Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Творческий проект на уроках технологии


26 июня 2010, 13:15 | 1 840 просмотров



Главной целью обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга, умением применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учитель технологии должен обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоротивно-прикладного искусства, давать знания и развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Все эти задачи ребенок реализует при выполнении творческого проекта. Не первый год мы изучаем проектный метод. Выполняют интересные работы, проявляют творческие способности при изучении тем: «Дизайн-образование», «Дизайн изделий», «Моделирование и художественное оформление одежды», «Структура и функции моды», «Экологические проблемы в современном дизайне» и т.д. И моей целью на уроках является приблизить учащихся к акту творения. Ведь подлинное творчество расцветает там, где есть влечение, привязанность и страсть к делу. Я пришла к выводу, что все-таки 2/3 части детей – творческие дети. Стоит их только вовремя развивать - и чем раньше, тем лучше. Творческий проект – это хорошая задача для самовыражения любого учащегося.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учениками в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найден способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

• проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

• целеполаганию и планированию деятельности;

• самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

• презентации (самоопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

• умение готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

• поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

• практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых ситуациях;

• выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

• проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижение гипотезы, детализации и обобщению).

Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.

Началом такого сотрудничества является создание информативных данных « Банк интегрированных творческих проектов». Особенность состоит в следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, на другом – осуществляют его защиту.

Автор:
Т.А.НАГИНА, учитель технологии СШ № 8 им. Островского.