Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Легко ли быть франчайзи


25 апреля 2017, 03:48 | 2 028 просмотров



Как вести бизнес по крупной международной франшизе?

«Додо Пицца» — международная сеть пиццерий, чья история началась в 2011 году в Сыктывкаре. Через 4 года работы выручка компании превысила миллиард рублей, а в 2016 эта сумма выросла почти втрое. Сейчас в сети уже 164 точки, в планах — 400 пиццерий до 2020 года по всему миру, включая США и Китай, а также выход на IPO. Основатель «Додо» Федор Овчинников считает, что успех его бизнеса — в открытости. Предприниматель публикует всю финансовую отчетность и пишет честный блог sila-uma.ru: как начинал, как развивал сеть и привлекал инвестиции. Искренность подкупает — именно блог помог продавать франшизу и продвигать личность ее создателя. Так основатель «Додо» стал иконой в предпринимательской среде.

«Если вы надеетесь вложить деньги и больше никогда не появляться на кухне — эта франшиза не для вас. У нас франчайзи следят за показателями, лично проверяют кухню, общаются с клиентами и держат руку на пульсе. Халявы не будет», — честно предупреждает сайт франшизы «Додо». Эта сеть пиццерий требует не только постоянного участия франчайзи, но и выполнения жесткой системы стандартов: начиная от выбора помещения, заканчивая «воздушностью» корочки на пицце. Только так бизнес будет работать одинаково хорошо в любой стране мира.

Первая казахстанская точка «Додо» появилась летом 2015 года в Каскелене под управлением франчайзи Алексея Ковальчука. По требованиям управляющей компании, первая пиццерия франчайзи не может быть в городе свыше 500 000 человек и рассчитывается как 250 000 человек в городе на одну точку, поэтому Алексей запустил пиццерию в Алматинской области, чтобы скорее выйти на рынок Алматы. Вторым партнером стал Константин Тарасов. Он также в 2015 году открыл «Додо» в Костанае, а уже в декабре 2016 года состоялось техническое открытие пиццерии «Додо» в Алматы. «Капитал.kz» встретился с Константином, чтобы узнать, каково вести бизнес по крупной международной франшизе.

  — Как началось ваше сотрудничество с «Додо»?

 — Открытие в крупных городах и мегаполисах сразу невозможно, даже если у франчайзи есть большой опыт работы и хорошие финансовые возможности для запуска нескольких объектов. Таким образом, в 2015 году выход на крупные города был закрыт. Можно было выбрать город до 500 тысяч (при этом открыть 2 точки). Алексей Ковальчук начал с Каскелена, а я поехал в Костанай. После успешного запуска и развития этих городов нам можно было участвовать в тендере и выходить на другие города, в случае победы. Для открытия точки в Алматы мы объединились и выиграли тендер. Третий казахстанский франчайзи начал с Усть-Каменогорска, затем открыл точку в Караганде и подписал договоры на Астану, Экибастуз, Темиртау и Семей. Мы же ограничились Павлодаром, Костанаем и Алматы — это почти 15 пиццерий, нам хватит работы на 3−4 года.

 — Чем вы занимались до работы с «Додо»?

 — Продолжительное время я работал по найму в различных компаниях. Меня всегда интересовала предпринимательская деятельность, но для серьезного бизнеса мне не хватало большой идеи и средств, поэтому все время работы в компаниях я совмещал с небольшими предпринимательскими проектами. Я гонял и перепродавал машины, занимался автоаксессуарами, компакт-дисками, детскими игрушками и другими небольшими бизнесами.

В 2014 году я написал «Додо» письмо, что хочу стать их партнером в Казахстане. Тогда они ответили, что пока не рассматривают вариант продажи франшизы на Казахстан. Спустя год я получил письмо с приглашением приехать на месячное обучение. Почему уже спустя год ответ был положительным? Незадолго до их письма Алексей Ковальчук приехал в Сыктывкар без приглашения и заявил, что не уедет, пока не продадут франшизу в Казахстан. Он убедил управляющую компанию в развитии на Центральную Азию, обучился 2−3 месяца и вернулся домой с подписанным договором. Так я стал вторым франчайзи из Казахстана. Точка Алексея и моя точка открылись с разницей в полтора месяца: он стартовал в июле 2015 в Каскелене, а я запустил костанайскую точку в сентябре. 15 февраля 2017 года стало днем официального рождения алматинской «Додо Пиццы».

 — Почему именно «Додо»? Есть и другие сильные франшизы, например, Papa John`sи Domino`s Pizza.

 — Во времена наемной работы я часто бывал в Москве. Как известно, по многим аспектам бизнеса мы отстаем от столицы России на несколько лет. У меня там живет близкий друг детства, которого я каждый приезд расспрашивал об успешных бизнес-кейсах. Однажды он позвонил мне и посоветовал прочитать книгу «И ботаники делают бизнес» о Федоре Овчинникове. На тот момент это была очень популярная книга среди стартаперов. Я прочитал и был впечатлен его историей, позднее посмотрел выпуск передачи «Бизнес Секреты» с Олегом Тиньковым, где в гостях был мне уже известный герой — Федор, который начинал создавать большую международную компанию. Вот тогда я основательно загорелся его идеей, перечитал весь блог sila-uma.ru и понял, чем хочу заняться. Меня подкупила личность Федора: его отношение и открытость. Для Казахстана это вообще нонсенс: у нас никто не публикует свои отчеты и не делится ошибками, об этом просто не принято говорить вслух. Федор честно признавался в своем блоге, что книжный бизнес он продал с убытком, но при этом извлек все ошибки и с учетом опыта готов к большому, действительно большому и масштабному делу. Он ездил работать в Papa John`s, McDonalds, Sbarro, затем придумал концепт и модель бизнеса и успешно запустил собственную сеть. Постепенно сеть «Додо» начала набирать обороты, и я понял потенциал динамики их развития. Точка входа была не такая дорогая, как в Papa John`s и Domino`s Pizza. Я решил, что это перспективный проект с небольшим входом и уволился с последнего места работы, поехал в холодный Сыктывкар и стал одним из сподвижников сети.

  — Сколько вы инвестировали во франшизу?

 — Паушальный взнос небольшой, это не секрет: 350 тысяч рублей + НДС. В него входят обучение, проектирование пиццерии, поддержка, доступ к базе знаний, общение с действующими франчайзи. Все основные инвестиции — это вложения в помещение, инфраструктуру, оборудование, в первые закупки и команду. Минимальный вход зависит от формата. У нас формат семейной пиццерии с детской комнатой — это максимальный формат. Есть вариант попроще — городская пиццерия без детской комнаты с меньшим залом и кухней. Инвестиции в запуск составляют от $100 тыс. до $150 тыс. Половина уходит на строительство, 30% - на закупку оборудования, инвентаря и прочие инфраструктурные решения и 20% на операционные расходы и первичный оборот. Нам повезло с открытием в Костанае: все строительные работы и закупки закончили прямо перед обвалом тенге летом 2015-го. Мы покупали все по курсу 180 тенге и дешевому российскому рублю. Тем не менее это добавило стресса — было сложно открываться в такой тяжелый для страны период, тем более без опыта в сфере общественного питания. Мы работаем в Костанае с 2015 года, но еще не окупились. В середине 2017 года планируем окупиться полностью. Мы уже вышли в плюс и в Костанае, и в Алматы. Наша рентабельность составляет около 20%, за вычетом налогов и банковских комиссий остается 13−15%.

 — Сложно ли следовать жестким стандартам франшизы? И какие еще трудности встретились во время развития?

 — Стандартам следовать несложно, здесь важна жесткая и системная работа с командой и менеджментом. Стандарты постоянно меняются: за ними надо следить, вовремя обновлять, сообщать сотрудникам и мониторить выполнение. В этом помогает управляющая компания, которая организовывает работу «тайных покупателей». Для этого даже была создана специальная компания — «Додо Контролинг». Каждую неделю эти покупатели производят контрольные закупки в зале и заказывают доставку, заполняют форму, делают фотоотчеты и отправляют в управляющую компанию в Сыктывкар. Также 2 раза в месяц к нам без предупреждения приходит проверяющий по стандартам. У него есть чек-лист для проверки и фотоаппарат. Мы обязаны пустить его на кухню, чтобы он посмотрел сроки годности, обязательные ингредиенты, маркировки, этикетки, внешний вид сотрудников, оборудование и проверил чистоту. Проверки держат в тонусе, ведь на их основании выводится рейтинг. Рейтинг очень важен: он влияет на открытие новых точек, но также может привести к закрытию пиццерии. Это лакмусовая бумажка, показывающая хорошо все идет или плохо.

  — Какие еще были сложности?

 — Сам период строительства и запуска всегда стрессовый. Когда ты сам открываешь заведение, тебе не нужно ни с кем ничего согласовывать, все сроки под личным контролем и ответственностью. В случае с франшизой ты должен успеть все за жестко лимитированное время. Вы получаете готовый проект: каждый сантиметр, каждая мелочь и деталь должны совпадать. Нужно уладить очень много моментов и согласовать со всеми инстанциями. Без опыта в первой пиццерии было очень трудно. Где-то подводят поставщики, где-то хочешь сэкономить, но экономия выходит боком. Еще важно помнить о маркетинге и заниматься кадрами. У начинающей команды нет ресурсов, чтобы нанять отдельного HR-менеджера или снабженца. Франчайзи — это универсальный солдат, которому приходится думать обо всех направлениях стартапа: от бухгалтерии до стройки.

 — Пицца в «Додо» стоит дороже среднестатистической пиццы в Алматы. Как вы продвигаете более дорогой продукт?

 — Да, наша цена выше общепринятой, но мы не идем по пути конкуренции в цене. Мы четко понимаем, что не можем соревноваться с дешевыми пиццериями и доставками. За дешевыми пиццами не может стоять качественный продукт. Цены в «Додо» основаны на довольно высокой себестоимости хороших продуктов, работе «вбелую», хороших условиях для команды и гостей. Например, мы работаем с настоящей моцареллой без растительных жиров, итальянским пицца-соусом, без компромиссов. Есть большой список ингредиентов, которые должны быть определенного качества и не могут быть заменены на более дешевые аналоги. Поэтому большую часть ингредиентов покупаем в России. Сомневаюсь, что дешевые пиццерии используют настоящий томатный соус или тот же сыр моцарелла. Для них важно лишь сделать недорогую пиццу сносного качества, чтобы дешево продать и удивить покупателя ценой, но едва ли качеством. Это не наш метод. Мы гордимся своим продуктом и устанавливаем такую цену, при которой мы сможем обеспечивать свою жизнедеятельность и окупаться.

Автор:
kapital.kz