Особенности современного обучения на уроках  сольфеджио в детской музыкальной школе.

Особенности современного обучения на уроках  сольфеджио в детской музыкальной школе.

Музыка

 Авторы: Наталенко Людмила Анатольевна , Алипбаева Лейла Такеновна

Преподаватели ДМШ им.Н.Тлендиева, г.Талдыкорган.

       Одним из сложных предметов в детской музыкальной  школе является сольфеджио. Сейчас у каждого преподавателя теоретического цикла главной задачей  стало превратить сольфеджио из скучных, нудных уроков в привлекательные, интересные занятия. Только творчески настроенный педагог может преподнести сложный учебный материал в доступной, интересной форме. Мы знаем,что сольфеджио ставит такие задачи, как получение знаний теории, воспитания мелодического, гармонического слуха, формирования навыков пения,чистого интонирования, умения анализировать и „читать с листа„.                                                                                                                      

      Однако оторванность теоретического материала от практического  применения в виде импровизации, подбора на слух, сочинения мелодий и т.д. делает занятия скучными,теряется интерес к предмету. Например, детей, которые учатся на отделении казахских народных инструментов привлекает слушание , исполнение народных песен и кюев. Поэтому на уроках сольфеджио с такими детьми будет эффективным использование отрывков из песен и кюев в качестве учебного материала, то есть внядрять элементы этносольфеджио. Например, в первых классах на уроке можно написать мелодический диктант на основе фрагмента из песни Б.Гизатова „Біз өмірдің гүліміз„ , так как это произведение учат на занятиях по домбре в первом классе.                                                                                                                                           

      Все больше в музыкальной педагогике   распространяется компьютеризация, применение новых информационных технологий. Такой метод может привнести „свежесть„ , современность и замечательно справится с поставленными задачами урока. Так, можно составить задания посредством  компьютерного  тестирования по разным темам теории музыки : „Лад„  , „Гаммы„ „Интервалы„ , „Аккорды„ и т.д. С помощью сотовых телефонов  можно использовать приложения типа „онлайн-пианино„ цифровое фортепиано„ как средства  выполнения практических заданий.К примеру, построение и игра гамм, ладов народной музыки, пентатоники, интервалов, аккордов, а также творческие задания-досочинить мелодию, подобрать аккомпанимент к мелодии из изученных аккордов и т.д.                                                        

     В развитии  музыкального слуха у школьников может  положительно сказыватся привлечение такого метода как пение караоке.У детей этот любимый вид музыкальной деятельности  способствует формированию хороших навыков чистого интонирования и пения. В  интернете, в различных музыкальных каналах youtube находится огромное количество  песенного материала различной тематики,в различных жанрах как„ в плюсовке,так  и в минусовке„. Исполнение песен „с минусовкой„ способствует развитию памяти, чистого интонирования с аккомпаниментом, без дублирования вокальной партии. Все это может помочь привлечь учащихся к решению не только поставленных  педагогических задач, но и в целом сделать сольфеджио интересным и любимым предметом.                                                                                

     При онлайн обучении эффективным методом обучения становятся онлайн-платформы, на которых в игровой форме можно решать к примеру такие задачи как отгадывание произведений  на слух ступеней-звуков,ладов, интервалов, аккордов. При выполнении домашних заданий, большую  помощь могут оказать различные компьютерные музыкальные приложения, программы.К примеру, различные такие приложения, программы, сайты как InPitch, GNU Sofedge,  Musica,Teoria.com и другие  способствуют развитию музыкального слуха до абсолютного.Вместе с тем они имеют большое количество упражнений по освоению теории музыки: построение гамм, интервалов, аккордов, ритмических групп.Также с помощью них ученик может тренироваться  в чтении с листа, пения нот и  решать другие задачи. 

     Хорошим подспорьем в овладении и закреплении теоретических знаний по сольфеджио могут быть задания в виде электронных карточек,которые нужно правильно запомнить.Например,помогают в освоении знаний по теме  „Интервалы„ „Аккорды„ задания, где по образцу в до мажоре, в ля миноре  показано строение интервала или аккорда. Необходимо, глядя на образец, правильно построить  заданный интервал или аккорд, к примеру в  фа мажоре, ре миноре, в си бемоль мажоре,соль миноре и т.д.                                                                                                                          

      Ученые выявили ряд особенностей в развитии ребенка,который занимается музыкой:у него развиваются математические способности;он пространственно мыслит,попадая на нужные клавиши фортепиано;манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.Музыка приучает ребенка к повседневному труду, воспитывает в нем усидчивость,терпение, силу воли, эмоции становятся обостреннее,дает особое видение окружающего мира.Му- зыка помогает развить образное мышление,пространственное представление .                                                               

    Таким образом,музыка, звучащая на любом занятии в музыкальной школе,в том числе и  на сольфеджио способствуют не только  получению знаний о музыке, формированию музыкально-исполнительских навыков и умений, таких как пение,умение слышать,отгадывать,умение строить и играть на музыкальном инструменте. Музыка  на уроках развивает различные виды восприятия: слуховое, зрительное,чувственное, развивает все виды памяти : зрительную, моторную, образную,слуховую, обратную, ассоциативную. Музыка  облагараживает, делает школьника более добрым,отзывчивым,учит  видеть прекрасное, сопереживать радости и боли чужого человека. Ребенок,который занимается музыкальной деятельностью вырабатывает  способность к логическому мышлению,овладению языком,речью.          Музыка в воспитании личности имеет большое духовно-нравственное значение и определяет уровень цивилизованности любого общества, государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *