Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Использование на уроках математики занимательных и нестандартных задач - один из путей развития творческих способностей учащихся


26 июня 2010, 13:11 | 2 204 просмотра



Творческая деятельность ученика, направленная на творческое понимание усваемого материала и порождение новых способов действия, ее развитие зависят от наличия трех составляющих мышления:

- высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения ,аналогии и классификации)

- высокий уровень активности и плюралистичности мышления, проявляющихся в выдвижении множества гипотез, вариантов решений, нестандартных идей

- высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющиеся в выделении существенного в явлениях, осознании собственных способов мышления.

Сформированность названных качеств мышления позволит преодолеть трудности в овладении учебным материалом и приведет к развитию творческой личности учащегося.

Это объясняется тем, что ученик , получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем.

Задача учителя сводится к формированию указанных компонентов мышления.

При этом инструментом должна выступать творческая задача.

Решение учащимися творческих задач обеспечивается формируемыми у них знаниями, умениями, навыками.

Следует также заметить, что в сохранении высокой активной мыслительной деятельности на уроке играет большую роль мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает.

Значит, инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника на уроках математики, являются занимательные задачи(задачи на соображение, на догадку, головоломки, нестандартные задачи)

Занимательный материал многообразен, но его объединяет следующее:

- способ решения задачи неизвестен

- занимательные задачи способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся

- занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления.

Систематическое применение задач такого вида способствует развитию указанных мыслительных операций и формированию математических представлений детей.

Для решения занимательных задач характерен процесс поисковых проб.

Появление догадок свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности как смекалка и сообразительность.

Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа, сравнения, обобщений.О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам, обобщениям.

Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.

Однако для решения занимательных задач метод проб и ошибок ненадежен и нерационален.

Гораздо более эффективный способ – вооружить детей теми приемами умственной деятельности, которые необходимы при этом: анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация.

Предлагая учащимся занимательные задачи, мы формируем у них способности выполнять эти операции и одновременно развиваем их.

Занимательные задачи следует предлагать не только как средство заполнения досуга и развлечения, но и следует включать их в учебный процесс.

Решение математических задач лишь тогда будет развивать творческую инициативу, совершенствовать и поднимать на новый качественный уровень способности, когда деятельность учащихся мотивируется живым детским интересом, когда ее результаты, выраженные символами, знаками, образами, значимы для ребенка, вызывают у него потребность общения с товарищами, чувство удивления, восторга, когда сам процесс поиска решения задачи одухотворяет личность, возвышает ее.

Очевидно, не каждая математическая задача позволяет эффективно реализовать творческий потенциал детей, дает необходимую основу для активного самостоятельного поиска, увлекает ребенка и придает его деятельности эмоциональную окраску.

Наиболее пригодными для этих целей являются задачи нестандартные, привлекательные по форме предъявления, с ясной фабулой, интригующим сюжетом, необычным способом решения, с непредсказуемым ответом.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся заложено в задачах, имеющих несколько различных способов решения.

Поиск альтернативных решений сопряжен с разрушением стереотипов мышления преодолением шаблонности в организации умственной деятельности, развитием таких ее качеств как критичность, гибкость, самостоятельность, а, следовательно, по всей сути формирует творческую направленность личности .

Сама возможность существования других способов решения подталкивает ребенка к поиску, создает благоприятные условия для его самоутверждения, самовыражения.

Упражнения учащихся в поисках решений нестандартных задач есть один из действенных способов привития им вкуса, потребностей творческой деятельности.

Например, задания:

1.Постройте ломаную линию, состоящую из семи звеньев одинаковой длины так, чтобы расстояние между ее концами было бы наибольшим.

Найдите решение этой задачи для случаев, когда число звеньев ломаной равно 2,3,4,5,6,8,9,10.

2.Постройте прямоугольник, площадь которого выражается тем же числом, что и периметр. Для активизации умственной деятельности школьников при обучении математике, развития их творческих способностей полезно использовать геоплан Гаттенно-Карасева или его бумажный прототип – обычную ученическую тетрадь с налинованной или набитой тонкими гвоздиками учебной сеткой.

Построение и преобразование геометрических фигур на геоплане,осуществляемое при помощи эластичных шнуров, не только вызывает неподдельный интерес у учащихся разных возрастов, но и дает возможность самовыражения, воплощения своих действий и мыслей в некоторую математическую ситуацию, адекватную условиям задачи.

Возможность быстрого изменения формы, размеров и расположение фигур посредством растяжения или сжатия эластичных шнуров, переноса петель, достраивания элементов привлекает учащихся, обеспечивает двигательную, а вместе с ней и умственную активность, позволяет каждому ученику даже самому слабому проводить поиск каких-либо закономерностей, различных способов изображения (преобразования) фигур,изучаемых в математике.

Деятельность учащихся по изображению на геоплане объектов школьной математики представляет собой деятельность в известном смысле схожую с рисованием, графикой, которая формируется и направляется не только логическими структурами интеллекта, но и воображением, фантазией, чувством красоты, гармонии.

Она непосредственно опирается на творческое начало ребенка в тех случаях, когда формулировки учебных заданий предполагают определенную свободу действий, когда мысль ребенка не только не сковывается жесткими рамками начальных условий и различных ограничений, напротив, имеет возможность саморазвития, когда она, опережая работу пальцев, перемещающих эластичные шнуры по полю геоплана, придает их движению не хоатический, а вполне осмысленный

характер.

Предлагая детям занимательные и нестандартные задачи, мы формируем у них творческие способности.

Такие задачи следует предлагать не только как средство заполнения досуга и развлечения, но следует обязательно включать в учебный процесс.

Предлагаемые задачи обязательно должны соответствовать теме урока или серии уроков.

Решать их можно и при объяснении нового материала или при закреплении пройденного.

При решении занимательных и нестандартных задач идет формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций, поддержание интереса к предмету.

Уникальность таких задач служит мотивом к учебной деятельности, развивает такие качества, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность.

Байтагулова Ляйля Кудайбергеновна

учитель математики сш №8 имени Н. Островского г. Талдыкоргана 20 октября1958 года рождения.

Образование: высшее, ТКПИ

Педагогический стаж:32 года

Категория: высшая

Автор:
Л.К.БАЙТАГУЛОВА, учитель математики сш №8 имени Н. Островского, г. Талдыкоргана