Пути использования музыкально-компьютерных программ

Пути использования музыкально-компьютерных программ

Музыка

Автор : Темирова Ш.Е. , Преподаватель хорового отделения ДМШ им. Н. Тлендиева

Темирова М.Ф. , Преподаватель специального фортепиано Талдыкорканского музыкального колледжа им. К. Байсеитова

Переход мирового сообщества к качественно иному технологическому укладу, базирующемуся на сетевом развитии производства и управления, на массовом использовании информационно-коммуникативных технологий, определяет новую ступень современной цивилизации.

В числе главных характеристик — усиление роли квалификации, профессионализма и творческих способностей работника, как главных характеристик труда и человеческого потенциала. В мире высокотехнологической, информационно-сетевой экономики материальные ресурсы уступают своё первенство знаниям, интеллекту, информации, инновациям, которые сегодня превращаются в реальные факторы, самостоятельные продукты производства.

Информационное обеспечение требует создания единого информационно-педагогического пространства, национального и региональных банков научной и учебно-методической документации, разработки и снабжения организаций образования информационными технологиями и учебно-методическими материалами,  соответствующими многоуровневой системе знаний,  обеспечение доступа к мировым телекоммуникационным сетям».

Слушание знакомых пьес в новом звучании (оркестровом, с участием экзотических инструментов), где можно провести сравнение различных трактовок, аранжировок одного и того же произведения, активизируют и обогащают восприятие у слушателей. И чтобы творческие проявления у детей в результате проведенных занятий имели целенаправленный, ак­тивный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее:

а)  отбирать такой музыкальный материал (в том числе и из музы­кально-компьютерных программ) для урока, который может являть­ся основой формирования конкретных творческих навыков и в то же  время отвечать дидактическим требованиям;

б)    использовать приемы, методы и формы работы, способствую­щие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтере­сованности и непринужденности;

в)     выбирать приемы показа образцов творчества в различных ви­дах музыкальной деятельности учащихся;

г)     разрабатывать и ставить серии заданий, способствующих раз­витию у детей творческих способностей;

д)    различным образом импровизировать, включая в импровизации народные кюи;

е) устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

Однако, предлагая вниманию школьников (вне зависимости от того, имеют они музыкальную подготовку или нет) музыкальный материал для слушания, важно учитывать объем их слухового внимания. На­пример, дети 6-7 лет способны внимательно слушать музыку 1-1,5 минуты, учащиеся третьего класса — 3 минуты, четвертого класса могут охватить вниманием музыкальный образ, звучание которого длится 4-5 минут. Подростки и взрослые могут внимательно слушать произведения, звучащие до 15-17 минут.

Воспитательное значение творчества оценивается дос­таточно высоко. Ценность музыкального творчества студента прояв­ляется, в первую очередь, в самом процессе, ибо он позволяет преподавателю наблюдать за ходом музыкальной мысли обучающихся. Неоценимую роль техни­ческих средств в воспитательной работе подчеркивал Г. Нейгауз: «Я считаю, — писал он, — пластинки, грамзаписи, радио и телевидение великолепным современным средством воспитания» [1].

Каждого будущего музыканта, в первую очередь, надо научить слу­шать музыку. Восприятие музыки так же, как ее исполнение, является творческим процессом.  Активное восприятие может перерасти в твор­чество. Для данного случая можно использовать музыкально-компью­терную программу «Musik Produsor». Здесь имеются в памяти компь­ютера более 100 известных и популярных мелодий, пьес, оркестровок различных эпох и стилей. Студенты могут видеть на экране дисплея в цвет­ном изображении инструменты, которые исполняют в данный момент мелодию. Можно предложить несколько вариантов творческой работы:

а)     менять состав инструментов от традиционных, принятых для ис­полнения тех или иных мелодий, до получения экзотических звучаний;

б)    экспериментировать с интенсивностью звуковых волн в различ­ных вариантах;

в)     определять темп исполняемого произведения в зависимости от его характера, творчески экспериментировать с его изменениями;

г)     изменять тональность исполняемого отрывка, составить малень­кий творческий рассказ о том, что происходит в данном случае с ме­лодией, как меняется ее настроение, характер;

д)    экспериментировать с объемностью звучания, передвигая рас­положение инструментов курсором мышки, располагая их в разных направлениях в составе оркестра;

е)     записывать видоизмененные варианты мелодий, находя затем лучший из них, внося их в память компьютера, экспериментировать с данной записью и так далее;

ж)    осваивать элементарные пользовательские навыки работы с музыкально-компьютерными программами.

Чем внимательнее и напряженнее ученики вслушиваются в звуча­ния, тем острее переживают услышанную мелодию. Яркое восприятие музыки является одним из источников творческого отношения к ней.

Музыкальные способности учащихся, их развитие сказывается в эмоцио­нальном отклике на музыку, в слуховом восприятии звуков высотного и ритмичного движения мелодии, в восприятии формы, основных средств выразительности музыкального произведения, в координации между му­зыкально-слуховыми представлениями и исполнительской техникой.

Для работы в области развития восприятия музыки можно предло­жить еще одну музыкально-компьютерную программу «Presto Arranger». В этой программе можно предложить подобрать на слух любимую мелодию. Ознакомив  с ее звучанием, нужно попросить его определить движение мелодии и мысленно представить себе звучание песенки, а затем, сверяя свои слуховые представле­ния с реальным звучанием мелодии, подобрать ее на фортепиано. За­тем предлагается подобрать на клавиатуре компьютера, сравнив при этом звучание.

Развивая восприятие пьес с определенными ритмическими зако­номерностями, можно продемонстрировать собственным исполнением или при помощи музыкальных компьютерных программ «Lyra» и «Finale» ритмы вальса, полонеза, мазурки и так далее. Темпы этих танцев связаны с их характером. Такой анализ музыкальных пьес способствует сознательному слушанию музыки учащимися. Для успешного усвоения лада можно предложить одну и ту же пьесу сыграть на клавиатуре персонального компьютера сначала в мажоре, затем в миноре или приду­мать музыкальную тему какого-нибудь занимательного рассказа.

Для освоения нотной грамоты можно использовать программу «Lyra», «Cake walk», «Score writer», «Personal Studio». В этих программах можно наносить выбранную ноту на нотный стан, которая в тот момент, как ее туда выставляют, еще и звучит соответствующей высотой. После записи нот можно перекрутить, как на аудио магнитофон и прослушать то, что получилось. При желании можно внести любые исправления, используя для этого электронную «резинку», как это делается для стирания ненужных карандашных надписей.

Педагог должен по мере усложнения в процессе дальнейшей ра­боты обращать внимание ученика на составные элементы пьесы: мелодию, сопровождение, элементы полифонии, форму и так далее, дополняя их различными деталями мелодии и подробностями, кото­рые имеют определенную часть единого целого.

Важную роль в развитии восприятия музыки студентпми играют программные произведения и казахские народные импровизационные жанры. Это наиболее доступные детьми пьесы. На определенную программность могут указать либо стихи, написанные перед нотным текстом, либо картинки из жизни, народа и так далее. Обучающиеся вкла­дывают в исполнение пьесы настроение, подсказанное его воображе­нием, исполняя ее на клавиатуре компьютера, либо в синтезе «компь­ютер — традиционный инструмент».

Как один из вариантов такой работы можно предложить учащему­ся часть мелодии или сопровождения поручить выполнять одному инструменту, другую часть — другому инструменту или сразу же не­скольким инструментам и послушать, что из этого выйдет.

Таким образом, можно получить практические навыки аранжиров­ки и оркестровки пусть небольших пьес. Ценным является то, что студент сразу же слышат конечный результат их авторского замыс­ла: как звучит у разных инструментов, собранных в оркестр по их за­мыслу, данная пьеса или мелодия.

При этом расширяется круг музыкальных представлений, что на­правляет внимание ученика не только на содержание музыкального сочинения, но и на форму его воплощения, на то как построены мело­дия, аккомпанемент.

    Дальнейшее освоение данных музыкальных компьютерных про­грамм дает будущим специалистам возможность играть в паре с компьютерный оркестром. Если это концерт для солирующего инструмента с оркестром или игры просто в ансамбле, он играет первую или вторую партию. Необходимо помнить, что успехов в проблемно-творческом обучении можно достичь лишь при условии четкого соблюдения в работе основных компонентов проблемной си­туации: необходимость, при которой возникает потребность в новом действии; неизвестное, которое должно бы открытым в возникшей ситуации; возможность выполнения учащимися проблемного задания.

Особая область применения музыкальных компьютерных программ — диагностика. Сопоставление записей на дисках, сделанных в раз­ное время, в разных условиях, позволяет получить наиболее объек­тивное представление о музыкальных способностях, одаренности, способности ученика и на этой основе прогнозировать его дальнейшее продвижение. Данные, полученные в ходе того или иного эксперимента, помогают выявить обобщенность мыслительной деятельности, ее на­правленность на абстрагирование и обобщение существенного в ма­териале, осознанность мышления, гибкость и устойчивость мысли­тельной деятельности и его самостоятельность.

Комплексный метод преподавания, широкое взаимное проникно­вение содержания учебных предметов, единство целей обучения всех дисциплин и их практической слуховой основы создают благоприят­ные объективные предпосылки для установления разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе. Музыкальная литература с первых же уроков использует опыт и знания Детей, приобретенные на уроках сольфеджио и в классе игры на инструменте, устанавливая специфические связи с каждой параллельной дисциплиной.

Материал музыкальной литературы является богатой питатель­ной почвой для гармоничного эстетического развития слуха. Извест­ный педагог и композитор С. Майкапар в своем исследовании утвер­ждал, что наиболее благоприятным для слуха воздействием следует считать восприятие в возможно большем количестве художественно законченной музыки[2].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *