Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Нравственное воспитание в современном обществе Казахстана


17 февраля 2017, 09:11 | 654 просмотра



Нравственное воспитание молодого поколения приобретает в современных условиях особенно большое значение. Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка.

Наделив школьника знаниями, но, не воспитав в своем ученике нравственно богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера.

Национальная доктрина образования одной из ключевых задач провозглашает воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

Так как,  Президент нашей страны Н.А.Назарбаев в своем послании акцентирует усилить внимание на важные моменты воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности.

Развитие и процветание любого государства, в том числе и Казахстана, может быть успешным лишь при активном участии в этом процессе подрастающего поколения. Закон Республики Казахстан «Об образовании» требует активного формирования у учеников высоких нравственных качеств: патриотизма, гуманности, уважения к своей культуре, нравственного поведения. В этой связи возрастает ответственность, прежде всего школы.

Результаты нравственного воспитания школьников должны стать приоритетными показателями в ее работе. В школе предстоит воспитать такую личность, чтобы она сумела выстоять в это сложное время, когда все ярче обнаруживается неудовлетворительное состояние нравственной позиции окружающих людей, утрачиваются основные ценности.

Педагог, занимающийся нравственным воспитанием, никогда не обойдет следующих постулатов: он сам должен являться примером нравственного поведения, быть личностью. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции.

Человек по своей природе не любит однообразия, и поэтому монотонная, неэмоциональная, однообразная речь педагога зачастую гасит интерес к беседе, к общению, к сотрудничеству, что делает невозможным или малоэффективным нравственное воспитание. Результативность работы педагога зависит и от способности учителя научить ребенка интонационно-образному восприятию мира.

Нравственное воспитание школьников всегда было актуальнейшей задачей педагога, а сегодня – особенно. Но решать ее в любое время было сложно. «Учительство – это искусство, воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Такое понимание учительской миссии выделяет в качестве важнейших проблем педагогического образования формирование нравственной позиции.

Целью нравственного воспитания является формирование нравственного сознания, поведения и важнейших моральных качеств личности: патриотизма, чувства дружбы, и консолидации между народами, коллективизма, гуманизма, ответственного отношения к труду, сознательной дисциплины и др.

В моральном облике любого человека эти проявления находят свое воплощение в воспитании гражданственности. В ней выражена самая высокая мотивация поведения, определяемая общественным долгом.

В системе межнациональных отношений в центре внимания школы всегда находится проблема единства казахстанского народа, истоками которого является многонациональная культура, устанавливающиеся экономические связи, обеспечивающие духовное развитие всех народов, населяющих территорию нашей республики, ближнего и дальнего зарубежья.

С приобретением Республикой Казахстан статуса суверенности появилась возможность реального возрождения истории, культуры, обычаев, языка казахского народа, создались возможности для обновления содержания школьного образования на основе учета национальных традиций в единстве с мировой культурой и достижениями разных народов. Сегодня, в Казахстане сохраняются стабильность, национальное согласие и гражданский мир. Курс на укрепление дружбы между народами совпадает с желанием казахстанцев решительно двигаться вперед по пути обновления, экономических реформ и духовного возрождения.

На основе принципа гуманизма осуществляется воспитание уважения к человеку как высшей ценности общества, развиваются чувства достоинства, гордости и чести. Гуманизм наследует традиции демократического гуманизма с его требованиями уважения человеческого достоинства в каждом человеке независимо от имущественного положения, пола, расы, нации. Он содержит в себе проявления человечности, увековеченной в определенных нормах общежития: сострадание горю человека, готовность помочь в беде, защитить от насилия или оскорбления.

Содержание нравственного воспитания проявляется, прежде всего в практической деятельности школьников, учебе, труде, общественной работе, в характере их отношений, способах взаимодействия, в усвоенных нормах поведения.

Нравственное развитие личности происходит в течение всей жизни человека под влиянием контактов с окружающими его людьми и проявляется в его оценках и отношении к действительности, обществу, взаимоотношениях с другими людьми, в его действиях и поступках. Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т.е. понимание им того, как и почему следует поступать так, а не иначе, так и внешнюю сторону его проявления, выражающуюся в суждениях, поступках и поведении, формируется в течение всей жизни.

Автор:
А.Б.КЕНЖЕБЕКОВА, учитель начальных классов СШ №2 им.Ленина, г.Талдыкорган.