Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Психологическая готовность к школе


26 июня 2010, 13:19 | 1 892 просмотра



Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсорную координацию.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая корнями из трудов Л.С.Выгодского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, Н.Г.Салминой, Е.Е.Кравцовой и других.

Существуют несколько параметров психического развития ребенка. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться еще и поэтому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем, если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы – строго обязательным, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс.

Все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Уже в дошкольном возрасте у детей следует воспитывать произвольное внимание, способность к аналитико-синтетической деятельности, запоминанию и воспроизведению ранее усвоенных знаний и навыков, умение применять их в разнообразных жизненных ситуациях. Произвольное внимание, способность к целенаправленному наблюдению, сравнению – это те умственные способности, которые обеспечивают способность к аналитико-синтетической деятельности, которая делает процесс восприятия более глубоким, помогает усвоить верные представления и организует процесс мышления.

Используя возрастные особенности детей шестого года жизни, необходимо воспитывать у них активное отношение к своей деятельности, формировать умение выделять в ней цель и способы ее достижения. Познавательная и воспитательная задачи соединяются и решаются в комплексе: познавательный интерес побуждает детей к активности, развивает любознательность, а старательность оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего ребенок усваивает предлагаемое содержание.

Формирование у детей интереса к получению знаний позволяет усложнять содержание обучения. Достижение результатов в более сложной деятельности доставляет ребенку радость и побуждает его к преодолению трудностей. У детей возникает интерес к учебной задаче, к поиску способов ее решения, на основе чего формируется интерес к учению. Чтобы вызвать активность у детей с недостаточными знаниями или проявляющими нерешительность, необходимы особые приемы: положительно оценивать малейшее их желание проявить самостоятельность, ответить на вопрос. Педагогу лучше выделить в своей оценке не качество ответа ребенка, а те усилия, которые он приложил. Такое поощрение способствует развитию активности детей, вызывает желание и в дальнейшем поступать так же.

Выше мы уже рассмотрели вопрос о том, почему ребенок хочет учиться в школе. Но ведь есть дети, которые на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?, не задумываясь, отвечают : «Нет». В чем причина? Практика показывает, что ребенку не нравятся занятия, где он не может активно проявить себя, показать хорошие результаты, где труден материал, поскольку способность преодолевать трудности еще несовершенна. Нередко можно услышать от детей: «Люблю рисовать карандашами, а красками – нет, у меня все смешивается» и т.п.

Нельзя недооценивать роль игры в обучении. Ведь, как мы знаем, игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. У многих детей на занятиях отмечаются низкая работоспособность, легкая отвлекаемость, поверхностность и шаблонность суждений. Одна из причин – это то, что педагоги начинают использовать преимущественно методы прямого обучения, сокращая число игровых приемов. Игры с детьми в школе часто бывают бедны по содержанию, потому что порой переоценивается умение ребенка подбирать атрибуты к соответствующим играм.

И часто нежелание ребенка учиться в школе непосредственно связано с тем, что еще в детском саду у него развился комплекс, нежелание учиться, потому что это не- интересно.

Обсуждая проблему готовности к школе, на первое место необходимо ставить сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности и выделять следующие параметры:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Автор:
Т.В.СОКОЛОВСКАЯ, психолог СШ №8 им. Н.Островского