Автор : Темирова Ш.Е. , Преподаватель хорового отделения ДМШ им. Н. Тлендиева
Темирова М.Ф. , Преподаватель специального фортепиано Талдыкорканского музыкального колледжа им. К. Байсеитова
Переход мирового сообщества к качественно иному технологическому укладу, базирующемуся на сетевом развитии производства и управления, на массовом использовании информационно-коммуникативных технологий, определяет новую ступень современной цивилизации.
В числе главных характеристик — усиление роли квалификации, профессионализма и творческих способностей работника, как главных характеристик труда и человеческого потенциала. В мире высокотехнологической, информационно-сетевой экономики материальные ресурсы уступают своё первенство знаниям, интеллекту, информации, инновациям, которые сегодня превращаются в реальные факторы, самостоятельные продукты производства.
Информационное обеспечение требует создания единого информационно-педагогического пространства, национального и региональных банков научной и учебно-методической документации, разработки и снабжения организаций образования информационными технологиями и учебно-методическими материалами, соответствующими многоуровневой системе знаний, обеспечение доступа к мировым телекоммуникационным сетям».
Слушание знакомых пьес в новом звучании (оркестровом, с участием экзотических инструментов), где можно провести сравнение различных трактовок, аранжировок одного и того же произведения, активизируют и обогащают восприятие у слушателей. И чтобы творческие проявления у детей в результате проведенных занятий имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее:
а) отбирать такой музыкальный материал (в том числе и из музыкально-компьютерных программ) для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
б) использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности и непринужденности;
в) выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся;
г) разрабатывать и ставить серии заданий, способствующих развитию у детей творческих способностей;
д) различным образом импровизировать, включая в импровизации народные кюи;
е) устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.
Однако, предлагая вниманию школьников (вне зависимости от того, имеют они музыкальную подготовку или нет) музыкальный материал для слушания, важно учитывать объем их слухового внимания. Например, дети 6-7 лет способны внимательно слушать музыку 1-1,5 минуты, учащиеся третьего класса — 3 минуты, четвертого класса могут охватить вниманием музыкальный образ, звучание которого длится 4-5 минут. Подростки и взрослые могут внимательно слушать произведения, звучащие до 15-17 минут.
Воспитательное значение творчества оценивается достаточно высоко. Ценность музыкального творчества студента проявляется, в первую очередь, в самом процессе, ибо он позволяет преподавателю наблюдать за ходом музыкальной мысли обучающихся. Неоценимую роль технических средств в воспитательной работе подчеркивал Г. Нейгауз: «Я считаю, — писал он, — пластинки, грамзаписи, радио и телевидение великолепным современным средством воспитания» [1].
Каждого будущего музыканта, в первую очередь, надо научить слушать музыку. Восприятие музыки так же, как ее исполнение, является творческим процессом. Активное восприятие может перерасти в творчество. Для данного случая можно использовать музыкально-компьютерную программу «Musik Produsor». Здесь имеются в памяти компьютера более 100 известных и популярных мелодий, пьес, оркестровок различных эпох и стилей. Студенты могут видеть на экране дисплея в цветном изображении инструменты, которые исполняют в данный момент мелодию. Можно предложить несколько вариантов творческой работы:
а) менять состав инструментов от традиционных, принятых для исполнения тех или иных мелодий, до получения экзотических звучаний;
б) экспериментировать с интенсивностью звуковых волн в различных вариантах;
в) определять темп исполняемого произведения в зависимости от его характера, творчески экспериментировать с его изменениями;
г) изменять тональность исполняемого отрывка, составить маленький творческий рассказ о том, что происходит в данном случае с мелодией, как меняется ее настроение, характер;
д) экспериментировать с объемностью звучания, передвигая расположение инструментов курсором мышки, располагая их в разных направлениях в составе оркестра;
е) записывать видоизмененные варианты мелодий, находя затем лучший из них, внося их в память компьютера, экспериментировать с данной записью и так далее;
ж) осваивать элементарные пользовательские навыки работы с музыкально-компьютерными программами.
Чем внимательнее и напряженнее ученики вслушиваются в звучания, тем острее переживают услышанную мелодию. Яркое восприятие музыки является одним из источников творческого отношения к ней.
Музыкальные способности учащихся, их развитие сказывается в эмоциональном отклике на музыку, в слуховом восприятии звуков высотного и ритмичного движения мелодии, в восприятии формы, основных средств выразительности музыкального произведения, в координации между музыкально-слуховыми представлениями и исполнительской техникой.
Для работы в области развития восприятия музыки можно предложить еще одну музыкально-компьютерную программу «Presto Arranger». В этой программе можно предложить подобрать на слух любимую мелодию. Ознакомив с ее звучанием, нужно попросить его определить движение мелодии и мысленно представить себе звучание песенки, а затем, сверяя свои слуховые представления с реальным звучанием мелодии, подобрать ее на фортепиано. Затем предлагается подобрать на клавиатуре компьютера, сравнив при этом звучание.
Развивая восприятие пьес с определенными ритмическими закономерностями, можно продемонстрировать собственным исполнением или при помощи музыкальных компьютерных программ «Lyra» и «Finale» ритмы вальса, полонеза, мазурки и так далее. Темпы этих танцев связаны с их характером. Такой анализ музыкальных пьес способствует сознательному слушанию музыки учащимися. Для успешного усвоения лада можно предложить одну и ту же пьесу сыграть на клавиатуре персонального компьютера сначала в мажоре, затем в миноре или придумать музыкальную тему какого-нибудь занимательного рассказа.
Для освоения нотной грамоты можно использовать программу «Lyra», «Cake walk», «Score writer», «Personal Studio». В этих программах можно наносить выбранную ноту на нотный стан, которая в тот момент, как ее туда выставляют, еще и звучит соответствующей высотой. После записи нот можно перекрутить, как на аудио магнитофон и прослушать то, что получилось. При желании можно внести любые исправления, используя для этого электронную «резинку», как это делается для стирания ненужных карандашных надписей.
Педагог должен по мере усложнения в процессе дальнейшей работы обращать внимание ученика на составные элементы пьесы: мелодию, сопровождение, элементы полифонии, форму и так далее, дополняя их различными деталями мелодии и подробностями, которые имеют определенную часть единого целого.
Важную роль в развитии восприятия музыки студентпми играют программные произведения и казахские народные импровизационные жанры. Это наиболее доступные детьми пьесы. На определенную программность могут указать либо стихи, написанные перед нотным текстом, либо картинки из жизни, народа и так далее. Обучающиеся вкладывают в исполнение пьесы настроение, подсказанное его воображением, исполняя ее на клавиатуре компьютера, либо в синтезе «компьютер — традиционный инструмент».
Как один из вариантов такой работы можно предложить учащемуся часть мелодии или сопровождения поручить выполнять одному инструменту, другую часть — другому инструменту или сразу же нескольким инструментам и послушать, что из этого выйдет.
Таким образом, можно получить практические навыки аранжировки и оркестровки пусть небольших пьес. Ценным является то, что студент сразу же слышат конечный результат их авторского замысла: как звучит у разных инструментов, собранных в оркестр по их замыслу, данная пьеса или мелодия.
При этом расширяется круг музыкальных представлений, что направляет внимание ученика не только на содержание музыкального сочинения, но и на форму его воплощения, на то как построены мелодия, аккомпанемент.
Дальнейшее освоение данных музыкальных компьютерных программ дает будущим специалистам возможность играть в паре с компьютерный оркестром. Если это концерт для солирующего инструмента с оркестром или игры просто в ансамбле, он играет первую или вторую партию. Необходимо помнить, что успехов в проблемно-творческом обучении можно достичь лишь при условии четкого соблюдения в работе основных компонентов проблемной ситуации: необходимость, при которой возникает потребность в новом действии; неизвестное, которое должно бы открытым в возникшей ситуации; возможность выполнения учащимися проблемного задания.
Особая область применения музыкальных компьютерных программ — диагностика. Сопоставление записей на дисках, сделанных в разное время, в разных условиях, позволяет получить наиболее объективное представление о музыкальных способностях, одаренности, способности ученика и на этой основе прогнозировать его дальнейшее продвижение. Данные, полученные в ходе того или иного эксперимента, помогают выявить обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале, осознанность мышления, гибкость и устойчивость мыслительной деятельности и его самостоятельность.
Комплексный метод преподавания, широкое взаимное проникновение содержания учебных предметов, единство целей обучения всех дисциплин и их практической слуховой основы создают благоприятные объективные предпосылки для установления разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе. Музыкальная литература с первых же уроков использует опыт и знания Детей, приобретенные на уроках сольфеджио и в классе игры на инструменте, устанавливая специфические связи с каждой параллельной дисциплиной.
Материал музыкальной литературы является богатой питательной почвой для гармоничного эстетического развития слуха. Известный педагог и композитор С. Майкапар в своем исследовании утверждал, что наиболее благоприятным для слуха воздействием следует считать восприятие в возможно большем количестве художественно законченной музыки[2].