Авторы: Наталенко Людмила Анатольевна , Алипбаева Лейла Такеновна
Преподаватели ДМШ им.Н.Тлендиева, г.Талдыкорган.
Одним из сложных предметов в детской музыкальной школе является сольфеджио. Сейчас у каждого преподавателя теоретического цикла главной задачей стало превратить сольфеджио из скучных, нудных уроков в привлекательные, интересные занятия. Только творчески настроенный педагог может преподнести сложный учебный материал в доступной, интересной форме. Мы знаем,что сольфеджио ставит такие задачи, как получение знаний теории, воспитания мелодического, гармонического слуха, формирования навыков пения,чистого интонирования, умения анализировать и „читать с листа„.
Однако оторванность теоретического материала от практического применения в виде импровизации, подбора на слух, сочинения мелодий и т.д. делает занятия скучными,теряется интерес к предмету. Например, детей, которые учатся на отделении казахских народных инструментов привлекает слушание , исполнение народных песен и кюев. Поэтому на уроках сольфеджио с такими детьми будет эффективным использование отрывков из песен и кюев в качестве учебного материала, то есть внядрять элементы этносольфеджио. Например, в первых классах на уроке можно написать мелодический диктант на основе фрагмента из песни Б.Гизатова „Біз өмірдің гүліміз„ , так как это произведение учат на занятиях по домбре в первом классе.
Все больше в музыкальной педагогике распространяется компьютеризация, применение новых информационных технологий. Такой метод может привнести „свежесть„ , современность и замечательно справится с поставленными задачами урока. Так, можно составить задания посредством компьютерного тестирования по разным темам теории музыки : „Лад„ , „Гаммы„ „Интервалы„ , „Аккорды„ и т.д. С помощью сотовых телефонов можно использовать приложения типа „онлайн-пианино„ цифровое фортепиано„ как средства выполнения практических заданий.К примеру, построение и игра гамм, ладов народной музыки, пентатоники, интервалов, аккордов, а также творческие задания-досочинить мелодию, подобрать аккомпанимент к мелодии из изученных аккордов и т.д.
В развитии музыкального слуха у школьников может положительно сказыватся привлечение такого метода как пение караоке.У детей этот любимый вид музыкальной деятельности способствует формированию хороших навыков чистого интонирования и пения. В интернете, в различных музыкальных каналах youtube находится огромное количество песенного материала различной тематики,в различных жанрах как„ в плюсовке,так и в минусовке„. Исполнение песен „с минусовкой„ способствует развитию памяти, чистого интонирования с аккомпаниментом, без дублирования вокальной партии. Все это может помочь привлечь учащихся к решению не только поставленных педагогических задач, но и в целом сделать сольфеджио интересным и любимым предметом.
При онлайн обучении эффективным методом обучения становятся онлайн-платформы, на которых в игровой форме можно решать к примеру такие задачи как отгадывание произведений на слух ступеней-звуков,ладов, интервалов, аккордов. При выполнении домашних заданий, большую помощь могут оказать различные компьютерные музыкальные приложения, программы.К примеру, различные такие приложения, программы, сайты как InPitch, GNU Sofedge, Musica,Teoria.com и другие способствуют развитию музыкального слуха до абсолютного.Вместе с тем они имеют большое количество упражнений по освоению теории музыки: построение гамм, интервалов, аккордов, ритмических групп.Также с помощью них ученик может тренироваться в чтении с листа, пения нот и решать другие задачи.
Хорошим подспорьем в овладении и закреплении теоретических знаний по сольфеджио могут быть задания в виде электронных карточек,которые нужно правильно запомнить.Например,помогают в освоении знаний по теме „Интервалы„ „Аккорды„ задания, где по образцу в до мажоре, в ля миноре показано строение интервала или аккорда. Необходимо, глядя на образец, правильно построить заданный интервал или аккорд, к примеру в фа мажоре, ре миноре, в си бемоль мажоре,соль миноре и т.д.
Ученые выявили ряд особенностей в развитии ребенка,который занимается музыкой:у него развиваются математические способности;он пространственно мыслит,попадая на нужные клавиши фортепиано;манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.Музыка приучает ребенка к повседневному труду, воспитывает в нем усидчивость,терпение, силу воли, эмоции становятся обостреннее,дает особое видение окружающего мира.Му- зыка помогает развить образное мышление,пространственное представление .
Таким образом,музыка, звучащая на любом занятии в музыкальной школе,в том числе и на сольфеджио способствуют не только получению знаний о музыке, формированию музыкально-исполнительских навыков и умений, таких как пение,умение слышать,отгадывать,умение строить и играть на музыкальном инструменте. Музыка на уроках развивает различные виды восприятия: слуховое, зрительное,чувственное, развивает все виды памяти : зрительную, моторную, образную,слуховую, обратную, ассоциативную. Музыка облагараживает, делает школьника более добрым,отзывчивым,учит видеть прекрасное, сопереживать радости и боли чужого человека. Ребенок,который занимается музыкальной деятельностью вырабатывает способность к логическому мышлению,овладению языком,речью. Музыка в воспитании личности имеет большое духовно-нравственное значение и определяет уровень цивилизованности любого общества, государства.