STEM-образование в нашей школе
STEM-лаборатория школы-лицея №72 оборудована лазерным станком, наборами для образовательной робототехники: Lego Mindstorm EV3, плата Ардуино UNO, Make Block, ноутбуки, 3D Printer с установленными программными обеспечениями.
В STEM-лаборатории дети изучают несколько дисциплин: инженерное дело, программирование, робототехнику и 3D-моделирование. Изучая инженерное дело, дети сами создают своими руками различные механизмы, параллельно они изучают математику, физику, химию, информатику. В лаборатории с роботами Lego Mindstorm EV3, дети учатся их программировать, подключая их к ноутбуку, моделировать 3D объекты: тор, куб, мячик и распечатываать на 3D принтере, вырезать детали дома на лазерном станке. Интересное и увлекательное, основанное на практике изучение точных наук помогает ребятам в игровой форме освоить химию, физику, программирование и другие науки. На уроках и во внеурочное время в STEM-лаборатории наши дети создают проекты и прототипы, применяя полученные знания уже на практике. За два года обучения детей, как учитель преподающий предмет, хочу отметить, что важно не только понимать фундаментальные науки, но и учиться работать в команде и презентовать свои работы на различных соревнованиях. Так, например, участие детей в городском чемпионате по техническому творчеству «Білім шыңы-2021», организованный в онлайн формате, где команда нашей школы заняла 3 место в номинации «Кегельринг», а также в городской STEM олимпиаде «Решения по улучшению ситуации с COVID-19», где наши ребята заняли 4 место, было очевидно, что активная коммуникация и командная работа – один из главных плюсов STEM-обучения.
В нашей школе предмет STEM включен в вриативную часть учебного плана. «STEM» и «Робототехника» ведется в 5-8 классах, в 5 «К», «М», 6 «К» занятия включены в расписание основных предметов, а 6 «Е», «Н», 8 «В», «Г», «З», «Е» в расписание факультативных занятий, а также дети занимаются в кружках «Робототехника», все занятия проводятся нашими учителями, прошедшими курсы обучения в ЦМО и в STEM академии и г. Нур-Султан. Клендарно-тематический план для преподавания предмета STEM составлен согласно программе курса для 2-10 классов, разработанной STEM академией.
Интеграция предмета активно используется учителями естественно-математических дисциплин. На предметных декадах учителя школы часто практикуют проведение интегрированных открытых уроков математики и информатики, физики и информатики, биологии и химии. Например, на интегрированных уроках матемтики и информатики, по теме «Графики квадратичных фунций», «Тела вращения» ученики, применяя свои знания и умения работы с табличным редактором, программным обеспечением по 3D моделированию показали построение графиков квадратичных функций и объемные тела вращения. А так же использование «Phet симуляции» на платформе STEM академии позволяет самостоятельно освоить материал по предметам биология, химия и физика. Для примера скажу, что для разработки урока на тему «Моделирование движения тела, брошенного под углом к горизонту» (Информатика, Физика 9 класс), я ознакомилась с Phet симуляцией полета снаряда под разными углами. В данной симуляции можно увидеть визуально график (параболу) для разных углов бросания, не учитывать сопротивление воздуха и много другое. А для перевода формул равномерного и равноускоренного движения и вычисления косинуса и синуса угла бросания необходимо исползовать модуль math языка программирования Python. Курс по Python тоже есть на платформе академии.
В заключении, отмечу, что STEM–обучение в школе развивается, и для администрации, и учителей школы преимущества и актуальность STEM-образования сегодня очевидны.
Автор: Оразбаева Бакытжан Мухаммедияновна, учитель информатики
ГКП на ПХВ «Школа-лицей №72», г Астана