Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЗВЕЗДНЫЕ ТАНЦЫ - ВСЯ ЕЁ ЖИЗНЬ


2 декабря 2016, 10:56 | 1 579 просмотров



Искусство есть одно из средств единения людей.

Лев Толстой

Вот уже свыше сорока лет прославленный балетмейстер и хореограф Татьяна Матвеевна Манойло, отличник образования Республики Казахстан, Заслуженный деятель культуры Республики Казахстан, награжденная  медалью «Ветеран труд» и медалью Ассамблеи народов Казахстана возглавляет детский образцовый хореографический ансамбль «Солнышко».

Ни один концерт, ни один международный конкурс, фестиваль танцевального искусства года 25-летия Республики Казахстан не обходился без участия  танцовщиц это замечательного коллектива.

Наша первая обстоятельная беседа была, если помнится, в кулуарах городского исполкома ни больше ни меньше, а тридцать лет тому назад. Нынче на дворе другой век, страна другая, готовимся встречать 25-летие независимости Казахстана. Одно у моей собеседницы неизменно – её верность профессии и  непреходящая любовь к танцу.

Татьяна Матвеевна рассуждает:

- Коль о танце речь повелась, то скажу так: танец – душа народа. И сколько себя помню, меня всегда тянуло именно к народному танцу. С большой радостью исполняла его в школе, затем в Оренбургском колледже культуры, позже, в Польском государственном университете имени Марии  Складовской-Кюри, где, кстати, еще больше утвердилась в мысли, что прекраснее народного танца ничего нет. Сегодня мир проявляет большой интерес к фольклору. Взять Европу, там многое утрачено из своего наследия, и это хорошо видно на международных фольклорных фестивалях. В нашей же стране народный танец живет и развивается. И если мы будем его беречь, то еще богаче будет наше искусство, еще сильнее наша Родина – Казахстан.

Скажу откровенно: свою любовь к вечной красоте национальных танцев мы с педагогами образцового хореографического ансамбля «Солнышко» вот уже сорок десятков лет стремимся передать своим воспитанникам. И результаты нашего труда радуют. Никто из девочек-выпускниц не потерялся в жизни. Многие успешно закончили или учатся в вузах, не забывая о своем увлечении танцами, активно участвуют в художественной самодеятельности. Хотелось бы назвать наших звездочек: Айдана Мажбек и Багжан Турусбекова – танцовщицы фольклорно-этнографического ансамбля «Талдыкорган эуендерi» и одновременно студентки ЖГУ. Или Дану Мусину и Дану Онгарову, которые обучаются в алматинских университетах. Специальность хореографа выбрала себе студентка Каскеленского колледжа культуры Молдир Кундакбаева. Сейчас у нас в ансамбле танцуют Айсулу Исканова, Анель Бармакова,  Анастасия Ашаргина, Диана Лавриненко, Ульяна  Фролова, Элина Решетова и еще многие, многие одаренные школьницы.

Девочки признаются: благодаря ансамблю, перед ними открылся многогранный мир. Юные танцовщицы развиваются физически и эстетически. Нравственное воспитание формирует в них крепкий стержень гражданственности. В окружении сверстниц многих национальностей в характерах девочек легко и естественно укрепляется жизненно важное качество – любовь к людям, что живут рядом в любимом городе, встречаются на улицах Талдыкоргана.

Юные таланты познают суть народного танца. Они обожают прелесть и своеобразие казахского, русского, украинского, татарского, узбекского, еврейского, башкирского, карело-финского, испанского, итальянского, белорусского, корейского, уйгурского  и других танцев. А любовь к истокам народного искусства остается с ними на всю жизнь.

Ансамбль «Солнышко» - лауреат Международного детского конкурса «Бозторгай», дипломант IV республиканских Дельфийских игр, лауреат  V областных Дельфийских игр, лауреат VIII областного фестиваля славянской культуры, участник празднования десятилетия Астаны, участник молодежного фестиваля, организованного Фондом тюркских народов, проведенного в турецком городе Кадирли, постоянный лауреат и победитель ежегодного конкурса хореографических коллективов «Жетiсу ернегi» на приз акима города Талдыкоргана.

Танцы – это физическое, духовное и нравственное воспитание. Сегодня  общество обязано понять, что танцы – это система, которая создана в мире для гармоничного развития личности. Роль танца как элемента общечеловеческой культуры должна быть оценена. Родители должны понять, что это важный элемент в воспитании детей и человека в целом.

Интересно было бы узнать, как сама Татьяна Матвеевна стала деятелем культуры, учителем танцев, если выражаться самой упрощенной  терминологией. А потом про её родителей, семейное воспитание, откуда  эти истоки жизни в танце, и танец, ставший мерилом жизненного пути.

Оказалось, что её отец, Матвей Горбунов, родом с Украины из очень большого семейства. А вот дед был известный в округе кузнец. В шестнадцать лет Матвей ушел из семьи, причем на свой страх и риск добирался до Москвы по железной дороге, иногда прямо в угольных ящиках. Он оказался единственным, кто из всех детей вышел в люди. Остальные братья и сестры, оставшись в деревне, весь свой век были связаны с землей, хлеборобством, иначе, кормили себя и страну. Можно сказать, Матвею повезло, его приютила одна бездетная московская семья, она не только называла его своим сыном, но и выучила на военного.

Уже перед началом Великой Отечественной войной Матвею Горбунову выпало счастье поехать в командировку в северный город Архангельск, а там он познакомился с очень милой девушкой.

- Друг нашей семьи, врач Владимир Путинцев, глядя на мамину фотографию, скажет, что у мамы исконно русская красота, - рассказывает Татьяна Матвеевна. – Моя мама появилась на свет в 1920 году в Архангельске. Папа был на пять лет старше её. Одним словом, молодые и влюбленные вскоре сочетались законным браком.

Вскоре глава семьи получил новое назначение – его направили в Воркуту начальником одной из колоний. В 1942 году в семье родился первый ребенок, девочку назвали Людой. А через два года родилась вторая дочь Галя.

- Мама потом вспоминала: пурга метет, а они в палатке ютятся. Но ни холод и неустроенный быт пугал её, - откровенничает Татьяна Матвеевна, - главный страх и переживания касались моего отца. Мама боялась за его жизнь, ведь к тому времени на него уже дважды покушались. Она вздохнула лишь тогда спокойно, когда его направили учиться на курсы буровзрывников в Москву.

Семья Горбуновых жила в Подмосковье, в Пушкино. Ждали появления третьего ребенка. А тут в марте 1953 года умер Сталина, Похороны вождя, излишние переживания и расстройства привели к тому, что у матушки случился выкидыш. Но вот, когда глава семьи закончил курсы, то получил направление и стал начальником участка «Казахвзрывпром»  в одном из целинных хозяйств на Акмолинщине. Несмотря на трудности, родители души друг в друге не чаяли, их любовь передавалась детям. А еще в дружной семье появилась новое прибавление – третья дочь, которую назвали Танюшей, а случилась эта великая радость в селе Алексеевке.

- Папа ежегодно возил летом семью на отдых. Мы то в Сочи летали, то плавали на теплоходе в Одессу. Однажды, мы всей семьей съездили в родные места отца на Украину, - вспоминает Татьяна Матвеевна. – И что вы думаете, сельчане припомнили, что папа с родственниками – цыгане. Как известно, цыгане весьма веселый народ, петь и плясать – великие мастаки. Вот оказывается, где кроется разгадка моей тяги, моему увлечению и любви к танцам. Скажу так, чувство ритма рождается вместе с человеком, и даже, если нам не до конца известны свои истинные корни, рано или поздно, эта «гремучая смесь» неожиданно проявится и украсит нашу жизнь каким-то новым поворотом в судьбе. Так и случилось со мной.

Да, действительно, сколько себя помнит Татьяна Матвеевна, она с детства всегда танцевала, чуть, где услышит музыку, тотчас преображается, плечиком поведет и…

- Однажды к отцу приехали люди из головного управления. Одна женщина из командированных, увидев, как я танцую, сказала, меня необходимо учить хореографии, серьезно заниматься танцами. Эту же рекомендацию выдала выездная приемная комиссия Алма-Атинского хореографического училища. Правда, папа и мама не решились на то, чтобы отпустить меня такую маленькую из дома да так далеко.

А в это время семья Горбуновых жила в горняцком городе Каратау, прославленном своим месторождением с мировыми запасами фосфоритов. И следует отметить, что в городе была развита сеть культурных учреждений. У одной только обогатительной фабрики имелось три клуба и два дома культуры. Папа купил младшей дочке фортепиано, хочешь стать деятелем искусства – учись. Татьяна начала заниматься и в музыкальной школе, и в танцевальном кружке Дома культуры.

Её впечатления о детстве самые радужные, самые счастливые, потому-то, наверное, она ощущала себя свободной птицей. А тут наметился переезд всей семьей в Талдыкорган. Помнит, как  ехала в грузовой автомашине, сидя в кузове да  на диване, со всех сторон обложенная узлами и коробками, чем не принцесса на горошине. Сразу по приезду, родители определили дочерей на учебу в школу. Это была общеобразовательная средняя школа № 1 имени Абая, как говорили, самая лучшая в городе. И действительно, даже  семикласснице Тани Горбуновой стало ясно, что есть большая разница между  обучением в Кентау и здесь, в Талдыкоргане. И надо отметить, что  именно в тот период учительский коллектив возглавлял Эдуард  Андреевич Кра, он же преподавал  физику, а учителем математики был заядлый шахматист Николай Ильич Маматов. Из ярких, интересных учительских личностей на всю жизнь запомнились Евгения Тимофеевна Орлова, преподававшая химию и словесник Николай Васильевич Мазняк, учитель милостью божьей и замечательный детский поэт.  Это уже потом, став взрослой Татьяна откроет для себя взрослую поэзию Мазняка, опаленную войной его суровую, фронтовую музу.

А еще в Талдыкоргане была музыкальная школа, располагавшаяся в городском парке, со своими замечательными традициями и коллективом опытных педагогов.

- В Талдыкоргане нас учили основательно, стремясь вызвать интерес к предметам. Надо признать, музыкальную грамоту (сольфеджио), я стала по-настоящему понимать только здесь, учась у Галины Семеновны Шаболкиной.  – Татьяна Матвеевна перевела дух. Явно вся ушла в воспоминания минувших лет. Не прошло и минуты, как она продолжила свой рассказ. – А каким чудесным педагогом по музыкальной литературе  зарекомендовала себя душевный человек, по настоящему влюбленный в музыку подвижник, Тамара Константиновна Мельникова. Она научила понимать и любить музыку. Её уроки, прослушивание фрагментов из выдающихся музыкальных произведений, взволнованный рассказ о творчестве того или иного композитора навсегда запечатлелись в памяти.

В девятом классе Татьяна окончила музыкальную школу. А в десятом классе поступила в танцевальный ансамбль Дома культуры, где руководителем была Екатерина Михайловна Князева.

И вот  настал в жизни момент, когда надо было выбирать между мечтой и реальностью, кем быть по профессии, с миром какой направленности связать свою судьбу. И что тут кривить душой,  папино горное дело кружило её голову на самом полном серьезе. Однако выяснилась одна не совсем приятная особенность: на чисто «мужской» горный факультет Алма-Атинского политехнического института девушек не брали. И тогда она подала документы на факультет геофизики, но на первом же экзамене по математике её ожидал провал. Вернулась домой в самых расстроенных чувствах, но повстречалась директор школы Майя Алексеевна Баранова, преподаватель истории, и сказала вместо утешения одну фразу: «Пиши заявление, будишь вести уроки пения». Конечно, Татьяна за это предложение ухватилась с большой радостью. А еще её пригласили поработать музыкантом в детском садике. Общение со школьниками складывались хорошо, но до поры, однажды племянница-семиклассница перед началом урока во весь голос выдала: «Танька пришла!» Этот инцидент стал последней каплей переполнившей чашу её педагогического терпения. Без сожаления через полгода она ушла из школы, но в детском саду продолжала работать. И вышло так, что сосед, работник облсовпрофа Владимир Ким предложил по направлению поехать в Ленинградский институт культуры  учиться на хореографа. Конечно, Татьяна бросилась к авторитетному педагогу Екатерине Михайловне Князевой посоветоваться. А та вдруг подсказала иной адрес: поезжай поступать в культпросветучилище города Оренбурга, в этом старейшем прославленном учебном заведении готовят профессионалов высокого класса.

С отцовского одобрения, на следующий год Татьяна самостоятельно полетела самолетом в Оренбург. На каждом шагу ей в глаза бросалась старина, а уж здание училища и вовсе разочаровало, первый этаж наполовину в землю ушел. Стоит оглянуться, вокруг одноэтажные домишки, больше похожие на бараки. Но отступать было не с руки. Сдала в приемной комиссии документы, прошла первые консультации. Получила место в  общежитии. Специальность – постановку танца сдала на отлично, а потом сочинение, историю СССР. В итоге – зачислена на первый курс, причем оказалась единственной из Казахстана, остальные абитуриенты местные – из Оренбургской области, Орска и Башкирии.

Она училась с огромным удовольствием. В группе её избрали комсоргом. На двадцатилетие в Оренбург приехала мама, и конечно первым долгом поинтересовалась у педагогов: каковы успехи её дочери? Василий Дмитриевич Швец, преподаватель по народному танцу, сказал: «Да что ж за ребенок такой!» Мама со страху: «Что ж такое?» - «Да все б такие были!»

Окончив училище с красным дипломом, отработав год по распределению в городе Светлом Оренбургской области, Татьяна вернулась в Талдыкорган и устроилась на работу в Дом пионеров, где тогда уже работал хореографический ансамбль «Солнышко». Его основателем на базе танцевального кружка в 1975 году был Борис Закирович Шагалиев. Кстати, еще перед последним курсом, находясь на летних  каникулах, у Татьяны произошло знакомство с будущим мужем Валентином Манойло. И все это время между молодыми людьми вызревал красивый почтовый роман, который  завершился подачей заявления в ЗАГС и свадьбой в августе месяце.

- С той поры мы с Валентином не расставались. Уже будучи замужем, с двумя детками на руках, мы парой ходили на все вечера и мероприятия. И подруги мои знали: Валентин часть моей души, моего сердца. Никто не мог представить меня без него. И это единение душ, того тончайшего, что объединяет близких людей, дает такую силу и желание жить, любить, что кажется… Мне до сих пор кажется, что все доброе, что происходит со мной, послано моим Валей оттуда, где нам все равно суждено когда-нибудь встретиться.

В 70-е годы в Доме пионеров сложился замечательный коллектив преданных искусству танца специалистов: классический танец преподавала Надежда Матвеевна Титенко, Валентина Ивановна Тегай, Елена Валерьевна Путинцева.  Благодаря большому труду преподавателей и одаренных детей в 1979 году первыми в республике ансамбль завоевал звание образцового. А через год это звание надо было подтвердить. Татьяна Манойло и балетмейстер Людмила Чеусова, казалось, сделали невозможное, но звание было подтверждено.

В доказательство преемственности, мне бы хотелось здесь привести целый список тех девочек, девушек, а теперь вполне взрослых людей, которые стали продолжателями дела Т. М. Манойло. Это виртуозная Татьяна Медведева, которая ныне танцует в Барнаульском театре оперетты. Это Надежда Костюкова – опытный хореограф Павлодарского центра детского творчества.  Это выпускница Алматинского хореографического училища Алия Мынжасарова. Это воспитанники Б. З. Шагалиева, ставшие сами руководителями творческих танцевальных коллективов: Эдуард Мусаевич Гаитов, Ирина Ростиславовна Когай, Лариса Борисовна Мордухова, Валентина Ивановна Тегай, а также Гульмира Дубековна Смагулова, Галина Алексеевна Нам, Юрий Николаевич Китанин, Жанара Каримовна Есимова, которые отдают всю душу и жар сердца работе с детьми и молодежью.

- За сорок лет, что я работаю с ансамблем «Солнышко», мне не встречалось ни одного человека искусства, у которого  не было бы большого сердца, - говорит Татьяна Матвеевна. – В Талдыкоргане все балетмейстеры очень дружны между собой. Мы – люди разных национальностей, живём дружно и радуемся успехам друг друга. Я люблю приводить слова великой балерины Галины Улановой о труде танцовщика: «Балет – это каторга в бантиках». Так что прежде чем танец превратится на сцене в кружево из воздушных па, подсчитайте часы репетиций! Чтобы через великую усталость и растраченные нервы родился отличный номер. А уж когда у зрителя, увидевшего финскую польку в исполнении наших малышей или комический танец «Я хочу танцевать» у девчат старшей группы ноги сами «запросятся» в пляс, это будет называться «попасть в десятку».

- Татьяна Матвеевна, называя ступеньки вашего образования, вы  упомянули  про учебу в Польской Народной Республике, как это случилось?

- Дело было так, - смеется моя собеседница. – Как известно, в девяностые годы была создана Ассамблея народов Казахстана. Под её эгиду вошли культурные центры всех национальностей, населявшие Казахстан. Однажды ко мне обратилась с просьбой тогдашний председатель польского культурного центра Наталья Малицкая, надо было подготовить с детьми концертный номер. Сначала мы поставили танец мазурку. Потом еще один народный польский танец. Зритель очень тепло встречал эти номера. И вот как-то звонит по телефону Наталья и делает мне предложение поехать за счет польского правительства на курсы по изучению польского танца. Я в ответ: с удовольствием поеду! Очень долго ждала официального приглашения. Не раз посещала мысль, что такого не будет. А в конце лета, когда мы только что вернулись с ансамблем с одного выездного концерта, Матвей-сын мой подает письмо: «Пани мама готовьте чемодан!»

По утверждениям Т. М. Манойло учеба в ПНР стала для неё большой удачей и счастьем.

- Судите сами и поверьте на слово, у меня постоянно было ощущение возвышенного чувства, словно я окунулась в молодость. Даже не предполагала, что в пятьдесят лет выйду на сцену и буду танцевать. А знаете, пришлось. Три года обучения на факультете фольклора для руководителей польских ансамблей в университете имени Марии Складовской-Кюри польского города Люблин. Вместе со мной изучали польские танцы (а они в каждой области ПНР свои, оригинальные) представители  танцевальной культуры из многих стран мира – Франции, Австралии, России и других государств, причем, многие из студентов очень хорошо говорили по-польски.

Студенты прослушивали курс лекций по истории танцев, а полученные знания закрепляли практически – танцевали тот или иной танец. Для выступлений обязательно выдавались народные костюмы. За первый курс были сданы 21 зачет. Что еще интересное выяснялось, оказывается, на польские песни можно ставить отдельный танец. И вообще, взять хотя бы полонез, мазурку, польку, оберек или кувяк, другие танцы – все они поются и танцуются. В итоге возникают очень красивые хореографические сюжеты.

- И тут со мной приключился вот такой курьезный случай. На одном из экзаменов, - вспоминает Татьяна Матвеевна, - преподаватель предлагает мне спеть: «Что пани будет спевать? У неё со слухом плохо? Да, можно и с тетрадочкой». Я успела про себя удивиться: вообще-то, я ехала за тысячи километров сюда танцевать, но никак не заниматься вокалом. Но делать нечего, петь так петь, пою текст песни, что записан у меня по слуху. Мелодию выдерживаю точно, но слова безбожно перевираю, произношение, увы, не польское. У носителей языка такое исполнение вызвало не только неудержимый смех, а у экзаменатора  глаза полезли на лоб, к счастью прозвучало категорическое: «Достаточно!» Вы бы видели лицо аккомпаниатора, он просто пал на фортепиано, я же, оторвав глаза от тетради, наконец-то уяснила, что, впервые, выступала в роли комика,  бессознательно покусившись на славу Чарли Чаплина. Тут  мои экзаменаторы дали вою своим чувствам, посмеялись от души и за большую выразительность и отличное знание мелодии удостоили меня отметки «Прекрасно».

Потом спустя годы педагоги, которые восхищались моими постановками танцев, однажды нагрянули к нам в Талдыкорган, с целью посмотреть, как же работает их лучшая студентка. Мои воспитанницы «не ударили  лицом в грязь», так вдохновенно станцевали перед взыскательными знатоками три польских танцев, что гости,  восторгаясь, аплодировали им стоя и меня благодарили за доставленное удовольствие зреть шедевральный рисунок танца.

И чтобы закрыть польскую тему, не удержался от любопытства, спросил, как же моей собеседнице удалось подружиться с польским языком?

- Тут мне придется рассказать, как я, что называется, «прокололась» в самый первый приезд в Польшу. На вокзале я обратилась к польке, которая внушала мне доверие с вопросом: «Проше, пани…» и далее излагаю просьбу, где мол, у вас меняют деньги на польские злотые. Пани шарахнулась от меня в сторону, словно я поразила её электрическим разрядом. Оказывается, мне не следовало говорить слово «проше», та польская дама решила, что я требую от неё отдать всю имеющуюся у неё наличность. Можете себе представить, что она подумала про меня, как  оценивала столкновение на вокзале.

Но постепенно все уладилось. На первом курсе я часто подходила к куратору – старосте из старшекурсников с вопросом: «Каролина, а что я все-таки получила за ответ?» Она мне: «Бардзе  добже!»  Так-то оно так, а как же по-русски. Таким вот образом у нас воспитывали интерес к польскому языку. Взять педагогов, студентов, хотя все они прекрасно изъяснялись по-русски, но отвечали нам только по-польски.  Мой диплом не стыдно показывать, там у меня стоит оценка «бардзе добже» - «прекрасно».

Ну а теперь сугубо про личное. Всего несколько слов о семье. И так, Татьяне Матвеевне Манойло (Горбуновой) на сегодняшний день всего-то чуть больше пятидесяти лет, а по гороскопу она Стрелец. Её непосредственный «тыл» - это дочь Алена с зятем Денисом, внучок Илюшенька. Сын Матвей и внук Артем.

Какие семейные традиции соблюдаются у Манойло?

- У нас в семье родились два праздника. Когда был жив мой супруг Валентин, мы отмечали день нашей свадьбы – шестого августа – как один из самых светлых дней жизни. Такой же день свадьбы дочери Алены с Денисом 24 сентября. Эти два семейных торжества мы проводим ежегодно за красивым столом, вспоминаем самые прекрасные моменты…

Смотрю на эту статную, целеустремленную, красивую, оптимистичную женщину и, припоминая все о ней самой сказанное другими, повороты её собственного повествования, воскрешая в памяти впечатления от танцев её воспитанников, начинаю осознавать то, за что же любят её талдыкорганцы, и млад, и стар. Все что она делает – делает с любовью, с полной отдачей сил и знаний. Она служит ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВУ КРАСОТЕ, которую изо дня в день воспитывает у станка в балетном зале в человеке будущего.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед