Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Использование игровых моментов на уроках математики в 10-х и 11-х классах


14 июня 2010, 14:03 | 1 990 просмотров



Учитель должен строить свою работу, на мой взгляд, таким образом, чтобы поддерживать познавательный интерес к математике на каждом уроке, но эта задача достаточно сложная, особенно в старших классах. Чтобы ее успешно решать, необходимо, прежде всего, знать психологическую основу интереса. Современная педагогическая наука связывает интерес со сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Исследователи познавательного интереса отмечают его положительное влияние на все психические процессы и функции - восприятие, внимание, память, мышление, волю. Особенно велика связь интереса с вниманием.

«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши» - так считал К.Д. Ушинский, известный педагог.

Ознакомившись с работами современных ученых, педагогов и психологов, используя свой опыт преподавания, хочу заострить внимание на одном из основных условий, при котором возникает и развивается интерес к учению! «Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен».

Многие годы работала над разработкой и подбором материала под рубрикой «Как сделать урок интересным?»

Предлагаю вашему вниманию некоторые игровые моменты на уроках в 10-11 классах при повторении, обобщении некоторых вопросов отдельных тем по геометрии. Предлагаемые задания рассчитаны на устное их решение.

Игра «О, математик!» 11-й класс (геометрия)

Отборочный тур.

1. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал неприятельскому солдату, пришедшему убить его: «Не тронь моих кругов»? (Герои, Пифагор, Архимед)

2. Какая теорема в средние века называлась «магистром математики»? (Теорема Виета, теорема Пифагора, теорема Ферма)

3. Его называют Коперником геометрии, он совершил переворот в геометрии, как Коперник в астрономии (Карл Гаусс, Пифагор, Лобачевский)

4. Кого современники называли королем математики? Он высоко ценил идеи Лобачевского. (Вейерштрасс, Гаусс, Ферма)

5. Какой русский писатель закончил физико-математический факультет? (Грибоедов, Гоголь, Чехов)

6. Кто измерил длину земного меридиана? (Фалес, Эратосфен , Евклид)

7. Кто является создателем первой не евклидовой геометрии, давшей начало многим другим геометриям? (Риман, Лобачевский. Гильберт)

8. Какое великое творение древнегреческой математики лежит в основе учебника по геометрии для средней школы во всех странах? Кто его автор? (Платон, Евклид «Начала», Архимед)

Конкурс среди команд (по 3 человека)

Знаю теорию

1. При каком условии сечение цилиндра - квадрат?

2. Что представляет собой развертка боковой поверхности конуса?

3. Указать отличительные признаки сферы и шара.

4. Назвать формулу для вычисления боковой поверхности усеченного конуса.

Знаю историю математики.

1. Назвать две фамилии ученых-математиков, с именами которых связаны формулы, теоремы в геометрии (теорема Пифагора, теорема Герона).

2. Кем и когда было дано определение цилиндра, исходя из вращения прямоугольника около одной из его сторон? (Евклид в XI книге «Начал», IV в. до н.э.)

3. Кто первым дал строгое доказательство формулы для вычисления площади поверхности шара? (Архимед в своем трактате» О шаре и цилиндре», III в. до н.э.).

4. Верно ли, что Наполеон Бонапарт писал математические работы? (Да, более того, один красивый геометрический факт носит название «Задача Наполеона»).

Занимательные задачи.

1. Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял ,если известно ,что волк был одним из первых ,а лиса была предпоследней (Лиса - первое. Волк - второе).

2. Какой гвоздь крепче держится в деревянной стене (труднее вытащить из стены) -круглый, квадратный или треугольный, если забивают их на одну глубину и площади их поперечных сечений равны? (Треугольный, он имеет большую боковую поверхность).

3. Четыре яблока, не разрезая их, нужно разделить между тремя приятелями так, чтобы никто из них не получил больше, чем остальные. Как это сделать? (Первому - 2 яблока, второму - 1 яблоко, третьему - 1 яблоко).

Задачи повышенной трудности.

1.Чему равен угол, образованный двумя диагоналями 2-х граней куба? (ответ: 60 градусов).

2. Вот вопрос, который, без сомнения, покажется многим слишком наивным или, напротив, чересчур хитроумным: сколько граней у шестигранного карандаша? (Восемь)

3. Как провести плоскость, чтобы в сечении ею правильного тетраэдра образовался квадрат? (Через середину какого-либо ребра параллельного двум скрещивающимся ребрам)

4. Лампочка висит на расстоянии около двух метров от пола. Считая лампочку точкой, скажите: какую фигуру представляют собой множество всех точек в плоскости поля, которые удалены от лампочки на три метра? (Окружность).

Автор:
Г.А.ШАТКОВСКАЯ, СШГ №1 им. Абая, г. Талдыкорган