и повстречала такого замечательного человека как Людмила Сеитовна, которая всю душу вложила и вкладывает, по сей день в то, чтобы смысл слов «обучение детей», не превратились в просто пустые слова, а продолжало нести в себе свет. Свет, который остается с человеком на всю его жизнь.

Самое интересное, что очень мало учителей работают по данной системе, а ведь она – это прямой путь к тому, чего пытается добиться от учителей и учеников наша сегодняшняя система образования. Все твердят ученик или студент, должен уметь самостоятельно находить, обрабатывать и запоминать необходимую ему информацию, а учитель (или преподаватель) должен лишь направлять.  Лично я  уже уверена в том, что мои ученики перейдут в старшее звено и вообще выпустятся из школы - умеющие работать без учителя.  Умеющие оценивать свою работу, и работу других по достоинству. Вот это самое главное!

- Что Вы лично цените в своей профессии больше всего?

- Детей!

- Детей?

- Конечно! Однозначно! Меня вообще мало интересует то, что происходит там, за дверью моего кабинета, меня волнуют только, вот эти мои маленькие души, которые сидят и смотрят на меня своими лучезарными глазами и ждут, что я им расскажу сегодня что-то новое и такое увлекательное, то чего они еще не слышали. И вот только за это, поверьте мне, уже можно отдать многое.

- Светлана Юрьевна, если можно, расскажите немного о своей семье?

- Я замужем уже 24 года. Мой муж – самый лучший человек на свете.  У нас два сына: одному – 22 года, он уже работает, а другому – 11 лет, он учится в пятом классе. В городе живет моя мама, мы все заботимся о ней. Так же есть старшая сестра, которая живет в Алматы, но очень часто приезжает навещать нас. Вообще, я хотела бы высказать своим родным огромную благодарность за их поддержку и понимание, за их заботу и ласку.  Они всегда поддерживают меня во всех начинаниях, и я хотела бы сказать им, что безмерно их всех люблю!

- Светлана Юрьевна, огромное спасибо за такую душевную беседу! Удачи Вам во всех делах! И огромное спасибо за то, что Вы из числа тех людей, которые не безразличны к судьбам других!

P.S. Светлана Юрьевна Грибанова 3 мая 2016 года была награждена Медалью «ЫБРАЯ АЛТЫНСАРИНА» и получила Дипломом  Международного казахского творческого объединения «Бейбітшілік әлемі» (Планета Мира – World of Peace) International Kazakh Creative Assosiation.

Знакомство со Светланой Юрьевной, в очередной раз доказало нам, что именно такие люди и являются двигателем всего казахстанского сообщества к лучшему и светлому будущему, ведь их труд не проходит бесследно. Их труд, который сегодня так не приметен, завтра будет искриться в таких же благовоспитанных, справедливых, неравнодушных и сильных личностях. Личностях, которые разбредуться по дорогам судьбы, но всегда будут хранить в душе этот яркий свет знаний, переданный им их любимым учителем.

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА